КолонкаПолитика

Диверсия с ЕГЭ

Регулярные скандалы с ЕГЭ превосходно, как в капле воды, отражают все особенности российской власти и общества

Этот материал вышел в номере № 58 от 31 мая 2013
Читать
Регулярные скандалы с ЕГЭ превосходно, как в капле воды, отражают все особенности российской власти и общества

В российской системе образования — очередной скандал с ЕГЭ, и преоглушительный: в Сеть до начала экзамена утекли ответы на ЕГЭ по русскому языку, причем правильные, вопреки первоначальным заверениям Минобразования. Опять крик, опять шум: отменить ЕГЭ, это коррупция, это падение уровня образования и т.д.

Регулярные скандалы с ЕГЭ превосходно, как в капле воды, отражают все особенности российской власти и общества.

Скажу прямо: альтернативы у ЕГЭ нет. Все демагогические доводы его противников о том, что он не отражает истинный уровень знаний, не показывает ход мыслительного процесса, стрижет под одну гребенку, что на ЕГЭ можно натаскать даже дурака, есть лишь вот это — чистая демагогия.

Да, стрижет под одну гребенку, и очень хорошо. Да, не показывает особенности мыслительного процесса — и замечательно. У меня в школе учительница математики имела обыкновение ставить мне четверки за контрольные, хотя все ответы были правильные. И даже ход мысли был правильный. «А вот тут отступа и абзаца нет», — говорила она, или наоборот: «А вот тут абзац зачем-то поставлен».

Скажем прямо, в условиях российской коррупции «учет уникальных особенностей каждого абитуриента» обычно был связан не с льготами талантливым, а с вытаскиванием за уши блатных. Там все было как в анекдоте. Кто блатной, того спрашивают: «А сколько погибло в Великой Отечественной?» А кто не блатной, того: «Перечислите всех поименно».

Так что «под одну гребенку» — это то, что надо. «Выявление уникальных особенностей» — это не то, что требуется при массовом заезде в вузы. Уникальные особенности потом выявят. Как-то США живут при своем ЕГЭ, и это не мешает экспорту образования быть одной из главных отраслей экспорта США.

Лучшей особенностью системы американского образования, в том числе в школах, как раз и является непрерывное, с четвертого-пятого класса, тестирование, которое в США приводит к постоянному отбору школьников с выделением лучших и возможным переходом их в другие школы, а у нас-то как раз и повергает родителей в ужас: «Бедные дети живут в системе постоянного стресса, когда они почему-то должны соревноваться друг с другом».

Натаскать дебила на ЕГЭ, наверное, действительно можно, но согласитесь, что сколько-нибудь способного школьника на него натаскать гораздо легче — в чем проблема-то?

Спорить о том, что объективней — ЕГЭ или «уникальное собеседование», это все равно что спорить, как лучше определять алкогольное опьянение водителя — путем анализа крови или путем длительной беседы с гаишником, которая выявит все уникальные особенности реакции данного водителя на алкоголь. «Ясен пень, нужна беседа с гаишником!» — скажет вам всякий гаишник.

Другое дело, что все эти чисто теоретические рассуждения разбиваются о суровую реальность российского failed state. Ихняя импортная машинка у нас не жужжит: ЕГЭ не отменил коррупцию, а перенес ее с уровня вузов на уровень школ. В дагестанских школах ЕГЭ по русскому языку сдают лучше всех по стране, а перед экзаменами ученики из Махачкалы переводятся в сельские школы — там дешевле. Вопросы, особенно по истории и литературе, бывают дебильные: но это не проблема ЕГЭ, они и без ЕГЭ дебильные.

И, наконец, апофеоз: утекшие в Сеть ответы. Вот почему, интересно, на Западе не утекают?

Притом ответы утекли не с мест. Они утекли из аппарата министерства, или, в крайнем случае, из типографии, и с учетом того, что ответы были размещены в Сети бесплатно, — это конкретно диверсия. Это было сделано не для заработать и не за идею. Это было сделано, чтобы сместить министра образования Дмитрия Ливанова, и к бабке не ходи, кто заказывал — заказывал один из тех жуликов и воров, которые публично попались на диссертационном плагиате и — как подобает жуликам и ворам в стране, где правят жулик и воры, — страшно возмутились тем, что Ливанов по этому поводу хочет что-то делать. Началась шумная кампания за отставку Ливанова.

Если бы у нас в стране было подобие следствия, то не только виновный должен быть найден, но и заказчику должна быть предъявлена ст. 281, «диверсия», лишение срока свободы от 10 до 15 лет. Потому что это диверсия в чистом виде. Это не политическая борьба и не публичная критика.

Но самым неприятным мне кажется следующее. У нас в стране за время правления Путина было предпринято две попытки реформы. Реальной реформы в правильном (теоретически) направлении. Это реформа армии и реформа образования. Обе эти реформы столкнулись с ожесточенным, с пеной у рта противодействием действующей армейской или образовательной мафии, и голос этой мафии был оба раза слышен гораздо громче голоса государства.

Это правда, что нынешняя власть не обладает легитимностью, необходимой для проведения реформ, и правда, что оба раза реформы проводились половинчато, нерешительно, да еще и увязали в коррупции.

Но не может не настораживать тот факт, что при малейшей попытке реформ сложившиеся в российском обществе паразитические структуры оказываются более косными, чем даже само разваливающееся государство, — и вдобавок они успешно пытаются выдавать свои интересы за общественное мнение.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow