Подконтрольное списывание
За несколько дней до сдачи ЕГЭ-2013 в интернете появились ответы на экзаменационные задания. Тысячи школьников, которые их распространяли или ими воспользовались, теперь могут не получить аттестат.
Саша Войнов (фамилия изменена) учится в кировской школе № 46. Его профиль (а в этой школе после 9-го класса ученики распределяются по профильным классам) — химико-биологический, собирается поступать в мединститут. 27 мая он вместе с одноклассниками сдавал единый госэкзамен по русскому языку. Результатов ждет на следующей неделе. И со спокойным сердцем — писал сам. А некоторые его друзья — волнуются.
— Ответы на ЕГЭ в интернете появились где-то в четверг, — говорит Саша. — Мне их скинул друг. Почти все, что было в этой «шпаргалке», совпало с вопросами экзамена.
Правда воспользоваться «подсказкой» Саша не смог — одноклассники сохраняли ответы в памяти мобильных телефонов и потом пользовались ими «под партой», а у Саши телефон старый — даже не цветной: интернета нет, файлы не читает.
— Учитель сказал нам, что все мобильники будут забирать еще при входе в школу. Ребята придумали схему: упросили родителей купить дешевые телефоны и сдали их вместо продвинутых. Никто нас не обыскивал. Списать было реально: учитель в кабинете — всего один, да и тот выходил два раза на несколько минут. Списывали и отпрашиваясь в туалет — там смотреть шпаргалки было проще.
После экзамена, по словам Саши, ученики делились своими успехами в списывании. Из его класса (25 человек) ЕГЭ списали восемь. Два человека — от и до.
Официальная реакция на появление ответов на вопросы госэкзамена оказалась жесткой: министр образования Дмитрий Ливанов уже пообещал вычислить и наказать тех, кто выкладывал ответы в соцсетях, а Дмитрий Медведев уточнил, как будут наказывать: «Достаточно оснований для того, чтобы комиссия принимала решение об аннуляции результатов единого госэкзамена для лица, которое соответствующей работой занимается». Остается вопрос: что будет с теми, кто не распространял, а просто пользовался ответами? Ответ на него дадут на ближайших заседаниях Государственной экзаменационной комиссии. В ГЭК нам пояснили, что решение может быть принято уже в пятницу.
Непонятно также, как будут вычислять нарушителей. Так, в сообществе, откуда ученики 46-й кировской школы взяли ответы на ЕГЭ, состоит 102 313 участников. Доказательств того, что каждый участник воспользовался предложением группы, — нет и быть не может: не стояли же видеокамеры в туалетах и в каждой аудитории. Создатель группы «ЕГЭ, ГИА, ответы» Марк Бринов считает, что большинству ребят бояться нечего.
— Самые умные догадались, что не надо делать «репост» (автоматическое распространение по соцсетям. — И. Ж.), те же, кто сделал, — попадут под подозрение, но ведь и они могли не пользоваться этими ответами.
— Откуда вам стали известны примеры экзаменационных заданий?
— Этого я сказать не могу.
— Когда вы размещали ответы, не боялись «подставить» выпускников?
— Никто не думал, что будет такая жесткая реакция со стороны властей. Ученики списывали ЕГЭ и в прежние годы. Но с другой стороны, я уже сказал, что умные люди не стали распространять информацию, а молча ею воспользовались.
— Чувствуете на себе ответственность за детей, которые теперь не получат аттестат?
— Нет. Я старался помочь всем. Кто не получит — их вина. Большинство воспользовалось правильно. Вообще, это хороший способ почистить генофонд — «баранов» надо отсеивать еще на подступах к институту.
— Ваша группа до сих пор работает, несмотря на проверки правоохранительных органов и блокировку аналогичных сообществ. Как удалось избежать закрытия?
— У ментов руки не дошли, а Дуров (совладелец социальной сети «ВКонтакте». — И. Ж.) просто ленится. Они заблокировали 72 группы с ответами, а их — несколько сотен.
— Планируете дальше выкладывать ответы на вопросы в других экзаменационных билетах?
— Пока планируем, дальше — по обстановке.
Всего на сайте «ВКонтакте» остается 1660 сообществ с ответами по ЕГЭ. В них состоит до полумиллиона участников.
Иван ЖИЛИН
Учения «ЕГЭ-2013»: есть первые жертвы
Белгород
Странно, но сообщения из школ о начале выпускных экзаменов в стране более всего напоминают сводки с полей сражений или, в крайнем случае, с масштабных учений под названием «ЕГЭ-2013». Вот и о первом экзамене по русскому языку можно сказать: в Белгородской области «потери личного состава» — четыре человека.
Если учесть, что всего ЕГЭ по русскому языку сдавали у нас 9512 выпускников, то четверо пострадавших — это меньше меньшего. Так что результат совсем не плох — раз. Все четверо пострадали по собственной глупости — два. И главное: пользоваться шпаргалками на экзамене по родному языку — это почти святотатство.
И вчера Государственная экзаменационная комиссия Белгородской области вынесла всем четверым суровый приговор: в дальнейшей сдаче экзаменов отказать! Попросту говоря, их выставили в жизнь с волчьим билетом. Здесь следует сразу оговориться, что никакого выбора у полутора десятков членов комиссии не было. Дяденьки из Рособрнадзора, возжелавшие начать борьбу за чистоту нравов не с себя, а с детей, еще в 2011 году разослали по всем регионам грозный циркуляр от 30 мая. В нем пункт 28 предписывает только такое наказание.
Однако решение далось комиссии совсем не легко и не быстро. «Очень долго мы искали малейшую возможность избежать его. Но в документах все прописано, сделать ничего нельзя было», — сказал председатель Игорь Шаповалов.
В самом деле, прежде всего и этих, и всех других ребят просто очень жаль. Они не смогли пересилить страх, неуверенность в собственных силах, всеобщую истерию… Ведь каждый год приносит новые сообщения из разных уголков страны о случаях самоубийства среди выпускников из-за боязни ЕГЭ. К счастью, эта четверка — жива и здорова. С ними работают психологи, их не бросили на произвол судьбы, сейчас ищут варианты, как им помочь.
Мама выпускника из Белгорода, которая даже пол своего ребенка побоялась мне назвать, с удивлением заметила: «Что вцепились в эту четверку несчастную? Да у нас все с телефонами были и каждые пять минут бегали в туалет… Их всех гнать теперь надо? Может, лучше выгнать членов правительства, которые нам такие экзамены устраивают?»
А и впрямь, ну зачем было переходить с настоящих экзаменов на это глупое тестирование? Французы отказались от тест-экзаменов практически сразу же после их введения. США до сих пор расхлебывают их последствия, которые глава «Майкрософта» Билл Гейтс назвал национальной трагедией.
Кажется, ЕГЭ удалось то, чего не удавалось доселе никому, — сплотить воедино учителей, учеников и родителей, а также примкнувших к ним преподавателей вузов и прочих граждан с активной жизненной позицией. Сплотить против Единого государственного…
Ольга Китова — специально для «Новой»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Красноярский край
При проведении ЕГЭ по русскому языку в Красноярском крае восьмерых школьников удалили из аудитории за нарушение порядка проведения экзамена. В семи случаях у учеников были обнаружены мобильные телефоны, а у школьника из Уярского района изъяли шпаргалку, сообщил главный специалист краевого минобрнауки Владимир Бусыгин. Всего же в этом году в крае экзамен сдавали более 19 тысяч человек.
Понятно, что с телефонами на экзамен пришли отнюдь не семеро. Семерым (по другим данным — девятерым) не повезло: у одного сотовый выпал из кармана, у другого зазвонил в аудитории, кто-то и вовсе выложил его на стол. Наблюдатели на ЕГЭ не имеют права обыскивать учеников, но такие явные нарушения невозможно игнорировать, сказал Бусыгин. Скорее всего, эти ученики смогут пересдать экзамен и получить аттестат только в следующем году.
Что касается скандала со списыванием экзаменационных работ у школьников Владивостока, он Красноярск не задел. Списанных работ в крае нет, утверждают в региональном минобрнауки.
В прошлом году в крае служба по контролю в сфере образования выявила почти две сотни нарушений порядка проведения ЕГЭ. За наличие телефона с экзамена выгнали 34 человека, были четыре публикации заданий ЕГЭ в соцсетях. Так, ученица школы в поселке Емельяново выложила в соцсеть «ВКонтакте» свой экзаменационный бланк, и комиссия сочла, что это могло помочь тем, кто сдавал ЕГЭ после красноярцев. Также в прошлом году были взысканы 100 тыс. рублей штрафов, составлены 24 протокола, в т.ч. семь — в отношении организаторов ЕГЭ как физлиц и еще два — в отношении должностных лиц (руководителей пунктов проведения ЕГЭ).
Экзамен — это всегда не только проверка знаний, но и искушение некрепких еще душ. Шпаргалки и списывание были всегда и будут. Однако нынешняя технология тестирования провоцирует детей на обман как никакая другая, ее — как водится, с благими намерениями — словно специально для этого придумали. Какой выход? В регионах еще недавно не знали, куда приспособить видеокамеры, которыми были оснащены избирательные участки. В Красноярске их, например, повесили в районе несанкционированных свалок и помоек, чтобы вычислять нарушителей. Правда, сейчас выяснилось, что камеры забыли подключить. А ведь можно было бы установить их в пунктах проведения ЕГЭ. Как и металлоискатели — изъять на время из чиновничьих контор. Но понятно, что на всякое ужесточение правил, граничащее с временным ограничением прав и свобод, найдется адекватный ответ. Это как в гонке наступательных и оборонительных вооружений. Однако если не менять саму технологию тестирования, видимо, это единственный вариант развития событий. Может, дождемся еще и упразднения в дни ЕГЭ часовых поясов. В Калининграде сдавать экзамен будут на рассвете, а на Камчатке — с закатом.
Алексей Тарасов, соб. корр. «Новой»
Прямая речь
«Честность выборов зависит от честности ЕГЭ»
Ефим Рачевский,директор образовательного центра № 548 Царицына:
— Я в своих учениках абсолютно уверен: они таких вещей не делают и делать бы не стали. Они приучены, что этого делать нельзя. Хотя я тут подумал: а вдруг все-таки кто-нибудь читал эти ответы?
Насколько надо учитывать этот риск — вот в чем вопрос. Честность и чистота процедуры ЕГЭ напрямую влияет на безопасность людей в нашей стране. Государство должно тратить деньги не только на камеры наблюдения на дорогах, но и на систему, которая не позволит пронести с собой такие девайсы.
Наказание за пронос телефона должно быть жестким. Для самого ученика — отстранение от процедуры участия в ЕГЭ. Кроме того, надо повысить ответственность тех, кто организовывает пункты написания экзамена. Я бы за такое с работы снимал.
А для тех, кто фотографирует ответы, выбрасывает в интернет и просит за это денег, есть статья в УК — «Мошенничество». А если в крупных размерах — я бы лет пять дал колонии, необязательно строгого режима. Большинству выпускников 17—18 лет, уже возраста уголовной ответственности достигли.
Иного способа привить культуру честности в этой стране не существует: либо лоботомия, либо ждать смены поколений. Честность выборов зависит от честности ЕГЭ.
Этим документам надо придать статус, аналогичный статусу бумаг для служебного пользования, содержащих государственную тайну. В Китае бы за такое руку отрезали.
Ирина Боганцева, директор Европейской гимназии:
— Наши ученики хорошо выучили материал. У нас средний балл по школе — 75. Так что им все эти ухищрения не нужны. Зачем им лезть куда-то в интернет?
Я считаю, что аннулировать результаты тех, кто выложил ответы, — это правильно. В любом виде такое должно пресекаться.
Однако аннулировать результаты вообще всех после этого случая неправильно. То, что была возможность воспользоваться ответами, не значит, что так и было. Многие не знали, что вообще появились ответы. Не знали, где их можно посмотреть, или не имели технической возможности. А у других не было желания. Слишком много факторов должно совпасть. Наверное, погрешность возникнет, но вряд ли она будет велика.
Но нужно продумать процедуру таким образом, чтобы такие случаи были невозможны. Откуда у них были с собой мобильные? Надо установить в законодательном порядке, что это запрещено, и каждого, у кого обнаружат мобильный телефон, уводить с экзамена.
Леонид Перлов, учитель географии в физико-математическом лицее «Вторая школа», методист по географии Юго-Западного округа Москвы, член профсоюза «Учитель»:
— В этой ситуации больше всего усложняет вся недостоверность информации. Как проводится ЕГЭ и каким образом задания попадают к ученикам? Готовится несколько комплектов вариантов. Те комплекты, которые попадают на Дальний Восток и в Сибирь, например, восточнее Урала, не выкладываются никогда. Поэтому если ученик после экзамена выложит ответы в интернет, он мало кому поможет.
С идеей аннулировать результаты тем, кто выложил ответы, я не согласен. Ребенок решил задание? Решил. От того, что он его выложил в интернет, ущерба я не вижу.
Беда не в ЕГЭ как таковом. Беда в том, что процедура проведения чудовищно забюрократизирована. Есть толстенная пачка бумаг, которые обязан помнить дежурящий. Это правила, подстраховывающие любой чих — чтобы в случае чего было кого наказать. Но они не обеспечивают безопасность от подобных вещей.
То, что учителя вообще дежурят на ЕГЭ, неправильно. Не надо ставить учителя в положение надзирателя, это не его функция.
ПодготовилаМария ЕПИФАНОВА
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Глушилки» не помогут
Пока чиновники борются со списыванием на экзамене по русскому, в Сети уже выложены тесты по математике
Начало ЕГЭ в школах в этом году ознаменовалось новыми скандалами в связи с утечкой готовых ответов в интернет. Подобные нарушения наблюдались и в прошлом, и в позапрошлом годах, однако по-настоящему резонансной история стала только в этом. Дмитрий Медведев предложил аннулировать результаты ЕГЭ выпускников, выложивших свои ответы в интернет, и посетовал на большое количество часовых поясов. Из-за этого невозможно начать ЕГЭ в одно и то же время во всех регионах, и учащиеся Дальнего Востока успевают ознакомить со своими результатами остальную страну.
На ЕГЭ запрещено приносить мобильники, но, разумеется, учащиеся их проносят и фотографируют свои экзаменационные листы. Глушилки мобильной связи в классах помогают мало — отправить результаты можно и после окончания экзамена. Восьми-девятичасовая разница между Дальним Востоком и европейской частью, где проживает львиная доля учащихся, дает достаточный запас времени.
Если не рассматривать напрашивающийся рецепт, заключающийся в кардинальном реформировании самого ЕГЭ, то может помочь только комплекс мер. Это тщательный контроль за учащимися, показательное наказание нарушителей (как в Белгородской области, где аннулированы работы ряда школьников, застуканных с мобильниками), договоренность с администрацией социальных сетей о прикрытии на время экзамена соответствующих сообществ. Такая договоренность уже сработала в случае с «ВКонтакте», прикрывшем 72 сообщества по просьбе Рособрнадзора на время экзамена по русскому языку. Для лучшего контроля за учащимися это ведомство также предлагает развивать институт независимых наблюдателей. Следует предостеречь учащихся от тупого списывания опубликованных ответов: помните, что они писались такими же, как вы, школьниками и с большой вероятностью могут быть неправильными.
Еще более серьезная проблема заключается в утечке из самого Министерства образования. Учитель математики Александр Аракелов пишет в своем письме в «Новую» о том, что «варианты экзаменов (ЕГЭ и ГИА) известны за несколько дней до экзамена и ими заполонен весь интернет. Изначально ведь ЕГЭ был создан для того, чтобы повысить уровень образования в нашей стране, чтобы ребята наконец-то начинали готовиться к экзаменам, а не были уверены в том, что всего добьются, не прилагая никаких усилий. А в итоге получается, что с помощью подобных утечек мы сделаем еще хуже». К письму, датированному 27 мая, он прилагает подборку ссылок на тесты по математике, экзамен по которой состоится только 3 июня. По всем этим ссылкам тесты представлены прямо на официальных бланках, в формате PDF, с копирайтом «Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки». Что характерно, ответов в этих документах нет — только сами тесты, но недельный срок дает возможность обстоятельно подготовиться даже последнему двоечнику.
Технологического решения подобных проблем нет: администрации социальных сетей не имеют физической возможности оперативно реагировать на появление подобных ссылок и своевременно отключать их так, чтобы ничего не просочилось. И кроме российских социальных сетей есть еще много каналов распространения такой информации, и все их оперативно не отключишь хотя бы потому, что многие из них находятся за рубежом. Остается только искать «кротов» в самом Минобразе и показательно их наказывать, чтобы пресечь такие нарушения в будущем. Параллельно с этим можно, например, заранее готовить пару сотен вариантов тестов и выбирать из них случайным образом один непосредственно перед отправкой в школы.
А вообще эта проблема хорошо укладывается в общее русло деятельности отечественных чиновников: вопрос утечки из различных ведомственных баз в интернет поднимается уже как бы и не первое десятилетие. А воз и ныне там: конечно, проще наказать нескольких школьников, застуканных «на месте преступления», чем обеспечить дисциплину в ведомстве, находящемся в составе правительства, которым вы, Дмитрий Анатольевич, имеете честь руководить.
Юрий РЕВИЧ, обозреватель «Новой» в сети
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68