КолонкаПолитика

Скандалы с диссертациями обнажают проблему тотального политического подлога, ставшего стержнем системы управления страной

Этот материал вышел в номере № 58 от 31 мая 2013
Читать

Глупо обвинять детей в том, что они списывают ЕГЭ в стране, где государственные мужи списывают диссертации. Но проблема поддельных диссертаций страшна не только банальной коррупцией или подлогом— нашли чем пугать Россию, которая стоит на коррупции и подлоге, как Петербург на болотах. Зачем вообще диссертации представителям власти, которые порой (в путинской России — чаще всего) не в состоянии ни написать, ни произнести сколько-нибудь связный текст, не то что сказать новое слово в науке? В стране, где ценность профессионализма сведена к нулю, а значимость тупой лояльности вознесена до небес, диссертации дают чиновникам фейковые социальные статусы и служат инструментом имитации компетентности. При этом происходит двойное политическое убийство науки — настоящих ученых преследуют как «врагов народа», «иностранных агентов», попутно плодя мнимых из числа представителей государственной элиты.

Как уже было в довольно мрачные времена нашей истории, все главные новости о науке у нас нынче с отчетливым прокурорско-судебным металлическим привкусом.

То «Левада-центру» вынесут предписание, что независимая социология в России является политическими происками иностранных агентов. То Генпрокуратура отчитается о проделанной работе в Министерстве образования и науки. После чего замминистра Игорь Федюкин, главный борец с плагиатом в диссертациях чиновников, тут же подаст в отставку, чтобы «уменьшить давление на министерство».

Прокурорская проверка установила, что за прошлый год президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) незаконно выдал более 1300 дипломов доктора наук. Кроме того, «установлены многочисленные факты необоснованного затягивания сроков присвоения ученых званий, что может свидетельствовать о создании должностными лицами Минобрнауки России административных барьеров и условий для коррупционных проявлений». Причем прокуратура обвинила Министерство образования и науки еще и в том, что оно не отменяет решения о присвоении ученых степеней после нахождения в них плагиата. Если учесть, сколь высокие посты занимают разоблаченные плагиаторы и сколько еще не пойманных «жуликов от науки» среди российской политической элиты, последнее обвинение в адрес министерства звучит особенно цинично.

Обман с присуждением ученых степеней и званий — часть гораздо более опасного для общества и государства обмана. Среди российского (как, впрочем, и раньше среди советского) политического истеблишмента сохраняется мода на ученые звания. Причем, это не просто «понты». В стране рабов ученая степень, а не реальные научные знания являются дополнительным подтверждением статуса человека, его принадлежности к закрытой касте хозяев России. Знания, наоборот, опасны и ведут к изгойству. Поэтому путинская Россия — страна фейковых социальных статусов. Человек ничем не умеет управлять, но ему дарована — за лояльность, по дружбе, по блату — важная государственная должность. А, значит, по неписанным правилам «пацанского» государства, должна быть и диссертация как доказательство того, что он умный и способен занимать этот пост. В советские времена такие фейковые диссертации прикрывали десятки тысяч карьер по комсомольской, партийной, чекистской линии. А настоящие ученые с гражданской позицией часто оказывались политическими заключенными.

И сейчас очень показательно, что научную мысль в стране либо объявляют политически опасной, как это происходит с независимой социологией, либо пытаются купировать в резервациях — таким должен был оказаться проект «Сколково», абсолютный ментальный наследник сталинских «шарашек». Но не окажется, потому что аппаратный реванш настиг организаторов этой «золотой тюрьмы» для передовой научной мысли.

Нынешние диссергейты обнажают проблему тотального политического подлога, ставшего стержнем системы управления страной. Нами правят люди, которые выдают себя за компетентных специалистов, не являясь таковыми.

Поэтому в стране, где столь низко ценится профессионализм, процветает торговля дипломами, подделка диссертаций и прочие виды имитации компетентности.

Можно попытаться запретить действующим политикам и чиновникам писать диссертации и аннулировать существующие — такие предложения уже звучат. Но это не менее дико, чем бизнес на написании чужих диссертаций или производство фейковых кандидатов и докторов наук из карьеристов всех мастей.

Единственное оружие против списывания ЕГЭ и плагиата в диссертациях — элементарная честность всех участников процесса и прозрачность процедур. Пока же мы существуем в подложном государстве. Этот политический подлог — отнюдь не только фальсификация выборов. Она, как и липовые диссертации, лишь следствие тотальной фальсификации всего политического процесса в стране.

Неудивительно, что нынешняя российская власть — жалкий плагиат худших «кусков» из Ленина, Сталина, Брежнева и российских императоров.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow