РасследованияПолитика

Судебный водевиль

В суде выяснилось, что «эксперт» потерпевшего Полонского – Сергей Комков – предлагал свои услуги для «разруливания ситуации» подсудимому Лебедеву

Этот материал вышел в номере № 56 от 27 мая 2013
Читать
В суде выяснилось, что «эксперт» потерпевшего Полонского – Сергей Комков – предлагал свои услуги для «разруливания ситуации» подсудимому Лебедеву

В Останкинском районном суде Москвы продолжается судебный процесс над Александром Лебедевым, обвиняемым в хулиганстве по мотивам политической ненависти (ч. 1 п. «б» ст. 213 УК РФ) и нанесении побоев (ч. 2 ст. 116 УК РФ) девелоперу Сергею Полонскому.

В минувшую пятницу адвокаты потерпевшего - Александр Добровинский и Вадим Самсонов - заявили ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела письма Сергея Полонского, сообщившего, что он не имеет возможности принять участие в судебном заседании «по независящим от меня обстоятельствам» и просит рассмотреть дело без его участия. Письмо датировано 15 мая, и, по утверждению адвокатов, доставлено в Москву экспресс-почтой.

Адвокаты пояснили, что их подзащитный не может покинуть Камбоджу, где 31 декабря 2012 года был задержан и помещен в тюрьму города Сиануквиле. Ему инкриминируется применение насилия и незаконное лишение свободы местных моряков. 3 апреля Полонский был освобожден под подписку о невыезде и запрет покидать королевство.

Адвокат подсудимого Лебедева - Генри Резник заявил ходатайство: обратиться к камбоджийским властям с просьбой разрешить Полонскому выезд в Россию:

– Полонский продолжает придерживаться линии, которую я не могу назвать иначе, как издевательством над правосудием, – пояснил адвокат. – У Полонского нет оснований для уклонения от участия в судебном процессе по уголовному делу, которое процессуально возбуждено по его заявлению.

Европейская конвенция по правам человека гарантирует обвиняемому право в ходе судебного процесса задавать вопросы каждому, кто дает показания против него.

  • Если Полонский уклонится от участия в судебном процессе, это лишит Александра Лебедева прав, гарантированных международным законодательством, – подчеркнула защита обвиняемого.

Но адвокаты Полонского продолжали настаивать, что потерпевший не может покинуть Камбоджу. Между тем, накануне в интервью агентству «Интерфакс» Александр Добровинский почему-то сообщил, что его клиент - «в одной из европейских стран»; а газета «Коммерсант», ссылаясь на друзей Полонского, сообщила: потерпевший «находится в Израиле и предпринимает попытки получить гражданство этой страны».

Вопрос о личном участии в судебном процессе Сергея Полонского в пятницу так и не был решен. А вот ходатайство прокуратуры о допросе в качестве специалиста Сергея Комкова федеральный судья Андрей Бахвалов удовлетворил. Несмотря на то, что защита Лебедева была категорически против привлечения к процессу именно этого персонажа:

  • Комков не может участвовать в процессе, потому что еще до возбуждения уголовного дела он провел «исследование» видеозаписи программы «НТВшники» и подготовил «культурологическую экспертизу», - заявил Генри Резник. – Это нарушение процессуального законодательства. Следовательно, Комков – «опороченный источник»…. (подробности появления в материалах уголовного дела «экспертизы» - в публикации «Новой» № 134 от 26 ноября 2012 «Мнимая атрибутика государства»).

В суде выяснилось, что у Комкова есть основания для предвзятого отношения к Александру Лебедеву. Оказалось, что, получив задание подготовить «культурологическую экспертизу», Комков попытался встретиться с Лебедевым, чтобы «разрулить ситуацию», но его предложение было отвергнуто. В ходе заседания озвучили письмо Комкова, в котором он в ноябре прошлого года, в частности, писал: «…сразу после того, как мне поступило поручение по поводу проведения экспертизы, я пытался встретиться с А.Е. Лебедевым, чтобы предложить варианты разруливания данной ситуации. Но это оказалось никому не нужным. Можно найти выход из положения и сегодня. Причем, совершенно законный и надежный. Но для этого нужна добрая воля в первую очередь самого обвиняемого. Только в этом случае я смог бы чем-то помочь. Но это решать не мне, а вам. Скажу только одно: само по себе в таких случаях никогда и ничто не рассасывалось».

Комков лишь сказал суду, что это письмо он отправлял сестре обвиняемого Ольге Лебедевой (руководит секретариатом Национальной резервной корпорации – прим. ред.), а вразумительно объяснить, как он собирался «найти выход из положения» и что за «варианты разруливания ситуации» собирался предложить, так и не смог.

Перед началом допроса Комков сообщил суду, что является доктором педагогических и философских наук; доктором права, профессором; член-корр. РАЕН, академиком Международной академии духовного единства народов мира; членом Международной академии наук Сан-Марино; академиком Европейской академии информатизации; членом Союзов писателей Москвы и России, президентом Всероссийского фонда образования; экспертом Госдумы РФ и помощником депутата Госдумы.

Адвокат Резник попросил Комкова представить документы, подтверждающие, что он обладает специальными знаниями. Но кроме паспорта и удостоверения помощника депутата других документов у специалиста не оказалось.

  • Я живу в Чехии, документы с собой не взял, – объяснил Комков. – Но вы можете найти всю информацию обо мне в Яндексе…

Яндекс допрашивать не потребовалось. Генри Резник предоставил суду справку из Госдумы, согласно которой Сергей Комков экспертом Государственной думы не является. Несмотря на попытки «эксперта» объясниться, что он работает «на общественных началах», суд приобщил документ к делу. А далее допрос этого странного, по моему мнению, персонажа продолжался более двух часов.

Резник пытался выяснить:

  • Вы приглашены в качестве специалиста. Какими специальными познаниями, неизвестными другим гражданам, вы обладаете?
  • В области психологии наблюдения, – ответил Комков. – Я двадцать лет работал директором школы. Я был экспертом в уголовном деле «Орлов – Кадыров»…

(Комков, действительно, выступал экспертом в этом деле и нашел признаки клеветы в словах руководителя «Мемориала» Олега Орлова.)

Когда Комков сообщил суду, что «за несколько минут до драки господин Лебедев сидел и разминал пальцы, как обычно делают бойцы восточных единоборств, когда они уже приняли определенное решение…», Резник уточнил:

  • У вас есть специальные знания в области восточных единоборств?
  • Когда я был директором школы, я вел секцию карате, – гордо произнес Комков.

К слову, федеральный судья Андрей Бахвалов во время заседаний тоже периодически массировал пальцы.

Адвокатов же Полонского больше интересовала направленность программы «НТВшники».

  • Это была политическая программа? – спросил Добровинский.
  • Да, это была политическая программа, – отчеканил Комков.
  • Считаете ли вы, что избиение потерпевшего произошло на почве расхождения политических взглядов Полонского и Лебедева? – поинтересовался Добровинский.
  • Да, в ходе обсуждения произошла резкая поляризация взглядов Полонского и Лебедева, – бодро ответил Комков.

В подтверждение своей версии политизированности обвиняемого Комков привел такое доказательство:

  • Лебедев – муниципальный депутат. А все депутаты – члены каких-либо партий, потому что избираются по партийным спискам. - Странное утверждение доктора права и помощника депутата Госдумы. В муниципалитетах России сохранены выборы по мажоритарным округам - совсем не обязательно быть членом какой-либо партии, чтобы избраться туда депутатом.
  • Каким методами, каким инструментарием вы пользуетесь, для того, чтобы сделать тот или иной вывод? – поинтересовался вдогонку Резник.
  • У меня есть глаза… - ответил Комков.
  • Судебный процесс превращается в водевиль – грустно констатировал Резник, обращаясь то ли к Комкову, то ли к судье. Но продолжил допрос специалиста:
  • Вы можете утончить, какие конкретные политические разногласия были между Лебедевым и Полонским?
  • Не помню, – растерялся Комков. -
  • Вы говорили суду о расхождениях политических взглядов Лебедева и Полонского, но в чем конкретно это выразилось сказать не можете?
  • Включите программу и посмотрите, - обиделся «специалист».

Суд удовлетворил ходатайство прокуратуры о просмотре записи программы, чтобы «специалист» смог «освежить память».

Перед началом просмотра, открывая конверт, в который был запечатан диск с записью, судья Бахвалов почему-то заметил, что ни разу не смотрел программу «НТВшники».

Киносеанс, по всей видимости, озадачил судью Бахвалова, поскольку на протяжении 48 минут записи Лебедев ни разу не вступил ни в политическую, ни в какую другую дискуссию с Полонским. И даже наоборот, в вопросах необходимости снижения процентной ставки по ипотечным кредитам и развития ритейл-бизнеса они оказались единомышленниками. Некоторые расхождения во взглядах Полонского были с другим участником программы - Сергеем Лисовским.

После окончания просмотра Генри Резник пояснил:

  • В ходе оглашения протокола осмотра видеозаписи я обратил внимания суда на то, что описание программы в протоколе начинается с 46-ой минуты. А до 46-ой минуты в программе не было ничего, что имеет отношения к рассматриваемому уголовному делу. В чем суд имел возможность убедиться – никакой дискуссии между Лебедевым и Полонским не было. Ни политической, ни какой другой.

Пояснение Резника секретарь судебного заседания внесла в протокол. А следующая запись, которую она сделала, была о том, что в судебном заседании объявлен перерыв до 27 мая.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow