Сюжеты

Медиазачистки. Хроника перемен в российских СМИ с декабря 2011-го по май 2013-го

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 53 от 20 мая 2013
ЧитатьЧитать номер
Политика

Диана ХачатрянМария Епифанова«Новая газета»

 

Петр Саруханов — «Новая» Уличная активность «рассерженных горожан», начавшаяся после позорных думских выборов в декабре 2011 года, обернулась не только введением в дело «взбесившегося» законодательного принтера, фабрикацией «болотного дела» и гонениями на НКО. В российских СМИ также началась длинная череда отставок, увольнений и прочих трансформаций: за последние полтора года место работы поменяли многие известные журналисты, а некоторые из них работу не поменяли, а попросту потеряли. В одних случаях это выглядело как прямое давление на остатки свободных зон в СМИ. В других — как переманивание журналистов и медиаменеджеров на высокую зарплату в основном в государственные или полугосударственные СМИ. В любом случае результатом этих пертурбаций становится заметное изменение содержания и характера СМИ, подвергшихся кадровым перетряскам, — в основном в сторону повышения градуса политической лояльности к нынешней власти. Процесс сопровождается также дальнейшим огосударствлением СМИ и разбуханием лояльных власти медийных монополий.

«Новая» подготовила свою подборку крупных медиаскандалов и перестановок в отечественных СМИ за последние полтора года.

 

ИД «Коммерсантъ»

Владелец издательского дома (100% акций) — медиахолдинг ЗАО «Коммерсантъ Холдинг», принадлежащий российскому предпринимателю Алишеру Усманову.

Декабрь 2011 г.
Главный редактор журнала «Ъ-Власть» Максим Ковальский формально ушел по соглашению сторон, фактически — по решению Усманова.
Причина:  фотография избирательного бюллетеня с нецензурной надписью, адресованной Путину.

Уволен генеральный директор холдинга «Ъ» Андрей Галиев.
Причины: те же, что и в случае с Ковальским.

Гендиректор издательского дома «Ъ» Демьян Кудрявцев подал заявление об уходе по собственному желанию.
Причина:  посчитал необходимым взять на себя ответственность за произошедшее в журнале «Ъ-Власть». Заявление не было удовлетворено.

Заместитель главреда журнала «Ъ-власть» Вероника Куцылло ушла по собственному желанию.
Причина:  уход начальника.

Январь 2012 г.
Уволен главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак. Назначен директором по стратегии издательского дома «Коммерсантъ».
Официальная причина:  смена стратегии развития журнала. Однако в октябре прошел слух о том, что Лошак едва не лишился должности из-за публикации интервью с Ксенией Собчак. Об этом, в частности, говорила мать Собчак, бывший член Совета Федерации Людмила Нарусова.

Июнь 2012 г.
Уволен гендиректор холдинга «Ъ» Демьян Кудрявцев.
Причина: руководство не согласилось с предложенной Кудрявцевым концепцией развития компании.

Закрыт журнал «Citizen K».
Официальная причина:  нерентабельность проекта.

Закрыт «Ъ-ТВ».
Причина: коммерческая неэффективность телеканала.

Июль 2012 г.
Главный редактор «Ъ-FM» Дмитрий Солопов ушел по собственному желанию.
Причина: уход в частный бизнес.

Ноябрь 2012 г.
Уволен специальный корреспондент издательского дома «Ъ» Олег Кашин.
Официальная причина:  малое количество заметок в газете. Однако, по некоторым сведениям, увольнение Кашина связано с его избранием в Координационный совет оппозиции.

Январь 2013 г.
Специальный корреспондент «Ъ» Арина Бородина ушла по собственному желанию.
Сама Бородина комментировать свой уход отказалась. По неофициальной информации, у нее был давний конфликт с главным редактором.

Февраль 2013 г.
Главный редактор сайта «Ъ-Online» Елизавета Голикова ушла по собственному желанию.
Причина: переход на работу в ИТАР-ТАСС.

Март 2013 г.
Директор информационного центра «Ъ» Михаил Лукин ушел по собственному желанию.
Причина:  отсутствие возможностей для развития.

Главный редактор «Ъ-FM» Алексей Воробьев ушел по собственному желанию.
Причина:  переход на работу в ИТАР-ТАСС.

Главный редактор «Коммерсантъ-online» Илья Булавинов ушел по собственному желанию.
Причина:  разочарование, связанное с чередой увольнений в ИД «Ъ».

Апрель 2013 г.
Ведущий радиостанции «Ъ-FM» Андрей Норкин ушел по собственному желанию.
Причина:  предложение о работе на Общественном телевидении.

 

Радиостанция «Сити-FM»

Владелец: «Газпром-Медиа Холдинг».

Декабрь 2011 г.
Уволен главный редактор радиостанции «Сити FM» и гендиректор холдинга «М-Пул+» Александр Герасимов.
Официальная причина увольнения не разглашалась. Однако, по мнению сотрудников радиостанции, отставка Герасимова была связана с его информационной политикой. В частности, он потребовал исключить из эфира анонс митинга 24 декабря и запретил зачитывать в эфире сообщения, негативно характеризующие любых политиков. Часть коллег Герасимова эту причину отрицает.

 

«Совершенно секретно»

Телеканал входил в холдинг «НКС Медиа», который принадлежит «Ростелекому».

Октябрь 2012 г.
«Ростелеком» решил досрочно расторгнуть контракт с каналом. Теперь «Совершенно секретно» вещает в интернете и на спутнике «НТВ+».
Причины: Ростелеком объяснил досрочный разрыв контракта тем, что собирается оптимизировать расходы и сосредоточить внимание на проектах собственного производства, в число которых не входит телеканал. Гендиректор телеканала считает, что истинная причина прекращения сотрудничества — звонок из администрации президента, где были недовольны информационной политикой канала, в частности, интервью с Нарусовой, где она рассуждала о митингах оппозиции.

 

Русская служба «Радио Свобода»

Международная некоммерческая радиовещательная организация, финансируемая Конгрессом США.

Сентябрь 2012 г.
Уволена в полном составе интернет-редакция «Радио Свобода».
Официальная причина: сокращение радиовещания и смена формата. По мнению уволенных сотрудников, за кадровым решением стояла Маша Гессен, которая на тот момент планировала вступить в должность директора.

Ноябрь 2012 г.
«Радио Свобода» перестало вещать на средних волнах.
Причина:  новый закон о СМИ. Он обязывает компании, вещающие в радиоэфире России, иметь не более 48% иностранного уставного капитала. Заданный лимит финансируемая из США радиостанция превышала.

Март 2013 г.
Глава Русской службы «Радио Свобода» Маша Гессен ушла по собственному желанию.
Официальная причина:  работа над новой книгой о Pussy Riot. Однако бывшие сотрудники «Радио Свобода» связывают кадровое решение с низкой посещаемостью сайта и падением цитируемости радиостанции при Гессен.

 

Телеканал «24DOC»

«24DOC» входит в холдинг «Национальные Кабельные Сети», принадлежащий компании «Ростелеком».

Январь 2013 г.
Уволена креативный продюсер Вера Кричевская.
Причина:  недовольство руководства идейно-политическим направлением канала.


Радиостанция «Эхо Москвы»

Главный акционер (66% акций): «Газпром-Медиа Холдинг».

Февраль 2012 г.
Смена совета директоров: из него вышли Алексей Венедиктов, Владимир Варфоломеев, Александр Маковский и Евгений Ясин
Причина: решение холдинга.
Большинство связало это решение с попыткой давления на радиостанцию, а также с критикой Владимира Путина в адрес Венедиктова на встрече премьер-министра с главными редакторами.

 

Интернет-издание «Газета.ру»

Владелец: «Суп Медиа».

Декабрь 2011 г.
Заместитель главного редактора Роман Баданин ушел по собственному желанию.
Причина: несогласие с редакционной политикой.
За несколько дней до выборов в Госдуму с сайта издания сняли «Карту нарушений», подготовленную «ГОЛОСом». Официально — из-за того, что она занимала место рекламного баннера.

Март 2013 г.
Пост главного редактора покинул Михаил Котов.
Причина: несогласие с планами владельцев по ведению политики издания.
В частности, по некоторым данным, это может быть связано с назначением Дмитрия Сергеева, основателя портала «Чемпионат.com», на должность управляющего директора «Газеты.ру» и «Чемпионата.com». Теперь часть полномочий по управлению редакционным коллективом переходит ему. В марте же стало известно, что Михаил Котов возглавит продюсерский центр «РИА Новости».

 

Журнал «Большой город»

Владелец: медиахолдинг «Дождь».

Май 2012 г.
Уволен главный редактор Филипп Дзядко.
Причины: экономическая нерентабельность проекта, нежелание Дзядко изменить контент журнала.
Многие считают, что Дзядко был уволен по политическим мотивам. В частности, при нем журнал активно поддерживал протестные действия, начавшиеся в декабре 2011 года.

Апрель 2013 г.
Конфликт между главным инвестором медиахолдинга Алексеем Винокуровым и коллективом редакции. Изначально появилась информация об увольнении интернет-редакции во главе с Екатериной Кронгауз, редактором сайта. Конфликт до сих пор не решен, пока никто не уволен.
Причина:  высокие расходы журнала. Винокуров предложил в качестве одного из вариантов сократить штат интернет-редакции.

 

Интернет-издание Openspace

Владелец: предприниматель Вадим Беляев.

Июнь 2012 г.
Уволена
команда во главе с главным редактором Марией Степановой. Новым редактором назначен Максим Ковальский.
Причина: решение о переформатировании издания из освещающего культуру и искусство в общественно-политическое.

Февраль 2013 г.
Портал закрылся по решению владельца.
Официальные причины: экономические.
По мнению Ковальского, издание закрыто по политическим причинам.

 

Журнал «Вокруг света»

Владелец: ООО «Группа компаний «Вокруг света».

Август 2012 г.
Издательский дом расторг контракт с главным редактором Машей Гессен по взаимному согласию сторон.
Официальная причина: разногласия по поводу разделения полномочий между редакцией и дирекцией
По словам Гессен, причиной стал ее отказ отправлять корреспондента освещать полет Путина со стерхами.

 

Телеканал НТВ

Владелец: «Газпром-Медиа Холдинг».

Январь 2012 г.
Ушел «по соглашению сторон»
директор праймового вещания Николай Картозия. Кроме него в январе канал покинули Павел Лобков, автор сюжетов программы «Профессия — репортер», Антон Красовский, шеф-редактор программы «НТВшники», Софья Гудкова, шеф-редактор «Итоговой программы».
Массовый уход журналистов связан с несогласием с политикой канала — в частности, с тем, как освещались выборы в Госдуму в декабре 2011 года и митинги оппозиции.

Июль 2012 г.
Александр Уржанов, шеф-редактор программы «Центральное телевидение», и Светлана Селина, продюсер программы, ушли по собственному желанию.
Причина: сокращение зарплаты сотрудникам, невыплата премий.
Кулистиков заявлял, что невыплата премий связана с низкими рейтингами. Сам Уржанов считает, что причина — его пост в «Фейсбуке», в котором он назвал «позором» передачу «Анатомия протеста».

 

 

Что происходит с российскими СМИ: мнение участников медиарынка

Вера Кричевская, бывший креативный продюсер канала «24DOC»:

— Это не было увольнением — со мной не переподписали контракт. Я общалась с представителем «Ростелекома» — пыталась выяснить, каковы причины этого решения: у канала возрастающие показатели, бюджет я не перерасходовала. По сути, мне прямым текстом сказали, что причины политические.

Я считаю, что у всех этих отставок, которые прошли в последнее время, разные причины и разная история. Например, я не припомню, чтобы владельцы впрямую говорили своим подчиненным, что дело в политике. А мне так и сказали, что все, что я могу здесь сделать, — запустить канал про еду.

Обычно находятся другие причины — экономические и прочие. Но есть два основных тренда. Первый: бумажной и небумажной прессе живется экономически плохо — нельзя это не иметь в виду. При этом происходит подстройка под общий тренд по стране — усиление лояльности к власти. Даже лояльные СМИ должны быть более лояльны.

Руководители СМИ принимают для себя решение: если они боятся — они сами начинают чистки менеджеров и коллектива. Есть, конечно, случаи, когда людей убирают по звонкам. Я считаю, на рынке доминирует самоподстроение, попытка не наслать на себя беду.

 

Дмитрий Солопов, бывший главный редактор «Коммерсантъ FM»:

— В последнее время усилилось, безусловно, участие государства в жизни медиа — такие выводы позволяет сделать то количество уходов различных людей из различных СМИ. Значительно сократился объем критики СМИ в сторону действующих властей. Растет число государственных СМИ — сами они становятся крупнее и жирнее.

Это такой тренд: бывает тренд на демократизацию — а бывает на огосударствление СМИ. Не нужно это воспринимать как плохое или хорошее — это как смена сезонов. Была фаза, когда можно было делать почти все,  потихонечку она сменилась другой фазой. Это просто исторический процесс.

Главная проблема — СМИ становятся менее конкурентоспособными на мировом уровне, как неконкурентоспособна экономика, управляемая государством.

 

Катерина Гордеева, экс-ведущая программы «НТВшники»:

— Во всех твоих внутренних моральных готовностях на что-то соглашаться и придерживаться политики компромиссов всегда есть предел. К тому же телеканал не нуждался в нас, о чем нам недвусмысленно сообщили.

Фильм «Анатомия протеста» я никогда не смотрела и вряд ли посмотрю. Но тогда было очень тяжело, потому что вопросы задавали нам — тем, кто его не делал. У нас была сложная, неоднородная структура канала, где многое сосуществовало. И, наверное, это было отчасти правильное решение общества: сделать и нас в ответе за этот фильм. Но было непросто от того, что все проклятия сыпались на нас.

История НТВ повторялась в кальке не в одном издательском доме. Это ролевая модель того, как разваливаются имена на рынке СМИ. Причина простая: сужается горлышко, в которое можно говорить, и то пространство, где можно получать неотцензурированную информацию. Раньше было окно — сейчас это даже не форточка. Почти все превращаются в газету «Правда» и программу «Время» советского образца.


Станислав Кучер, политический обозреватель «Коммерсантъ FM», ведущий канала «Совершенно секретно»:

— Все это началось еще с первого срока Владимира Путина. Первая доктрина, которую он принял, была не экономической, не оборонной — это была доктрина информационной безопасности. Она была нужна для обеспечения вертикали власти — для того государства, которое хотел построить и построил Владимир Путин. Поляна должна была быть зачищена — оставались некоторые резервации вроде «Эха Москвы», «Новой газеты», РЕН TВ. Они нужны были, чтобы их можно было продемонстрировать Западу.

К 2004 году доктрина была реализована. А потом начался медведевский эксперимент игры в демократию. При Путине времен Медведева появились новые СМИ — например, «Коммерсантъ FM» со своей независимой позицией. Они сразу стали рассматриваться как оппозиционные — здесь работает принцип «если ты не с нами, ты против нас». Апогей этого пришелся на декабрь 2011-го — лето 2012-го. Я помню историю с моим комментарием «Можете выбросить все ТЭФИ (обращение к телевизионным журналистам после того, как федеральные каналы обошли молчанием митинги против результатов выборов в Госдуму и массовые задержания. — Ред.). Многие журналисты приходили после этого к своим руководителям и говорили: «Мы больше не можем так работать». И на каналах стали освещаться протестные акции, стали появляться оппозиционеры — дверь была чуть приоткрыта.

А теперь мы возвращаемся к той стратегии, что была 12 лет назад. С той разницей, что тогда у Путина был огромный кредит доверия, а сейчас его нет.

 

Анна Качкаева, научный руководитель Высшей школы журналистики НИУ ВШЭ:

— Я полагаю, что все эти истории не имеют единого общего знаменателя, но у них есть общий контекст. И политическая, и медийная ситуация сильно за эти полгода-год изменилась.

После активных протестов, на которые власть сначала не понимала, как реагировать, она быстро опомнилась и во многом оседлала новую идеологическую волну. Она впервые оценила, что есть не только ресурс федерального массового телевидения, но есть еще ресурс активных сообществ, которые переплетены качественными газетами, радиостанциями, а также онлайном.

Все эти закрытия прошли где-то не без участия государства и администрации президента, где-то не без участия владельцев, которым это стало мешать вести бизнес,  а где-то просто сработал защитный механизм.

Все происходило постепенно — не всех разом уволили. Выяснилось, что кого-то не устраивает экономическая модель СМИ. Другие перестали развивать те ресурсы, которые казались опасными. Где-то люди уходили, потому что не могли работать с теми, кто остался.

Это много разных обстоятельств, но весь этот контекст создал ощущение, что работает «гребаная цепь», которая состоит из очень разных звеньев.

Есть общий тренд на некоторую духоту, желание ограничить маневренность. Это общий кризис качественной журналистики.

 

P.S. Будучи президентом, Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию в ноябре 2010 года заявил: «Органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов». Каждый должен заниматься своим делом».

А на встрече со СМИ Северо-Западного федерального округа в ноябре следующего, 2011 года Медведев заявил: «У нас и так государственных СМИ много. Дай бог, их сохранить, а еще лучше сделать из них не государственные, где это возможно, а частные СМИ».

За период с ноября 2010-го по сегодняшний день ни один факт разгосударствления СМИ не известен.

Теги:
сми

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera