СюжетыПолитика

Лидер мая-1968 Даниэль Кон-Бендит: «Мы чувствовали, что свобода должна быть завоевана»

Какое значение имел 1968 год для всего мира и почему нас ожидает новая волна протестов

Этот материал вышел в номере № 53 от 20 мая 2013
Читать
от редакции

Россия не скучает.

Подзаголовок Знаменитую статью Пьера Вианссона-Понте «Когда Франция скучает» можно найти на сайте газеты Le Monde — ее даже рекомендуют 155 фейсбуковцев. Выражение «Французы скучают» стало едва ли не идиоматическим оборотом, потому что оказалось опубликованным 15 марта 1968-го, а спустя несколько дней на авансцену истории вышел лидер созданного тогда же «Движения 22 марта» Даниэль Кон-Бендит, немецкий еврей, изучавший социологию в университете Нантерра. 3 мая с митинга во дворе Сорбонны и со столкновений на бульваре Сен-Мишель начались студенческие волнения. 21 мая, ровно 45 лет назад, забастовала вся Франция — коммунисты и профсоюзные деятели, поначалу брезговавшие протестом «буржуазных сынков», решили въехать в историю на чужих плечах. 23 мая 1968 года, Кон-Бендита, Рыжего Дани (Dany le Rouge), выслали из Франции в Германию, но он так и остался самой запоминающейся эмблемой мая-68 наряду с лозунгами «Запрещено запрещать» и «Под булыжниками пляж». Ну и еще, конечно, слоганом «Мы все — немецкие евреи», выросшим из солидарности с депортированным лидером, чем-то внешне напоминавшим молодого Иосифа Бродского. О котором Анна Ахматова сказала затертые ныне до дыр слова: «Какую биографию делают нашему рыжему». Их в полной мере можно отнести и к Дани… Вианссон-Понте не был единственным, кто отмечал скуку «деголлевского большинства» благополучной буржуазной Франции, переживавшей эпоху послевоенного экономического роста. Скучно было всем — от Ролана Барта («революционная идея мертва») до Шарля де Голля («островок стабильности»). Более того, Вианссон-Понте не был плохим политическим обозревателем. Он был одним из ведущих колумнистов французской прессы, в прошлом главным редактором журнала L’Express. В том же 1968-м, кстати, вышла его книга с актуальным названием «Кто после де Голля?» Просто никто не мог предсказать, что перезревшие перемены в западной культуре, и в том числе политической культуре, взорвут буржуазный мир, и прежде всего Францию. Как никто не мог предсказать падения СССР. Как никто не смог предсказать события на Болотной в декабре 2011 года. Эти вещи не поддаются точному политическому анализу и предсказаниям. Кассандра нервно курит в коридоре. Кремлевском коридоре… Собственно, Вианссон-Понте писал о том, что французов ничего не интересует. Мир бурлит — война во Вьетнаме, Куба, студенческие волнения по всему земному шару, — а им все по фигу. Все это очень сильно — до буквальных совпадений — напоминало Россию до декабря 2011 года, когда российский средний класс, прагматичный и составлявший путинское большинство, большинство стабильности, она же — скука, ничем не напоминал ту социальную субстанцию, в которую он превратился на Болотной. В тех, кого потом назовут «разгневанными городскими слоями» и «креативным классом» (придав этому термину политико-революционное значение, которое в него не вкладывал изобретатель термина Ричард Флорида). Собственно, и то, что происходило после мая-68, оказалось очень похоже на Россию-2012—2013. В июне 1968-го на выборах победили голлисты. У нас тоже считается, что всё успокоилось. Но ведь на самом-то деле это не так. Западный мир вышел из мая-68 другим — и ровно об этом говорит в интервью для «Новой газеты» Даниэль Кон-Бендит. Так и Россия вышла из декабря-2011 другой. И с ней, ментально и эмоционально новой Россией, вынужден считаться даже Владимир Путин, пусть инструменты разговора с нею — суды, Следственный комитет, прокуратура, Минюст, РПЦ—ФСБ—ФСО. Государство (-ва) в 1968 году отстали от общества. Но они догнали его благодаря такой штуке, как западная демократия. Российское государство отстало от общества в 2011 году. И оно отстает от него все больше, архаизируется, дичает, становится все менее эффективным. Ровно потому, что в нашем государстве демократия не работает. А так уже было — и это тоже урок 1968 года: пока Запад по результатам парижского мая перестраивался, его восточная окраина замыкалась в себе и подмораживалась — таким оказался трагический итог пражской весны-68. Танки в Праге и процесс над вышедшими на Красную площадь в августе 1968-го обнаружили ригидность советской системы, ее неспособность к изменениям. Развал СССР был предопределен именно тогда. Как предопределен развал другой ригидной системы — путинской. И произошло это в декабре 2011 года. Еще пять лет назад, в сороковую годовщину мая-68, тот же Кон-Бендит, ныне 68-летний «зеленый» (уже не «рыжий») депутат Европарламента, сказал: «1968-й закончен. Мы победили». В своем нынешнем интервью «Новой газете» он говорит о том, что активисты мая-1968 года не были революционерами по одному критерию — они не хотели власти. Они просто хотели изменить мир. И, как выяснилось, им это удалось. Андрей Колесников P.S. Кстати, об опыте художественного осмысления мая-68. Действие «Семейного портрета в интерьере» Лукино Висконти, снятого как будто к пятилетию 1968-го, и «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи, словно бы сделанного к 35-летию протестов мая, — происходит в квартирах, отлученных от внешнего мира. И только всякий раз этот внешний мир врывается в интерьер. И деваться от него некуда. Это тоже своего рода урок мая. P.P.S. Героиня «Мечтателей», Изабель, 1948 года рождения (в фильме ей 20 лет), считает себя родившейся в 1959-м, после выхода «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара. Прав в интервью «Новой» Кон-Бендит: тогдашней молодежи было проще: хочешь — вот тебе Годар, хочешь — вот Жан-Поль Сартр, придерживаешься иных взглядов — вот тебе Раймон Арон. Сегодняшнее протестное движение — в идеологическом вакууме. А из кино гражданам России находящаяся на последнем дыхании манипулятивная машина предлагает только «Анатомию протеста». Тускло…

Лидер мая-1968 Даниэль КОН-БЕНДИТ: «Мы чувствовали, что свобода должна быть завоевана»

«Рыжий Дани» в интервью журналисту Анн Нива рассуждает о том, какое значение имел 1968 год для всего мира и почему нас ожидает новая волна протестов 

смотрите, кто
 
Даниэль КОН-БЕНДИТ родился 4 апреля 1945 года, один из лидеров студенческого движения мая-1968, депутат Европарламента от Германии с 1994 года, сопредседатель группы европейских «зеленых», автор ряда книг, в том числе «Устаревший коммунизм: левая альтернатива» (1968). Сайт: http://www.cohn-bendit.eu/fr/dany Анн НИВА— французский репортер и писатель. Лауреат многочисленных премий за репортажи из Чечни, Ирана, Ирака, Афганистана, других «горячих» точек. Последняя книга, вышедшая на днях в издательстве «Файяр», — «Еврейская республика Сталина», посвящена Еврейской автономной области.

— Какие следы оставил май 68-го в Европе?

— Нет одного мая-68, их несколько. В этом движении смешались коммунисты, анархические антикоммунисты, как я… Один из следов — это, во-первых, начало разложения левых. Во-вторых, нашим обществом сейчас не руководят те принципы, которые определяли лицо Франции или Германии в 60-е. Это была эпоха, когда женщина должна была получать письменное разрешение мужа, чтобы устроиться на работу или открыть банковский счет. Гомосексуальность была под запретом, мастурбацию считали ментальной болезнью. Когда я рассказываю в школах, что собой представлял 68-й, я описываю это общество, где даже не было смешанных лицеев. В некоторых странах в школе были запрещены мини-юбки, я уже даже не говорю о рваных джинсах. В действительности 68-й запустил массу процессов на всех уровнях общества. Включая предпринимательство. Во Франции 60-е — это золотой век, потребительский бум: у каждого свой холодильник, своя стиральная машина, экономика прекрасно работает. Уровень безработицы — 3,5%! (Сегодня — 16,5%. —Ред.). «Массовое высшее образование» — это всего 10% от сегодняшнего числа студентов. Профсоюзы открылись на заводах только после 68-го. Гренельские соглашения 27 мая 68-го утвердили повышение зарплат на 17%!

— У вас было ощущение в мае 68-го, что экономическая ситуация хороша?

— Не совсем, но всеобщая забастовка привела к невероятному повышению зарплаты. В то время мы, молодые, хотели быть хозяевами своего будущего. Мы возмущались «оставшейся» частью общества: мы не хотим вашей морали, вашего образа жизни! Позвольте нам действовать, мы хотим быть ответственными. Сегодня молодые растеряны, этого не было в наше время. Мы были деятельными, мы думали, что всё принадлежит нам, что всё возможно!

— То есть ощущение свободы было много более сильным?

— Да, мы чувствовали, что свобода должна быть завоевана. Сегодня молодым гораздо сложнее. Экономический кризис, безработица, ухудшение климата, СПИД… Лозунг молодых бунтарей сегодня: «Другой мир возможен». В наше время все идеологические безумства существовали: были прокубинцы, прокитайцы, просоветские, проалбанцы. Сегодня с кем соотноситься? С Северной Кореей? Коммунистическая идеология была разрушена, люди уже не могут сегодня обращаться к мифу Советского Союза! Сегодня молодые обязаны что-то придумывать для своих протестов.

— Насколько сегодняшние формы протеста отличаются от того, что было?

— Я не нахожу их особенно неистовыми. Как только какое-нибудь движение доводят до края, чувствуется его внутренняя готовность к жестким действиям. Но на деле они могут только занять какую-нибудь площадь и поставить там палатку. Да, иногда подбираются очень жесткие группы на антиглобалистских манифестациях во время саммитов G8, но общая масса — вялая. Она хочет записаться в историю, просто утвердившись в окружающем пространстве.

— Ей это удастся?

— Даже нам это не удалось бы. Когда антиглобалистское движение началось, они требовали введения налога Тобина («налог Робин Гуда», налог на банковские транзакции, предложенный экономистом, будущим Нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином еще в 70-е. Пока так и не принят. — Ред.). Учитывая, что мировой кризис усиливается, сегодня уже и правительства становятся сторонниками этого налога.

— Если кризис будет намного более сильным, это может радикализировать протест?

— Радикальность их отказа от логики глобализации сильна, но они не опираются ни на какую альтернативную систему.

— Это немного вредит этим протестным движениям, не так ли?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Это реальность! Но по крайней мере они не повторят ошибок прошлого.

— Каких ошибок?

— Например, эта доведенная до крайностей манера действовать. Например, правильно было протестовать в Париже против войны во Вьетнаме, но не стоило кричать: «CRS — SS!» (CRS— подразделение французской полиции, которое занимается обеспечением порядка во время акций протеста.Ред.). В Германии был лозунг: «USA — SA — SS!» (США — СА — СС!), это немного грубовато все-таки! Да, в наше время мы прятались за своими ложными идеалами, но все-таки нужно было быть больным, чтобы сражаться против голлистских репрессий именем свободы Культурной революции! Некоторые протестовали с портретами Мао и Сталина в руках! Тогда нас, анархистов, всегда определяли как лишних людей. А сегодня началось некоторое усиление анархистского движения.

Альбера Камю всегда определяли как моралиста без политического размаха. Великими политическими мыслителями того времени были Сартр, с одной стороны, и Раймон Арон — с другой. Камю казался аполитичным, потому что он не хотел ни того, ни другого, но на самом деле он был анархистом! Он говорил мне: «Я не хочу выбирать между американским империализмом и империализмом русским, у меня есть другая идея».

— Этот образ мыслей не мог бы объединить разные протестные движения сегодня?

— Трудность состоит в пересмотре взгляда на парламентскую демократию, к которой анархистское движение всегда относилось очень скептически. Решение может заключаться в опоре анархистского движения на демократические институты.

— Вы были революционерами в мае 68-го?

— Нет, мы были бунтовщиками. Революционер — этот тот, кто хочет взять власть, но это был не наш случай. Мы бунтовали против общества, мы хотели привести его в движение. Русские диссиденты и сегодняшние оппозиционеры — например, Pussy Riot — по-своему революционеры, потому что они призывают к разрыву с логикой функционирования своей страны. Когда кто-то уровня Стефана Эсселя пишет «Возмущайтесь!» (32-страничный труд французского дипломата и правозащитника. Эссель, боец движения Сопротивления, призывал к ненасильственному восстанию против мира капитала.Ред.), брошюру, разошедшуюся 4,5 млн экземпляров только во Франции, люди отождествляют себя с ним. Отождествляют себя с тем, кто умел сопротивляться.

— Всегда критикуют недостаток демократии в России, но есть ли действительно уроки, которые можно преподать русским?

— Я убежден, что наши западные общества по-настоящему открыты: можно свободно писать и быть в оппозиции, наши выборы свободны и так далее. Я несколько раз был в России, система показалась мне заблокированной, так как, даже если оппозиционная партия создается, у нее мало доступа в публичное пространство. С эпохи Ельцина открытость общества привела к тотальной коррупции, затем, при Путине, который вернул гордость за Россию (даже если эта гордость авторитарная и диктаторская), гайки закрутили обратно. Можно говорить все, что хочешь, но это Горбачев был революционером: он позволил немцам не находиться больше в советском пространстве, это было революционным решением: не отправлять танки! Вопреки своему желанию или благодаря ему, но он изменил историю! В то же время что представляет Горбачев в сегодняшней России?..

— Вы думаете, что оппозиционное движение в России выдохлось?

— Я всегда считал, что это немного странно говорить так: «Выдохлось». Все движения функционируют так: есть приливы и отливы. Никакое движение не замирает в высшей своей точке, спад есть всегда. Когда движение долго не меняется, повторяет само себя, — это отлив.

Многие активисты покончили с собой после мая 68-го. Им удалась самая масштабная забастовка в истории западного мира — а два месяца спустя все уехали на каникулы и все было кончено, — это была драма! В марте 68-го, когда повсюду — и в Европе, и в США — назревали восстания, Пьер Вианссон-Понте (известный французский журналист.Ред.) написал в Le Monde: «Франция скучает». За шесть недель до самой грандиозной забастовки в западной истории и спустя полтора месяца после нее все спокойно сидели по домам! Вот вам пример сверхбыстрых приливов и отливов. Мощный прилив, мощный отлив.

То же самое и в России, где, во-первых, действуют репрессии, а во-вторых, оппозиция не может создать единый блок, настолько мало в ее среде взаимного уважения и солидарности. Я часто общался с Гарри Каспаровым. Некоторое время назад я ужинал с ним и с тем, кого он мне представил как одного из своих приятелей. Это был Лимонов, лидер национал-большевиков, сногсшибательный персонаж! Каспаров мне сказал: «Видишь ли, Дани, в свободно избранном парламенте, будь такой в России, мы с ним были бы в оппозиции друг к другу, но сейчас мы должны вместе бороться за саму возможность такого парламента. Так как без такого парламента Россия все время будет ходить по кругу»… Я спросил у Лимонова, устроит ли он снова большевистские порядки, если придет к власти. Он мне ответил: нет, совсем нет, и он мне дал урок демократии! «Я прежде всего — за интересы России, я горжусь, что я русский, — говорил он мне, — но эти интересы должны соблюдаться в демократическом пространстве!» Это был незабываемый вечер.

— Что такое новый активизм? Как сегодня можно реально запустить массовые движения?

— Что по-настоящему сейчас объединяет людей — так это интернет, миллионы людей, виртуальных и реальных. Если взять Occupy Wall Street и все их ответвления, решение о налоге на финансовые транзакции (вводится 1 января 2014 года. — Ред.) было принято под их давлением.

После мая 68-го года и до сих пор продолжался отлив, а сейчас начинается прилив?

— Да, я думаю, начинается, но сегодняшняя проблема состоит в том, что приливы и отливы сменяются слишком быстро, мелкие волны поднимаются слишком часто. Я написал маленькую книгу, которая называется «Забыть 68» (2008), хотя это был экстраординарный момент моей жизни! Тогда наши общества были «взорваны», а сегодня нужно идти другим путем, так как мы живем сейчас в другое время, гораздо более сложное! 68-й оставил свои следы во все мире: когда я приезжаю в Турцию или в Бразилию, люди меня обнимают, я воплощаю их представление о мае-68. Они меня благодарят и всегда возвращаются в 68-й. Французская революция была намного раньше, но я бы очень хотел знать, почему тем же самым французам понадобилось еще 150 лет для того, чтобы даровать право голоса женщинам! Турки сделали это раньше нас!

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow