РасследованияПолитика

Болотный экспорт

Почему Интерпол отказался ловить Таргамадзе

Этот материал вышел в номере № 50 от 13 мая 2013
Читать
В субботу Георгий Таргамадзе вернулся в Грузию из Литвы. Это рядовое, в общем, событие оказалось нарасхват у федеральных СМИ, запестревших заголовками: «Беспорядки на Болотной: Гиви Таргамадзе спрятался в Грузии». А где ему надо быть? В Грузии у него семья и работа. Какой тут может быть подтекст: «Будь мужиком — приезжай в Россию с явкой с повинной»?

Российские власти постеснялись заявить на международном уровне, что Георгий Таргамадзе организовал беспорядки на Болотной площади, а Интерпол и суд Литвы пришли к выводу, что его преследуют по политическим мотивам

В субботу Георгий Таргамадзе вернулся в Грузию из Литвы. Это рядовое, в общем, событие оказалось нарасхват у федеральных СМИ, запестревших заголовками: «Беспорядки на Болотной: Гиви Таргамадзе спрятался в Грузии». А где ему надо быть? В Грузии у него семья и работа. Какой тут может быть подтекст: «Будь мужиком — приезжай в Россию с явкой с повинной»?

Напомним: 21 февраля Басманный суд удовлетворил ходатайство следствия о заочном аресте гражданина Грузии Георгия Таргамадзе, обвиняемого в приготовлении к организации массовых беспорядков на территории ряда регионов Российской Федерации (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 212 УК РФ). Это решение суда позволило объявить Таргамадзе в международный розыск.

Тогда же «официальный представитель» Следственного комитета Владимир Маркин выразил полную уверенность в том, что Интерпол поможет России отыскать политика и что никакого политического контекста в этом деле нет: «Мы трезво оцениваем ситуацию, сложившуюся с выдачей грузинской стороной Таргамадзе. Но, во всяком случае, господин Таргамадзе <…> планируя зарубежные турне, тщательно выбирать страны, которые не являются членами Международной организации уголовной полиции (Интерпола). Кстати, могу предложить на выбор — Палау, Соломоновы острова, Федеративные штаты Микронезии или Тувалу. Но если по незнанию географии или по другим причинам он окажется в одной из 189 стран — участниц Интерпола, мы уверены, что он будет задержан и выдан российской стороне для привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу. А что касается заявлений некоторых грузинских политиков о том, что уголовное дело и преследование Таргамадзе имеет некий политический контекст, еще раз заявляю, что Следственный комитет — вне политики».

Но «некоторые грузинские политики» на слово Маркину не поверили, и 25 марта президент Грузии Михаил Саакашвили отправил запрос в Интерпол, касающийся выдачи члена парламента Грузии российским властям. А 5 апреля генеральный секретарь Интерпола Рональд Кеннет Ноубл ответил Саакашвили, что «в настоящее время запроса на публикацию Красного уведомления в отношении мистера Таргамадзе не поступало. Однако правовое управление Интерпола рассмотрело сообщение в отношении мистера Таргамадзе, которое было направлено Российским национальным центральным бюро Интерпола в Москве. Рассмотрев это сообщение, правовое управление Интерпола заключило, что оно не соответствует правилам Интерпола, а именно ст. 3 Устава. Соответственно, Российское НЦБ было проинформировано, что информация в отношении мистера Таргамадзе будет удалена из баз Интерпола и что в данном случае взаимодействие по линии Интерпола невозможно».

Изображение

«Красное уведомление» означает ордер на арест с возможностью дальнейшей экстрадиции. Поиск лиц, на которых выписаны красные уведомления, для Интерпола считается задачей первостепенной важности. Но решение публикации «красного уведомления» принимается в штаб-квартире в Лионе генеральным секретарем — тем самым Ноублом. Он-то отказал из-за нарушения российской стороной ст. 3 устава: «Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера». То есть Интерпол увидел в деле политическую составляющую и решил не вмешиваться.

В это время Георгий Таргамадзе находился в Литве. Россия потребовала его экстрадиции и получила отказ. Почему — ясно из вынесенного 26 апреля решения судьи окружного суда Вильнюса Лауреты Ульбиен. Она изучила документы, представленные российской Генпрокуратурой литовским коллегам, а именно: запрос на экстрадицию, предъявленное обвинение и ордер на арест в качестве меры пресечения, выданный Басманным судом.

Из документов, представленных суду следствием:

«В начале 2012 года Г. Таргамадзе и другие неустановленные лица договорились о преступном намерении организовать массовые беспорядки в ряде городов РФ с применением насилия, погромов, поджогов, уничтожением имущества, использованием огнестрельного оружия или взрывчатого вещества, включая вооруженное сопротивление представителям власти. <….> В январе—марте 2012 года (точное время не установлено) Таргамадзе вместе с другими неустановленными лицами обратился к С.С. Удальцову, координатору движения «Левый фронт», а также К.В. Лебедеву и Л.М. Развозжаеву, предложив им организовать массовые беспорядки на территории Российской Федерации и пообещав им финансовую поддержку за совершение преступления. <…> Георгий Таргамадзе и другие неустановленные лица консультировали С.С. Удальцова, К.В. Лебедева и Л.М. Развозжаева по поводу тактики организации массовых беспорядков на территории Российской Федерации, <…> давали им денежные средства в долларах США за организацию массовых беспорядков. Общая сумма денежных средств, выданных Гиви Таргамадзе С.С. Удальцову, К.В. Лебедеву и Л.М. Развозжаеву, составляет приблизительно 200 тысяч долларов США.

Во второй половине июля 2012 года, находясь в неустановленном месте в городе Минск республики Беларусь, Г. Таргамадзе, совместно с С.С. Удальцовым, К.В. Лебедевым и Л.М. Развозжаевым и другими неустановленными лицами спланировали ряд действий с целью организации беспорядков на территории Москвы, Калининграда, Владивостока и других городов РФ, а также с целью блокирования железных дорог и совершения там противоправных действий».

<…> В то же время Г. Таргамадзе, К.В. Лебедев, С.С. Удальцов и Л.М. Развозжаев и неустановленные лица планировали организацию беспорядков в разных городах РФ не раньше осени 2012 года,. <…> летом-осенью 2012 года посетили различные города РФ под различными предлогами, организовывали тренировочные лагеря и вербовали людей для участия в запланированных беспорядках. <…>

Таким образом, Г. Таргамадзе вместе с С.С. Удальцовым, К.В. Лебедевым и Л.М. Развозжаевым и другими неустановленными лицами сознательно создали условия для организации беспорядков, но их преступное намерение организовать беспорядки не было реализовано по не зависящим от них обстоятельствам, поскольку их деятельность стала известна правоохранительным органам Российской Федерации».

В общем, Генпрокуратура направила литовским коллегам краткий пересказ фильма НТВ «Анатомия протеста-2». И это тем более удивительно, что к тому моменту на руках у следствия были показания Константина Лебедева, которые легли в основу его обвинительного приговора. Версия событий, изложенная в этом официальном документе, очень сильно отличается от того, что направлено в Литву. Например, в приговоре сказано, что впервые Развозжаев, Лебедев и Таргамадзе обсуждали массовые беспорядки в Литве, где и был организован боевой лагерь: «В конце февраля 2012 года Лебедев, первый соучастник (Таргамадзе), а также иные неустановленные лица <…> организовали для граждан Российской Федерации выезд, размещение и проведение семинара в отеле «Аэродрим» в районе города Тракай Литовской Республики для обучения методике организации массовых беспорядков, участия в них». В документах по экстрадиции по этому поводу — ни слова, хотя следствие должно бы ходатайствовать о сотрудничестве. Ведь место преступления установлено, и это Литва.

А вот еще одно расхождение. Российская сторона уверяет литовскую, что массовые беспорядки готовились организовать не раньше осени 2012 года. И благодаря оперативной работе следователей преступный умысел не был доведен до конца. Но из приговора Лебедеву следует, что массовые беспорядки на Болотной площади — дело рук Таргамадзе и его соучастников. 28 человек подвергаются уголовному преследованию, а в документах по экстрадиции этот факт отсутствует, остается только «приготовление». Куда делись беспорядки 6 мая? Или, наоборот, откуда они взялись в приговоре Лебедеву: «Лебедев, второй (Удальцов) и третий соучастники (Развозжаев), действуя совместно с первым соучастником (Таргамадзе) и неустановленными лицами, желая организовать массовые беспорядки, разработали план противоправных действий на согласованном мероприятии 6 мая 2012 года на Болотной площади города Москвы. При этом Лебедев, его соучастники, неустановленные лица намеревались организовать прорыв оцепления сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск МВД Российской Федерации».

Скромно «умолчав» о предполагаемом участии Таргамадзе в событиях 6 мая, Генпрокуратура РФ оказала себе медвежью услугу: литовцы ответили отказом, потому что по их законам приготовление к действиям такого рода не является уголовно наказуемым.

Также судья окружного суда Вильнюса утверждает, что Таргамадзе может преследоваться в России по политическим мотивам: «Это подтверждается тем фактом, что международный розыск Георгия Таргамадзе, объявленный российским бюро Интерпола, был отменен Генеральным секретариатом Интерпола после того, как тот установил, что розыск был объявлен по политическим мотивам <…>. По тем же причинам преследование Георгия Таргамадзе было прекращено Отделом международных связей Уголовного бюро литовской полиции».

Таким образом, признание Интерполом политического характера преследования Таргамадзе уже стало прецедентным для принятия решения судом в стране — члене Европейского союза. И это дает надежду всем, кто попал под каток «болотного дела» — адвокаты обвиняемых уже готовятся подавать документы в Европейский суд и даже надеются, что они пополнят доказательную базу защиты и в России.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow