СюжетыОбщество

Грязь

Война происходит в грязи. Это не надо забывать, размышляя о стратегических операциях и замыслах генералов. На их картах, расстеленных на больших столах, грязь не обозначена — там только красные и синие клинья ударов и ощетинившиеся иголками дуги укрепленных позиций...

Этот материал вышел в номере № 49 от 8 мая 2013
Читать
Тягач, пушка, солдаты, шинели, ушанки, винтовки, обмотки — не главное на этой фотографии. Главное тут совсем другое, а именно — грязь. Обширная, глубокая, вспухшая, бродящая, медленная и ленивая, поглощающая легковушки и полуторки, человеческие тела и амуницию, содранные с валенок галоши и упавшие наземь гаечные ключи, тормозящая танковые прорывы и до полусмерти замучивающая и без того едва живую, плетущуюся на полусогнутых пехоту — вот она какая, грязь.
Изображение

Тягач, пушка, солдаты, шинели, ушанки, винтовки, обмотки — не главное на этой фотографии. Главное тут совсем другое, а именно — грязь. Обширная, глубокая, вспухшая, бродящая, медленная и ленивая, поглощающая легковушки и полуторки, человеческие тела и амуницию, содранные с валенок галоши и упавшие наземь гаечные ключи, тормозящая танковые прорывы и до полусмерти замучивающая и без того едва живую, плетущуюся на полусогнутых пехоту — вот она какая, грязь.

Война происходит в грязи. Это не надо забывать, размышляя о стратегических операциях и замыслах генералов. На их картах, расстеленных на больших столах, грязь не обозначена — там только красные и синие клинья ударов и ощетинившиеся иголками дуги укрепленных позиций, — но на местности наступлением и обороной заправляет именно она, грязь. Особенно весной и осенью. Танки, тягачи и американский трехосный «студебеккер» с приводом на все колеса еще как-то проходят по ней, а полуторки и трехтонки тонут. Тогда их надо толкать. И перемазанная в грязи пехота толкает. Но машина пройдет десять метров и вязнет снова. Так ее и тащат на руках километрами по грязи.

Обыкновенная занозистая, с сучками доска в этом деле большой помощник. Ее подсовывают под колесо, колесо едет по доске три метра. Теперь нужно вынуть доску из грязи и подсунуть снова. И так десятки и сотни раз. Но это в том случае, если удастся где-нибудь найти доску. Такая большая удача выпадает не всем и не всегда.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Грязь и ее разливы достигали в войну циклопических размеров. На километры и десятки километров растягивались автомобильные пробки, состоявшие из машин, барахтавшихся колесами в жидкой, вязкой грязи. Тысячи машин, легковых и грузовых, ревя моторами, пытались продвигаться вперед по вспучивающейся глине и только еще глубже зарывались в нее. Сотни шоферов с твердо сжатыми губами жали на педали газа, вымучивая у своих машин еще один предсмертный рывок. Десятки офицеров орали. Другие десятки бросали свои машины и по колено в грязи, ворочая ногами в липучем месиве, уходили на ночевки в окрестные деревни. А шоферы оставались в поломанных машинах, у которых от усилий летели сцепления. Машины на долгие часы и даже дни оставались стоять по брюхо в грязи. На языке тех лет это называлось: «Полетела коничка».

Сцепление на тогдашних машинах было устроено в виде конуса. Когда я был маленьким и папа учил меня водить, он говорил, подсказывая мне порядок выжимки педалей: «Конус! Тормоз!» Сам он сидел за рулем с четырнадцати лет и в военные годы на эмке возил своего отца и моего деда в наркомат.

Если на эту застрявшую в грязи армаду машин налетит немецкий самолет, то сожжет автомобили и побьет пулеметами людей. Но те, кто барахтается в грязи и тянет свои машины к спасительной тверди, — об этом не думают. Авось не налетит. Авось налетит, но промажет. Авось у немца другие сегодня дела найдутся.

Спасение тут одно — тягач. Вот такой, как на фотографии, какой тащит пушку. Такой тягач пройдет по любой грязи, но где его взять? А если и обнаружится тягач в какой-нибудь из близлежащих деревень, в ставшем там на комплектование артиллерийском полку, то непременно окажется, что у него нет бензина. Тягач есть, бензина нет. Танки есть, снаряды кончились. Штурмовики есть, истребители прикрытия куда-то делись. Все это на войне обычное дело.

Чтобы достать бензин, нужен спирт, хотя бы несколько бутылок. Это знает каждый военный шофер. И вот несколько лихих ребят, оснащенных бутылками со спиртом, с чмокающим звуком выдирая ноги из грязи, уходят куда-то, где им предстоит обменять спирт на бензин. И утром, если не налетит немецкая авиация и не пожжет машины, к заночевавшей пробке подойдет тягач и, рокоча двигателем, переваливаясь на широких гусеницах, начнет свою долгую работу, которая растянется на несколько суток.

По одной тягач будет брать машины на буксир — то «виллис», то полуторку, то трехтонку — и волочить их, ерзающих и скользящих в грязи, на сухое место.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow