КолонкаПолитика

Первый после Суркова

Уровень бреда стремительно превышает уровень жизни

Этот материал вышел в номере № 42 от 17 апреля 2013
Читать
Уровень бреда стремительно превышает уровень жизни
Изображение

В организме Владимира Соловьева складируются гигантские запасы изобразительных средств. Повернется он вправо, где стоят Ганнушкина с Гозманом, — лицо каменеет. Повернется влево, где постоянно дежурят Железняк с Исаевым, — взор теплеет. Обратится к Генри Резнику — нижняя часть лица напоминает часового у Вечного огня, а глаза задорно улыбаются. И только когда в студию приходят те, на ком лежит отсвет Первого Лица, художественные изыски отходят на второй план, уступая место приторному рахат-лукуму.

В последнее время опытному ведущему рахат-лукум потребовался в промышленных масштабах. Такое ощущение, будто накануне годовщины инаугурации Путин вступил в очередную предвыборную кампанию. Мало того что сферы его деятельности лихорадочно расширяются, вбирая в себя все вокруг — от утилизации мусорных отходов до КВН. Так еще чрезвычайно активизировались те, на ком лежит отсвет. Пока один из них движется к месту назначения, Соловьев выводит рулады с особым восторгом. Его гость собирает бабочки и драгоценные узорные буквицы. Он романтик и скептик. У него безмерный талант и жизнь как многоцветный лоскутный плащ. Зрители готовятся к встрече с восставшим из пепла Набоковым, а получают Проханова. Он не стал распространяться о своем даре (хотя подтвердил его наличие), зато охотно распространился о Путине. Его рейтинг самых интересных людей власти выглядит так: на первом месте Сурков, на втором — Путин. Впрочем, лукавство арифметики Александр Андреевич с лихвой компенсирует половодьем чувств. Сурков — всего лишь блистательный виртуоз. Путин — центральная фигура мирозданья, через которого «реализуется спасительная для России идея».

Проханов вместе со своими узорными буквицами еще не успел удалиться, завернувшись в лоскутный плащ, как на подиум вышел Дмитрий Песков. Тут-то и начинается самое любопытное. Нет, я не о программных заявлениях пресс-секретаря президента, я о самом пресс-секретаре. Обычно пугливый Песков впервые выступил в роли самостоятельного политика: он трактовал не слова Путина, а его самого. Трактовал хорошо, уверенно, всеобъемлюще, Путину понравится. Вопрос только — зачем? Что происходит сегодня в отечестве такого, что требует столь мощной поддержки Владимира Владимировича? Почему никто не возвышает свой голос в защиту Дмитрия Анатольевича, которого не только в КВН больше не зовут, но даже не доверяют заниматься мусорными отходами? Почему жизнь россиянам дана не в ощущениях, а в трактовках третьих лиц?

Третьи лица (с отсветом Первого Лица) бывают двух типов: из числа идеологической обслуги; из числа друзей. И первые, и вторые словно специально выведены на общественную сцену для подтверждения максимы Василия Мельниченко: «Уровень бреда превысил уровень жизни». Похоже, фермер из Свердловской области, вмиг ставший героем интернета и ТВ, снайперски зафиксировал на экономическом форуме суть государственной жизни.

Уровень бреда повышается с каждым новым телепроектом. Вот уже и Первый канал решил обзавестись актуальным ток-шоу «Политика» с Петром Толстым. В кустах (на случай полного провала Толстого) припрятан рояль в виде Александра Гордона, но даже такой рояль положение не спасает. Новый проект — калька прежних. Когда обсуждается проблема НКО и на одну Ганнушкину приходится десять Леонтьевых, результат ясен на старте. Следить можно только за колебаниями уровня бреда. Главный козырь Толстого таков: фонды, снабжающие НКО деньгами, возглавляют бывшие сотрудники американских спецслужб. Соло в данной партии исполняет некая девушка Крашенинникова, слушая которую, я затосковала по исчезнувшей с экранов Нарочницкой. Та хотя бы пыталась придать мыслям подобие стройности, эта оперирует лишь лозунгами. Дама с внешностью экс-дивы эпохи губернского модерна и громкой должностью генерального директора Института внешнеполитических исследований теперь главный знаток всяческой заокеанской мерзости. Ее основной аргумент — «не приравнивайте Кремль к ЦРУ» (это она говорила не у Толстого, а у Соловьева, что одно и то же). Отчего же не приравнивать, если там выходцы спецслужб возглавляют всего лишь фонды, а у нас один выходец, зато какой — целую империю? Почему то, что хорошо для империи, плохо для благотворительных фондов?

С политобслугой успешнейшим образом конкурируют друзья того, кто Первый после Суркова. Владимир Якунин дает интервью Сергею Брилеву. Два лощеных джентльмена вальсируют на месте отменно долго и скучно. Вдруг глава РЖД, почти утонувший в теме финансирования, многозначительно посмотрел на Брилева и молвил кардинальное: «На мой взгляд, бытие определяет сознание». Каков мыслитель! Мало того что он с легкостью необыкновенной выдал формулу Маркса за свою, так ведь еще и все карты спутал. Якунин — председатель попечительского совета Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. Фонд ратует за пробуждение в человеке духовных основ, а его вдохновитель исполняет гимн материализму.

Выше Якунина прыгнул только еще один любезный путинскому сердцу господин Залдостанов, больше известный как Хирург. Это благодаря ему, главному байкеру страны, Владимира Владимировича по ошибке внесли в Финляндии в список потенциальных разыскиваемых преступников. Хирург тотчас стал героем недели, вследствие чего самумом пронесся по экрану. Первым делом он обвинил в случившемся голландских геев. Ведущий Такменев намекает: финны — не голландцы. Однако Хирурга уже неумолимо понесло на оперативные просторы патриотизма. Он резко отмахнулся от такменевской глупости: «Да все они там в одной организации. У нас совсем другой путь: патриотизм, дети, елки. Мы их научим родину любить».

Кто бы сомневался? Эти — могут.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow