КолонкаПолитика

Шумел сурово вятский лес…

В среду в Кирове стартует судебный процесс, общественное значение которого легко и преувеличить, и преуменьшить

Этот материал вышел в номере № 42 от 17 апреля 2013
Читать
В среду в Кирове стартует судебный процесс, общественное значение которого легко и преувеличить, и преуменьшить...
Изображение

Начнется в среду, и неизвестно что. То ли старт чего-то, то ли финиш всему. Думай не думай, ничего не угадаешь. Одно ясно: на лесоповал Навального не отправят. Серьезные люди в мундирах, групповым способом расследовавшие дело «Кировлеса», считают, что к лесу Алексея и близко подпускать нельзя.

Иду к Ленинскому районному суду по улице Горбачева (не того), сворачиваю на улицу Свободы (не той), выхожу на улицу Спасскую (еще недавно - революционного матроса Дрелевского) и вспоминаю, как некий блогер предложил: «Если Навального посадят, после суда надо будет срочно переименовать Киров обратно в Вятку. Глядишь, и не пристанет к нему дурная слава». Вот уж дудки! Даже если и Навального переименовать в Кургиняна, ни в чем не повинный областной центр будут поминать именно в связи с этим судом.

Вряд ли скоро отыщется другой повод, по которому сюда приедут сотни журналистов и гражданских активистов. Чем еще так привлечет внимание страны и мира город Киров, который недавно опустился в рейтинге привлекательности российских городов с 78-го места на 96-е? Ну, разве что сюда, поближе к Северному Ледовитому океану, срочно перенесут из Сочи зимнюю Олимпиаду.

Вроде бы настроился на мысли о Родине, но кому они нужны? Пусть Родина думает о себе сама. Зачем ей сажать Навального? Зачем держать в запасе другие уголовные дела на него? Зачем давать ему один срок, а потом, по другому делу, - второй? Кажется, это называется «не более двух сроков подряд»…

Я тут мыслю на ходу и безответственно, а судья Блинов, наверное, в глубокой задумчивости утюжит мантию. В среду он станет героем новостных программ. Хотел бы кто-нибудь оказаться на месте этого судьи? На его предыдущем месте – это еще ничего. Еще в прошлом году, до декабря, сидел он себе спокойно в поселке Кумёны и этого лесного разбойника Навального, может, даже и по телевизору не видел. А теперь ему судить чуть ли не кандидата в президенты! Задумаешься тут и, чего доброго, поставишь пятно на мантию – утюгом пока.

Какие дела рассматривал в райцентре Сергей Владимирович? Прямо скажем, негромкие. Ну, вот одно из них. Гражданин такой-то «незаконно проник в дом через вход в пристройку дома, дверь которого была не заперта. В комнате дома достал из холодильника следующие продукты питания: 5 кг свиного фарша, 1 кг свежемороженой сельди и 8 яиц, которые намеревался похитить». Однако действия злоумышленника были пресечены появившимися в доме двумя гражданами, которые выгнали его, и он «ушел из дома, оставив в доме продукты питания, которые намеревался похитить».

Происшествие, тем не менее, дошло до суда. Дело рассматривалось в особом порядке, подсудимый заявил, что согласен с обвинением и вину признает полностью. Суд принял к сведению, что злоумышленник «не судим, привлекался к административной ответственности, по месту жительства характеризуется отрицательно, проживает один, на учете у нарколога и психиатра не состоит, имеет заболевание «инфильтративный туберкулез в верхней доле правого легкого в фазе распада, обострение». После чего было отмечено: «Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, суд не усматривает». И был вынесен приговор: шесть месяцев лишения свободы – условно.

Я поговорил с адвокатом Владимиром Зверевым, участвовавшим не только в этом процессе, но и в других, которые рассматривал в Кумёнах судья Блинов.

  • Нормальный судья, - сказал Владимир Евгеньевич. – Спокоен. К доводам защиты прислушивается.

Походил по адвокатским конторам Кирова, поискал адвоката, который знал бы судью Блинова по новой его работе – в областном центре. Никто не знает такого судью. Нашел, наконец, одного. Сырчин Владимир Иванович участвовал в одном процессе, который вел Блинов. И снова дело простое и бесспорное: некоего рецидивиста судили за ложный донос. Тот во всем признался и получил свои полгода. И снова адвокат ничего не может сказать о судье, кроме того, что тот спокойный и грамотный.

Понятно, особой состязательности сторон в тех процессах ждать не приходилось. А тут и сам Навальный – адвокат, и еще московские адвокаты при нем. Начнут задавать вопросы – уже в перерыве попросишься назад в Кумёны.

В понедельник город Киров могли избавить от сомнительной славы и по ходатайству обвиняемых перенести рассмотрение дела в Москву. Однако областной суд ходатайство не удовлетворил. Причина убедительная: пришлось бы вызывать в Москву четыре десятка свидетелей, проживающих в Кирове и области. Но даже если такого аргумента и не нашлось бы, переносить суд в Москву не следовало: Москва бы его не перенесла. Начались бы непредсказуемые акции протеста, а Болотная площадь – это вам не вятские болота.

В Кирове же, где мало кто знает Навального (а про суд многие вообще ничего не слышали), нашлась одна-единственная организация, подавшая заявку на митинг в поддержку Алексея. Это местное отделение партии «Народный альянс». Создали штаб, который к вечеру в понедельник заполнился не только местными активистами, но и приезжими. Двое рабочих парней, Кирилл и Дмитрий, приехали автостопом из Казани. Кирилл говорит, что вообще-то он фанат «Рубина» и прежде ездил по городам на футбольные матчи, а тут задела несправедливость, которую он видит в преследовании Навального. Готов помочь в организации митинга. Студентка Аня приехала на подмогу из Волгограда. Пьет чай с дороги, и тут подтверждается известная формула: так пить хочется, что переночевать негде. Ее ночлегом, а также устройством остальных приезжих занимается один из руководителей штаба, местный программист Алексей Анофриев. Он высматривает в социальных сетях предложения кировчан – тех, кто уже понял, что за события надвигаются на город. Вот кто-то готов пустить Аню на ночлег всего за 300 рублей. В гостинице за такие деньги только поздороваются, и вроде бы надо соглашаться, но Алексей с сочувствием смотрит на неимущую студентку и продолжает поиск в интернете. И довольно скоро находит бесплатный диванчик на окраине города. Предложения гостеприимных горожан, в основном бескорыстные, с каждым часом нарастают. Но вот кто-то пишет: «Готов возить приехавших на суд по городу». Алексей быстренько связывается с ним и слышит: «За 500 рублей». А говорили, что на Вятке плохо с предпринимательством.

Принесли свежеотпечатнанные наклейки и листовки: «Это вызов всем нам. Если сегодня промолчим, то завтра будут судить уже нас». Не успели отправиться на расклейку, выяснилось, что некоторые столбы и заборы уже заняты. Кто-то отпечатал и расклеил листовки противоположного содержания: «Что можно сделать на 16 000 000 рублей, украденных Алексеем Навальным?». И три фотографии с подписями: «Установить 20 детских городков», «Построить 30 хоккейных площадок», «Отремонтировать 5 км дорог». Что тут скажешь? Когда мой поезд подходил к Кирову, один из попутчиков, оказавшийся в этих краях впервые, посмотрел в окно и сказал: «Какой тут красивый лес». Я механически пошутил: «Это вы видите то, что осталось после махинаций Навального».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow