СюжетыПолитика

Михаил ГОРБАЧЕВ: Маргарет Тэтчер была большим политиком и ярким человеком

Этот материал вышел в номере № 39 от 10 апреля 2013
Читать
Изображение

Сообщение о кончине Маргарет Тэтчер — печальная весть. Я знал, что она тяжело болела, в последний раз мы виделись несколько лет назад. Искренне соболезную ее родным и близким.

Тэтчер была политиком, чье слово имело большой вес. Я это знал, когда готовился к нашей встрече в 1984 году. Это был первый шаг в поисках общего языка — трудных поисках. Самый первый разговор, за ланчем в Чекерсе, был поначалу очень острым, чуть ли не на грани срыва. Раиса Максимовна, сидевшая по другую сторону стола, слышала это и очень переживала. Я решил разрядить обстановку.

— Я знаю вас как человека убежденного, приверженного определенным принципам и ценностям, — сказал я «железной леди». — Это вызывает уважение. Но вы должны иметь в виду, что рядом с вами сидит такой же человек. И должен сказать, что я не имею поручения от Политбюро убедить вас вступить в коммунистическую партию.

Тэтчер рассмеялась, и разговор перешел в нормальную фазу.

Много было встреч после этого, много споров. Нередко мы расходились во мнениях. Ее, например, очень испугал Рейкьявик, наш разговор с Рональдом Рейганом о мире без ядерного оружия, договоренность о ликвидации ракет средней дальности.

«Еще одного Рейкьявика мы не выдержим», — говорила она. А я спрашивал: «Неужели вам так хорошо сидится на ядерной пороховой бочке?»

Почему нам в конечном счете удавалось достичь взаимопонимания? Думаю, в том числе и потому, что постепенно складывались человеческие отношения, возникало доверие. Очень важно, что Тэтчер никогда не ставила под сомнение наши намерения, возражала тем, кто утверждал, что перестройка — это «попытка усыпить бдительность Запада» и т.п. А на критическом этапе перестройки, когда встал вопрос о реальных шагах по поддержке реформ в нашей стране, именно она активно продвигала идею нашего участия в заседании «семерки» в Лондоне и много сделала для подготовки этой встречи. Но в июле 1991 года, когда встреча состоялась, она уже не была премьер-министром. За полгода до этого руководство Консервативной партии Великобритании приняло решение сместить ее с этого поста. Поэтому наша встреча с ней состоялась в советском посольстве в Лондоне.

Разговор запомнился мне. Конечно, говорила Тэтчер, хорошо, что ваша встреча с «семеркой» состоялась. Фактически в эти дни все было сфокусировано на вашем присутствии и на теме включения Советского Союза в мировую экономику. Теперь уже признано, что Советский Союз бесповоротно встал на путь реформ, эти реформы пользуются поддержкой народа и заслуживают поддержки со стороны Запада. Но — и здесь ее буквально захлестнули эмоции:

— Почему же руководители «семерки» не пошли на конкретные, практические меры такой поддержки? Где реальные шаги? Они подвели вас. Но уж если они заявили о поддержке и сотрудничестве, надо за это ухватиться. Не «выпускайте» их, требуйте конкретных дел!

Путч ГКЧП сорвал наши планы, перестройка была прервана. Интересно, что Тэтчер, постоянно заявлявшая о своей вере в свободный рынок, скептически относилась к «шоковой терапии», к тому пути, по которому пошли наши радикальные реформаторы.

Мы с ней встречались потом не раз, обсуждали и это, и многое другое, опять спорили, но всегда были согласны в том, что нашему поколению политиков выпала важнейшая миссия — положить конец холодной войне, и эту миссию мы выполнили.

Маргарет Тэтчер была большим политиком и ярким человеком. Она останется в нашей памяти и в истории.

Изображение

Пресса о Тэтчер

The Daily Mail назвал Тэтчер «женщиной, которая спасла Британию» — это цитата премьер-министра Дэвида Кэмерона. Как пишет издание:

«Она была твердо убеждена, что общество — это сумма его частей — отдельных лиц, семей, церквей, общественных организаций и бизнеса. Она считала, что люди слишком многого ждут от правительства, слишком много рассуждают о своих правах, а не обязанностях.

Все мы обязаны помогать себе и своим близким. Она видела общество, построенное снизу, а не бюрократическую систему, благоприятствующую социалистам».

На обложке сегодняшнего The Times — фото Тэтчер, сделанное в 1987 году во время ее визита в Москву.

«Смерть баронессы породила волну восхищения, немного критики и новые дебаты о ее наследии, — пишет издание. — Это была женщина, которая в значительной степени изменила жизнь в стране. Леди Тэтчер будет торжественно похоронена в соборе Святого Павла с полагающимися почестями. Неслучайно именно в этом соборе состоялся молебен, посвященный победе в Фолклендской войне — определяющем событии ее политической жизни.

Издание называет Тэтчер величайшей политической фигурой своего времени. «Она сделала Британию менее противоречивой, страной, которая смотрит в будущее с оптимизмом. Туда, где царило отчаяние, она привнесла надежду».

Колумнист издания и бывший политик партии консерваторов Мэттью Пэрис заметил, что «баронессе поклонялись многие, но любили лишь некоторые».

The Guardian опубликовал эпитафию, написанную биографом Тэтчер Хьюго Янгом, который умер в 2003 году.

«Вне зависимости от того, были вы против нее или за, Маргарет Тэтчер определяла повестку дня на протяжении трех с половиной десятилетий британской политики. Все обсуждения на тему экономики, общественной жизни, политики, права и национальной культуры по-прежнему несут отпечаток, который она наложила на эти сферы с 1979 по 1990 года. Во многих отношениях, она была самым грозным политиком в мирное время со времен Гладстона».

The Independent заявляет: «К лучшему или к худшему, но она изменила нашу жизнь».

«Тэтчер была вторым лучшим премьер-министром Великобритании со времен Второй мировой. Первым был представитель лейбористской партии Клемент Эттли. Вне всякого сомнения, мы живем в Великобритании, созданной Тэтчер».

«Не многие премьер-министры остаются в памяти людей после того, как покидают свой пост. Леди Тэтчер стала именно такой».

«Это было не как 11 сентября. Но когда мы об этом узнали, мы почувствовали, что важная глава в истории Британии а, может, и мировой истории, закончилась.

The Sun признается, что Тэтчер будут помнить за ее мужество и смелость: «У железной леди были свои принципы, которых она придерживалась. Что за принципы? Личная свобода. Уверенность в себе. Низкие налоги. Отсутствие тирании. Она помогла закончить Холодную войну. Кроме этого, она восстановила Великобританию из руин и трансформировала экономику. Она выиграла на трех выборах, опираясь на поддержку многомиллионной аудитории Sun».

Из общего потока выбивается таблоид The Daily Mirror, вышедший сегодня с подписью «Женщина, которая разделила нацию» под портретом Тэтчер на обложке. Издание задается вопросом, должны ли быть организованы государственные похороны – церемония, которой в Великобритании удостаиваются только члены королевской семьи и наиболее заслуженные деятели: «Церемония предположительно обойдется в 8 миллионов фунтов – это будут самые дорогие похороны со времен Сэра Уинстона Черчилля в 1965 году. Многие крайне недовольны тем, что Тэтчер удостоится такой высокой чести, особенно с учетом того, что основная часть суммы ляжет на плечи налогоплательщиков. Много критических сообщений появилось в Твиттере, где тэг#nostatefuneral (нет государственным похоронам) вошел в десятку самых популярных тэгов в Соединенном Королевстве, а электронные петиции уже собрали тысячи подписей».

В газете Financial Times на смерть Маргарет Тэтчер откликнулся известный политический обозреватель Мартин Вульф, назвавший Тэтчер «великим реформатором»: «Маргарет Тэтчер была самой значительной фигурой среди премьер-министров мирного времени в Великобритании с конца 19 века. Она реформировала Консервативную партию и британскую политику, перевернув привычное представление о взаимоотношениях государства и рынка».

На смерть Тэтчер откликнулись и европейские издания.

Популярная французская газета Le Figaro вышла с заголовком: «Тэтчер: смелость обладать властью». «Франции нужна своя Маргарет Тэтчер. Значительная часть элиты не хочет этого. Но это не опция – это обязательное условие, если Франция хочет выжить», – говорится в статье.

Левоцентристская итальянская газета La Reppubblica называет экс-премьер-министра «Железной Леди, которая изменила Великобританию». Жизни и достижениям Тэтчер издание посвятило пять страниц. «За ее сверхлиберальные идеи ее одновременно любили и ненавидели – и в Британии, и в целом мире», ­– говорится в редакторской колонке.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow