В тибетском буддизме существует представление о «сокрытых сокровищах». Как правило, это манускрипты и другие предметы буддийского культа, которые с незапамятных времен находят укрытие от враждебных сил в труднодоступных пещерах Гималайских гор и песках пустыни Гоби.
Недавно из песков этой пустыни были выкопаны 44 коробки с буддийскими святынями из разоренного монастыря. Они были спасены в 30-е годы от разграбления советскими и монгольскими солдатами монахом по имени Тадев. Тайну местонахождения священных реликвий хранил сын, а затем внук монаха. Двадцать коробок еще остаются спрятанными в пустыне, их поиск продолжается.
Новая работа московского критика Лолы Звонаревой «Серебряный век Ренэ Герра» (СПб, «Росток») — еще одна история о чудесном спасении национальных святынь.
В 60—80-е годы в СССР и Франции художественное и литературное наследство первой волны русской эмиграции мало кого интересовало. Моды на русскую культуру в изгнании в те времена еще не существовало. Не было тем более никакого дела и до ее создателей, доживающих свой век в забвении и нужде. О том, как Ренэ Герра спасал книги, журналы, рукописи, живописные и графические полотна наших выдающихся эмигрантов и какие это были необыкновенные люди, — книга Лолы Звонаревой.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В книге приводится комментарий Ренэ Герра на известную мысль Зинаиды Гиппиус о том, что «родина дороже и превыше всего, но без свободы нет родины». Французский славист прав, когда говорит, что «это самый главный урок, который преподала и оставила потомкам эмиграция». Он приходит к убеждению: «Практически весь Серебряный век перекочевал за границу. Оказалось, что с собой можно унести и Россию, и свободу, а в несвободной России не было и самой России».
С трудом представляешь, как один человек сумел собрать самое крупное в мире собрание искусства русской эмиграции — 50 000 томов редких книг, периодических изданий, тысячи неопубликованных автографов, фотографий, открыток тех лет, более 5000 работ известных русских художников.
Приехав в Москву в 1968 году как стажер-славист, Ренэ Герра попал, с одной стороны, в среду интеллигентной и свободомыслящей молодежи, а с другой — под контроль компетентных органов. Но он уже обладал опытом, полученным во Франции, как вести двойную жизнь. Ведь уже тогда он был принят в среду «белых русских», о чем не должны были догадываться его коммунистически настроенные преподаватели.
Особенно сблизился Герра с Борисом Константиновичем Зайцевым. По его просьбе он и привез в СССР три экземпляра книги «Река времени» — литературное завещание писателя. Книги предназначались для К.И. Чуковского, В.П. Некрасова и Л.Н. Назаровой, сотрудницы Пушкинского Дома. Они были им доставлены, но сам «курьер» попал в «разработку» КГБ.
Все перипетии сюжета «КГБ и Ренэ Герра» напоминают эскиз шпионского детектива. Там и откровенная исповедь К.И. Чуковского, его размышления о природе советской власти, записанные Герра на магнитофон. И все о выслеживании и окончательном разоблачении злоумышленника-иностранца. О руководстве этой операцией главным идеологом страны Сусловым. Единственный, пожалуй, существенный пробел в фундаментальном исследовании Лолы Звонаревой — отсутствие в тексте забавных и кажущихся порой неправдоподобными историй о том, как в закромах французского собирателя оказываются все новые и новые богатства.
Главный герой книги — больше, чем просто знаток русской культуры. И он, конечно же, не маньяк-коллекционер. С юношеских лет Ренэ Герра влюбился в художественный образ России и в тех русских людей, в которых этот образ воплотился. Многих из них Ренэ Герра не застал в живых и поэтому с особым рвением собирал все, что было связано с их жизнью и творчеством. Небольшие очерки о выдающихся представителях русской литературной и художественной эмиграции первой волны, книги, журналы, рукописи, архивы и картины которых находятся в собрании Герра, придают убедительность тому неоспоримому факту, что мы имеем дело не просто с выдающейся частной коллекцией, а с уникальным музеем, знакомство с материалами которого пока ограничено техническими проблемами, вполне решаемыми на межгосударственном уровне.
Александр Сенкевич
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68