СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 31 от 22 марта 2013
Читать

У Depeche Mode нет плохих альбомов. Но в их иерархии пиком — негласно, зато единогласно — является Violator (1990), подаривший человечеству такую непререкаемую песенную классику, как Personal Jesus, Enjoy The Silence, Policy Of Truth, Halo и так далее — весь альбом. С тех пор фанаты DM выход каждой новой пластинки ждут с тайной, а то и явной надеждой на повторение шедевра. Новая работа группы Delta Machine, официально увидевшая свет сегодня, — не Violator. И даже не Songs Of Faith And Devotion (1993), хотя Мартин Гор и Дэйв Гаан и обещали флюиды и вибрации этих пластинок. Нет, новый альбом мелодически прямо наследует приподнятому (до известных пределов) настроению предыдущей пластинки DM Sounds Of The Universe (2009), но более аналоговый по звуку — с пластичными электронными текстурами, грязным нойзом и блюзовыми гитарами, и в этом ближе Playing The Angel (2005), первой пластинке DM с Беном Хиллером в качестве продюсера. Жанрово диск привычно качается от без двух минут индастриала до кондового синтипопа. Стартовые, инфицированные дабстепом, и боевики Welcome To My World иAngel прекрасны, но продолжения не находят, как и выпущенная дебютным синглом Heaven. Впрочем, DM вообще имеют моду выпускать пилотными синглами песни, не отражающие альбомы в целом. Лирическая Precious мало что говорила о суицидной атмосфере жесткого Playing the Angel, а мрачная и резкая Wrong — светлого в целом диска Sounds of the Universe. Да и раньше так было. Впрочем, адекватно отразить весьма разнообразный новый альбом было бы, пожалуй, трудно. Скажем, таких DM, как в минима-техно-треке My Little Universe, мы вообще раньше не слышали. Он мог бы вызвать лишь недоумение, если бы не прошлогодний совместный с экс-депешем Винсом Кларком альбом Гора VCMG — Ssss. Или вот The Child Inside, непременная почти для каждого альбома DM нуаровая баллада в «жанре» «Исполняет Мартин Гор» с макабрической лирикой о ностальгии по ребенку в душе каждого — она вполне могла бы появиться в его сольнике десятилетней давности в плане саунда. Удивительно то, что ключевые треки альбома написал на этот раз не «штатный сонграйтер» Гор, а фронтмен Гаан. Это и Broken, протянувшая связь от раннего хита Little 15 к месмерической ритмике бессмертной Behind The Wheel, и — редкий случай — недопродюсированная Secret To The End, и, возможно, лучший номер альбома Should Be Higher. В нем тени всех изобретений, сделанных группой в середине 1980-х, аранжированы в абсолютно современную форму; с тореодорными хроматизмами в куплетах и неслыханным прежде фальцетом Гаана в припевах слушается невероятно свежо, оставаясь стопроцентным Depeche Mode. Есть, увы, на пластинке пара проходных вещей, которые мешают поставить ей высший бал. Но их действительно всего пара. А вообще очень радует, конечно, что, разменяв четвертый десяток, группа продолжает экспериментировать, при этом не только влияя, но и активно испытывая влияния. Как мальчишки, честное слово.

Вчера на Тишинке открылся очередной «Блошиный рынок» — выставка-ярмарка, притворяющаяся своим названием, но в действительности являющаяся хорошо организованным художественным проектом со стендами по продаже предметов интерьера и быта, винтажными украшениями, игрушками, мебелью, живописью, декоративно-прикладным искусством с европейских «блошек», азиатских рынков, восточных базаров и российской провинции. Здесь на самом деле есть масса раритетов, глазу, если он склонен к прошлому, есть на чем остановиться, а смотрящему — раскошелиться, ибо цены традиционно, по-московски, не блошиные: за старье берут как за антиквариат. Но сходить все же стоит — не столько за покупками, сколько за атмосферой, которую дарят старые вещи в таких количествах. И потом, «Блошиный рынок» — это всегда непредсказуемость, поиск и находка.

Тишинская пл., 1.До 24 марта включительно

«Чудаки» Максима Горького — давнишняя мечта режиссера Юрия Иоффе. Пьеса-загадка, которую театры пытаются разгадать аж с 1910 года, до наших дней так и остается загадкой. Любовные сцены, ревность, флирт, различные мистификации и театрализации — все это было свойственно личной жизни классика и его окружению, и все это он показал в своей пьесе. Знаменитые горьковские диалоги блистательны по своему остроумию — кажется, что они написаны вчера и даже сегодня, а не сто лет назад. Итак, Он — успешный литератор, познавший вкус славы и дамского интереса, но нуждающийся в постоянном вдохновении, которое он ищет в связях с женщинами. С одной стороны — верная, любящая, мудрая жена, знающая все его слабости и заботящаяся о своем муже, почти как о ребенке, с другой — эффектная, предприимчивая, авантюрного склада любовница, которая бросает все свои силы, чтобы окончательно завоевать и поработить своего Героя. Однако нетерпеливость мешает ей быть более стойкой и одержать эту победу. Пытаясь разгадать тактику соперницы, она, похоже, выпускает из виду главное — умение любить беззаветно и безрассудно. Премьера на Малой сцене Театра им. Маяковского 23 марта.

Ул. Большая Никитская, 19.Начало в 19.00

Опера на экране

23 марта в кинотеатре «Горизонт»состоится прямая трансляция оперы «Бал-маскарад»из Метрополитен-опера в Нью-Йорке. «Бал-маскарад» — одна из величайших партитур Верди, полная самых разнообразных красок, которые варьируются от легкой комедии до напряженной мелодрамы. И Верди смешивает эти краски с неповторимой сценической энергией. «Бал» — это сценическая бомба. Так считает постановщик спектакля известный оперный режиссер Дэвид Олден, воссоздавший на сцене Метрополитен атмосферу Швеции начала XX века. Она получилась слегка потусторонней, напоминающей сказку или сон, похожей на фильм нуар. Все действие происходит в королевской гостиной для придворных приемов. Однако она преображается в соответствии с теми или иными приключениями героев. Одну из главных партий в опере, а именно убийцы короля Густава III Анкарстрёма, исполнит Дмитрий Хворостовский. Кроме него, в спектакле заняты и другие звезды мировой оперной сцены, среди которых тенор Марсело Альварес (король Густав) и сопрано Сондра Радвановски, дебютировавшая в роли Амелии в этой постановке. Трансляция пройдет в рамках седьмого сезона проекта The Met: Live in HD, когда каждый спектакль нью-йоркского театра в более чем в 1900 кинозалах по всему миру смотрит одновременно более чем 200 тысяч человек.

Комсомольский пр-т, 21/10.Начало в 15.00

Центр фотографии им. братьев Люмьер представляет выставку Мартина Шрайбера — признанного мастера фотографии и гуру обнаженной натуры. На рубеже 1970–80-х, отдавшись двум свои страстям, фотограф Мартин Шрайбер создает серии работ, которые позднее были опубликованы в виде монографических альбомов — Bodyscapes («Телесные ландшафты») в 1980-м, Last of a Breed («Последний из племени») — в 1982-м. Первая — это результат многолетней плодотворной работы в качестве преподавателя по съемке обнаженной натуры в Нью-Йоркской школе Парсонс. Вторая навеяна романтикой Дикого Запада и исследует просторы Техаса, Оклахомы и Нью-Мексико с точки зрения мифического ковбоя, одного из главных архетипов Америки. В экспозиции Центра фотографии им. братьев Люмьер «Ковбои и обнаженные»удачно соединили эти две главные страсти Шрайбера, намеренно противопоставив необузданное мужское начало, обитающее в прериях Дикого Запада, нежному женскому существу в жестком городском пространстве.

Болотная наб., 3, стр. 1.До 18 апреля

Швейцарское трио VEIN хорошо известно европейским любителям джаза — за виртуозность исполнения традиционного джаза и за умение с юмором ломать его же каноны, а также за многогранные интерпретации самых разнообразных жанров: на акустических инструментах музыканты создают и ощущение электронного эмбиента, и чисто рокового драйва, ну и, разумеется, показывают высококлассный современный джаз. VEIN прекрасно сочетают в своей музыке традиционные джазовые и классические клише, вдыхая в них новую жизнь. Чего только стоит пластинка Lemuria, записанная с Дэйвом Либманом (саксофон), где музыканты на протяжении 40 минут удивляют слушателя тем, насколько свежо может звучать Брубек и Гершвин. Завтра, 23 марта, группа выступит в клубе «Дом».

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4.Начало в 20.00

Тычет в книжку пальчик…

Детская книга стала предметом искусства на рубеже XIX–XX веков. Именно тогда появилось понятие авторской книги, в которой художник и писатель выступали на равных, а иногда художнику отводилась главная роль. То было время проекта «модерн», и к этому периоду относятся, например, цветные книжки-картинки Елены Поленовой и иллюстрации Ивана Билибина. В 1904 году вышла азбука по рисункам Бенуа, а с 1906 года стала издаваться прославленная «Подарочная серия» издательства Осипа Кнебеля, в которой приняли участие молодые мирискусники. Заложенные тогда традиции детского книгоиздания успешно продолжались в советское время, на которое пришелся и пик детской периодики: появившийся в 1924 году «Мурзилка» попал в Книгу рекордов Гиннесса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». Всему этому посвящена выставка «Детское чтение. Из домашних библиотек москвичей. Плакаты и книги для детей, 1880–1980-е годы» в Музее декоративно-прикладного искусства. Длинное название буквально воспроизводит содержание экспозиции — книги, плакаты и журналы для детей 1880–1980-х годов. Отдельное внимание стоит уделить плакатам, конструирующим светлый облик образцового советского школьника. Сейчас таких нет.

Ул. Делегатская, 3.До 31 марта

Бликса Баргельд мог бы войти в историю уже только с его главной группой — Einsturzende Neubauten, с которой за тридцать с лишним лет он прошел путь от бескомпромиссного индастриала до вкрадчивых и печальных песен. Но Баргельд — из тех артистов, которые буквально фонтанируют идеями и беспрестанно пробуют себя в новых ролях. В этом смысле Баргельда можно сравнить разве что с Майком Паттоном. Он много лет играл на басу в The Bad Seeds Ника Кейва, начитывал аудиокниги с текстами Бертольда Брехта и джемовал с немецкой примой абстрактного техно Гудрун Гут. Записывал хмурую индитронику вместе с Alva Noto и устраивал шумовой перформанс с мало кому известной германо-китайской группой FM3. В Москву, на сцену Гоголь-центра 24 марта Баргельд везет свой новый сольный проект. Теперь Бликса предстает в роли этакого индустриального Бобби Макферрина, собиравшего аранжировку по кубикам из одного лишь вокала. Только вместо месседжа Don’t Worry Be Happy немец призывает зрителя к чему-то прямо противоположному. Баргельд шепчет, кричит, завывает, поет и произносит отдельные фразы, собирая из этого звуковую текстуру ничуть не хуже, чем средних размеров группа, но при этом обходясь скромным техническим арсеналом — несколько эффект-процессоров, луп-машинка и микрофон. Все до единого звука создается на глазах у зрителя. Получается не только и не столько концерт, сколько моноспектакль, в котором Баргельд — и режиссер, и драматург, и актер.

Ул. Казакова, 8.Начало в 20.00

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Иранская классическая музыка — одно из величайших достижений мировой культуры, без натяжек и пафоса. Несмотря на древность, это живая полнокровная традиция со сложным сводом грамматических норм и правил культивирования звука, гармоничным соотношением утонченной интуиции и интеллектуального расчета. В воскресение, 24 марта, в Московской консерватории ансамбль «Караван»в составе: Хосейн Нуршарг (голос), Ашкан Рахбар (тар, сетар), Юнес Пакнежад (каманче), Амин Хейдари (уд) и Фархад Сафари (томбак) предложат вашему слуху программу, которая является характерным образцом классической иранской композиции — единое непрерывное звуковое полотно, в котором чередуются метрически свободные и жестко структурированные вокальные и инструментальные разделы. Это пульсирующее и мерцающее различными эмоциональными красками движение подчинено законам определенного дастгаха — многослойного понятия, подразумевающего и определенное положение руки на грифе струнного инструмента, и звукоряд, и лад, и многомерную ладовую систему, и тип звуковой композиции. Но главное — это некое исходное психоэмоциональное состояние и одновременно его образ в звуковых канонических моделях. Следуя за звуковой программой избранного дастгаха, сопереживающее сознание, проходя цепь «стоянок», совершает восхождение к познанию мира.

Ул. Б. Никитская, 13/6.Начало в 19.00

С 27 марта по 2 апреля в кинотеатре «35мм»пройдет Кинофестиваль Франкофонии.В названии заключена концепция форума: собрать фильмы из Франции, Швейцарии, Канады, Бельгии, даже Румынии, снятые на французском языке. Фестиваль откроется сеансом в 19.30 картины «А давайте жить все вместе?» режиссера Стефана Роблена, для которого это первая полнометражная работа — прежде он работал постановщиком в рекламе, на телевидении и в документалистике — и который станет гостем открытия фестиваля. Пьер Ришар исполнил одну из главных ролей в фильме, посвященном теме старости, одиночества — и дружбы на протяжении всей жизни. Впрочем, каждый из фильмов фестиваля так или иначе заслуживает внимания. 28 марта, например, в 19.30 будет показана швейцарско-бельгийская лента «Аванти» — о дочери, забирающей свою мать из психиатрической лечебницы лишь на выходные и в итоге устраивающей той побег — чтобы наконец понять друг друга вне границ семейного круга. А в 21.15 — документальный фильм «Швейцарская инженерия» о том, что происходит в тех местах Федерального дворца, здания швейцарского парламента и правительства, куда посторонним вход воспрещен, — своеобразная притча о власти. 29 марта в 19.30 будет показан фильм «Имена людей» Мишеля Леклерка — про молодую женщину без комплексов, решающую посвятить свою жизнь политической борьбе, поскольку она, ни минуты не колеблясь, способна переспать со своими противниками, чтобы переманить их на свою сторону. Результаты превосходны, пока ей не повстречался Артюр Мартен — имя коварно, а внешность обманчива… Полную программу фестиваля ищите на сайте coolconnections.ru. Все фильмы демонстрируются на французском языке с русскими субтитрами.

Ул.Покровка, 47/24б.

Тут все просто: у Григория Кружкова, поэта и одного из лучших наших переводчиков англоязычной поэзии — его талантом Джон Донн и Уильям Батлер Йейтс, Роберт Фрост и Джон Китс, Эдвард Лир и Уоллес Стивенс, Льюис Кэрролл и Редьярд Киплинг, Томас Уайетт и многие другие заговорили с русским читателем на блестящем русском языке, — у Григория Кружковатворческий вечер из цикла Poet in Res, то бишь «Поэт в университете», а именно в Центре новейшей русской литературы Института философии и истории РГГУ. 27 марта Кружков там будет читать свои старые и новые стихи, всегда легкие, изящные, ироничные. Вход свободный. У турникетов главного входа гостей будут встречать.

Ул. Чаянова, 15.Начало в 19.00

Мыша и медведь

Большая дружба начинается с малого. Она — маленькая мышка, он — огромный медведь. Она — ребенок, он — взрослый. Она мечтает быть художницей, хотя по правилам своего мира должна стать дантистом, он музыкант и поэт, хотя должен был быть юристом. Они живут в разных мирах: для обитателей подземного царства нет ничего хуже, чем подружиться с «большим голодным медведем», а обитатели верхнего мира не поймут, зачем водиться с мышкой. Но дружба и родство душ сродни настоящему волшебству. И какое этой парочке дело до условностей, разницы в размере, исторических предрассудков и культурных барьеров? 28 марта в российский прокат выходит анимационная экранизация известной французской детской книжки «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя». Мультик чудесно нарисован, а за русскую озвучку главных персонажей отвечали Татьяна Лазарева и Александр Пушной.

29 марта в Молодежном театре (РАМТ)последний раз пройдет спектакль «В пространстве сцены»— калейдоскоп из сорока шести номеров, не более двух минут каждый, который представляет театр во всем его разнообразии. Сезон-2011/12 стал для РАМТа трижды юбилейным: театр, которому 13 июля 2011 года исполнилось 90 лет, 75 из них располагается в здании на Театральной площади и 20 называется Российским молодежным. В столкновении жанров, стилей, настроений спектакля-концерта оживает прошлое, пребывает настоящее и совсем немного проглядывает будущее: все, что происходит на сцене, имеет отношение к театру, к жизни, к репертуару. А драматические монологи и поэзия, сценическое движение, танец, вокал вовлекают в это самое пространство сцены почти всю труппу, включая «звезд»: Нелли Уварову, Петра Красилова, Евгения Редько, Дарью Семенову, Илью Исаева, Дениса Шведова, Нину Дворжецкую и многих других.

Театральная пл., 2.Начало в 19.00

Самоучка

Сейду Кейта из столицы Мали Бамако начал фотографировать в далеком 1945-м в возрасте 24 лет, когда дядя подарил ему камеру 6х9 дюймов и пленку, — пробовал снимать членов семьи и клиентов фотоателье поблизости. Первое время получалось не очень — модели шевелились, а у самого фотографа от волнения тряслись руки. Но уже в 1948 году самоучка Кейта начал самостоятельно печатать черно-белые фотографии и ставить на них именной штамп, а еще годом позже купил новую камеру 5х7 дюймов и стал снимать людей на фоне задника в студии. Люди были самые разные ― от клерков и владельцев магазинов до президента республики — фотограф не искал их специально, а работал с теми, кто приходил к нему в ателье. Мотивация его была проста: чтобы клиент остался доволен. Сейду Кейта никогда не выезжал из Бамако, не встречал ни одного иностранного фотографа и даже не видел их фотографий, за исключением каких-нибудь снимков из каталогов Manufrance. Он снимал одной и той же камерой и бережно хранил все негативы, чтобы клиенты при желании могли заказать копии. Сегодня это, очевидно, и потрясающие произведения фотоискусства, и уникальный социологический портрет эпохи и Африканского континента. Наследие Сейду Кейта из коллекции Жана Пигоцци представлено в Мультимедиа Арт Музеев рамках VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2013».

Ул. Остоженка, 16.До 5 мая

История не одного путешествия

Побывать в европейских городах вслед за русскими писателями предлагает художник Никита Макаров в своем новом персональном проекте «История не одного путешествия», открывающемся 26 марта в Центре эстетического воспитания «Мусейон» ГМИИ им. Пушкина. Это живописные работы, которые в старомодной неоимпрессионистической манере дышат площадям и набережным Франции, Италии и Австрии, где слышна музыка городского пейзажа, гомон уличных кафе, шум моря, видны мосты, сады больших городов и пригородов, чувствуется игра литературных воспоминаний. Картины сопровождены строками из произведений русских литераторов. Даже название выставки навеяно романом Гайто Газданова «История одного путешествия». Вроде ничего особенного, но ощущение остается приятное.

Колымажный пер., 6.До 11 апреля

Иннованты

В Государственном центре современного искусства сегодня открылась интересная, в общем, выставка с унылым официозным названием: выставка номинантов VIII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация-2012». Интересна же она тем, что собирает в едином экспозиционном пространстве проекты молодых — по преимуществу и относительно — художников, чей уровень неровен, но вполне достоин: все выставляемые работы были отобраны специальным экспертным советом. Называть имена смысла нет: их много, и не все «говорящие». Стоит просто сходить посмотреть. На выставке представлены практически все жанры современного искусства. Хотелось бы добавить: «кроме скучного», но, увы, не без этого. Видимо, в качестве компенсации зрителю (шутка!) в экспозиции представлены лауреаты двух внеконкурсных номинаций — Эрика Булатова «За творческий вклад в развитие современного искусства» и коллективный разум Фонда Михаила Прохорова — «За поддержку современного искусства России».

Ул. Зоологическая, 13 стр. 2.До 5 мая

Звезда КЭЦ +

Stella Art Foundation представляет инсталляцию классиков московской концептуальной школы Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Неизвестные разумные силы». Впервые она демонстрировалась в рамках выставки «Contrepoint Russe/Русский контрапункт» в конце 2010 ― начале 2011 года в парижском Лувре, в Москве же не показывалась никогда. Сюжетной основой проекта послужила запись великого русского ученого и философа К.Э. Циолковского, работавшего в конце 1920-х над проектом основоположника русского космизма Николая Федорова по воскрешению предков и параллельно этому конструировавшего межпланетный корабль. Под вечер 31 мая 1928 года Циолковский увидел в небе облачную фигуру, которую расшифровал как совокупность трех латинских букв, фонетически тождественную русскому слову «рай». Произведение Макаревича и Елагиной представляет конструкцию из четырех приставленных к стене лестниц (уводящих в условное небо), между которыми горят розовым неоном вышеупомянутые буквы; у подножия лестниц расставлено более сотни пар разномастной обуви. Поскольку идеи Циолковского во многом развились под влиянием фундаментального труда Федорова «Философия общего дела», в состав выставки в пространстве Stella Art Foundation Макаревич и Елагина включили также эскизы и фотографии своей инсталляции «Общее дело», ранее показанной в Пермской государственной художественной галерее.

Скарятинский пер., 7.До 14 апреля

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow