В музейном зале полутьма. Светятся два десятка мобильных телефонов — они свисают с потолка на проводах, и если встать под ними, кажется, что ты среди многоголосой толпы. Из каждого мобильника доносятся свои слова: «зависимость», «гламур», «лайк», «конец света»… Это коллективная работа участников архитектурной школы «Марш». Каждый записал на телефон характеристику нашего времени — одним словом.
Художники, музыканты, философы собрались вместе, чтобы определить дух времени. Фестиваль современного искусства «Код эпохи» состоялся в неожиданном месте — Музее декоративно-прикладного искусства.
Как объяснил куратор выставки хореограф Константин Гроусс, музей обладает уникальным собранием вещей, которые характеризуют время. Вписывая современное искусство в контекст разных эпох, можно точнее оценить особенности текущего момента.
В залах, отданных под выставку, остались витрины с расписными подносами, старинными самоварами, деревянными игрушками. Пожилые смотрительницы залов, казалось бы, должны испытывать глубокий шок от нашествия современного искусства. Но расспросив Татьяну, проработавшую в музее три года, я получила едва ли не готовую рецензию. Хобби с работой у смотрительницы совпадают: выставок она повидала много, в том числе и в МДПИ. «Выставка не выстроена, экспонаты никак не перекликаются между собой, да и рекламирована плохо: на открытии очень мало народу, — объяснила она. — Мы — единственный музей прикладного искусства в России (если не считать отделов в краеведческих музеях), а музеев современного искусства — вагон и маленькая тележка. Если нашу постоянную экспозицию не выставлять, не пополнять, не иметь специалистов, мы скатимся из искусства в кич».
Реконструкция музеев в Москве идет полным ходом: закрыли экспозицию Политеха, обещая сделать из него мультимедийный центр. Модернизация ждет и музей Маяковского. Музей декоративно-прикладного искусства недавно принял новую концепцию развития: пока он не входит в число популярных у москвичей. Директор музея Елена Титова рассказала, что МДПИ скоро станет «открытым» музеем: будут запущены образовательные программы, создана рекреационная зона, а также появится большая экспозиция истории стилей в России. Выставка «Код эпохи» — эксперимент. «Нам было интересно посмотреть, как будет работать наша коллекция в условиях симбиоза традиционного и современного искусства», — отметила Титова.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Современным художникам невозможно остаться в стороне от вопроса о современности. Наше время — это гонка за актуальностью: люди изо всех сил стремятся остаться в ее плену, потому что альтернативы нет. «Устареть в современном мире — значит исчезнуть», — объясняет куратор фестиваля Дмитрий Алексеев.
Идеи художника возникают из повседневной жизни. Например, поющий банкомат, конструкция с шестью портами для карточки: проводишь по ним картой и слышишь причудливое пение автомата. Банковская карточка — объект фетиша и фобии своих владельцев, а художники предлагают доверить им свой пин-код: введя его, зритель получит чек с кодом музыки, которую извлек из «банкомата».
Константин Гроусс представил публике танец, изображающий электронную передачу информации. Шар из вспыхивающих лампочек художника Александра Лысенко высокотехнологичен: управляется компьютерной программой. Струнный квартет «Студия новой музыки» исполнил композицию Георгия Дорохова: музыканты дули на струны и водили смычками по дереву, вызывая не то скрип дверей, не то скрежет автомобильных шин… Все вместе — попытка составить, как выразился Гроусс, «если не портрет, то коллаж нашего времени».
А осмысливать этот коллаж предлагается философам. 12 мыслителей написали специально для фестиваля научные статьи — о времени и безвременье, о том, как видится будущее и прошлое из настоящего. Статьи нигде не опубликованы, каждому посетителю выставки вручается буклет-сборник.
Мнения у философов разные, как голоса художников из подвешенных телефонов. «У меня ощущение, что дискуссия здесь невозможна, — сказал «Новой» один из авторов статей Олег Аронсон. — Каждый высказал собственный взгляд на вещи, они почти не пересекаются». Он считает, что о духе времени можно говорить лишь как о чем-то утраченном, неприменимом в нашу эпоху.
Большинство публицистов пессимистичны: мы живем в конце эпохи, доживаем век на развалинах социализма, не способные объединяться общей идеей, гонясь за инновациями, не приносящими ничего нового, и видя единственное будущее — конец света. Впрочем, конец одной эпохи — всегда начало другой. А что станет ее символом и кем время сделает нас, придется разбираться мыслителям будущего.
Музыкальная и танцевальная программа фестиваля закончилась, а выставку можно будет посмотреть до 24 марта. Вход свободный.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68