СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 28 от 15 марта 2013
Читать

Два года назад группа The Flaming Lips записала песню Is David Bowie Dying? — «Не умирает ли Дэвид Боуи?». Почти десятилетие молчания музыканта и слухи о его ухудшившемся здоровье были тому причиной. Плюс брошенное мимоходом замечание, что музыка его больше не интересует, и заявление биографа певца Пола Тринка о том, что тот завершил свою музыкальную карьеру… В общем, назвать новый альбом Дэвида БоуиThe Next Day, официально вышедший в России 12 марта, долгожданным — погрешить против всех истин. Сюрприз, так сказать. Но насколько же приятный. Ибо Боуи вернулся с великолепной, если не великой пластинкой. Многослойная, как луковица, она, с одной стороны, абсолютно свежая — это вам подтвердит любой боуиман со стажем, а с другой — наполнена недвусмысленными ностальгическими реминисценциями прошлого творчества музыканта. В целом альбом продолжает неоклассицизм его двух последних — Heathen (2002) и Reality (2003), но одновременно в песнях мелькают призраки 1970-х, когда практический каждый альбом Боуи был прорывом, расширением границ и т.п., прежде всего «берлинской трилогии» и наследующего ей диска Scary Monsters. Ирония и самоирония (в припеве первой же, заглавной песни Боуи поет: «Вот и я, пока что не умер!»), парадоксальный юмор, выразившийся уже в обложке, звук, без экспериментов, но цепляющий то сырыми гитарами, то грубоватыми саксофонами, вокал — Боуи вернулся в отличной форме, демонстрируя весь спектр способов подачи своего более чем узнаваемого голоса — здесь есть всё. Но главное, здесь есть роскошные песни. Первая треть альбома слушается на одном дыхании, хит за хитом. Помещенные в середине расслабленная Valentines Day или упругая Boss of Me (которые тоже «расслушиваются» — со второго-третьего раза) дают недолгую передышку — и дальше опять заводные, как Dancing Out in Space, или пронзительные (только послушайте эту интонацию «Помаши рукой жизни без боли» в Love is Lost!), но неизменно забойные вещи, уже до самого конца. Из альбома становится очевидным, что Зигги Стардаст, Изможденный Белый Герцог, Лунатик, распевавший рождественские песни с Бингом Кросби, Натан Адлер и прочие альтер-эго сосуществовали в одной гениальной голове на протяжении десятилетий. И продолжают, на наше счастье.

Lá Fhéile Pádraig, не меньше

Трилистник, лепреконы, много зеленого и ирландские флаги… Еще скажите, что День св. Патрика не наш праздник! Правильно будет: не только наш. Ведь он давно перерос национальные границы и стал своего рода международным днем Ирландии, широко отмечаемый парадами и шествиями, концертами и кружками с «Гиннессом». Вот и в клубеStadium Live сегодня в 15.00начинается гала-фестиваль «День и ночь св. Патрика»— и продлится до пяти часов завтрашнего уже утра. Ожидаются ирландские танцы, театральные перформансы, световое шоу театра Pulsar, видеоарт и «зеленая» дискотека до упаду, а также гала-концерт — ну какой гала-фестиваль без гала-концерта! На сцене клуба выступит две сотни (!) музыкантов и диджеев из России, Украины, Венгрии, Германии и, разумеется, Ирландии, а также волынщики, ходулисты и другие артисты без счета. Хедлайнерами станут «Аквариум», чья песня «Стаканы» с народным ирландским мотивом в основе по праву может считаться гимном фестиваля, Finnegan Trio — коллектив лучшего флейтиста Ирландии и участника проекта «Аквариум International» Брайана Финнегана, певица Каран Кейси, номинант премии «Музыкант года» в Ирландии, и гитарист-виртуоз Виктор Зинчук — с ирландской же программой.

Ленинградский пр-т, 80, корп. 17 (вход с ул. Балтийская)

Будка гласности. Перезагрузка

16 мартасостоится масленичный перформанс «Скажи что-нибудь хорошее!»: аккурат под Юрием Долгоруким (который памятник) будет установлен «позитивный» микрофон, в который каждый желающий (что, и Лимонов тоже?!) с 15.00 до 18.00 сможет излить свой исключительно положительный взгляд на мир. Ну, там, попросить прощения, признаться в любви, брякнуть что-нибудь эдакое… хорошее. Учтите, что напротив микрофона будет камера, все, что вы скажете, будет заснято и смонтировано в фильм, который сериями — минутными высказываниями — будет сопровождать главный концерт в Прощеное воскресенье, 17 марта. В планах организаторов акции ― а это городской департамент культуры — вынести «Позитивный микрофон» на улицы Москвы, чтобы «жители мегаполиса, потребляющие в огромном количестве негативную информацию, могли немножко проникнуться позитивом» (конец цитаты).

Тверская площадь

В Театре «Школа драматического искусства» поставили «Как важно быть серьезным» Оскара Уайлдапремьера 16 и 17 марта. Остроумнейший текст «легкомысленной комедии для серьезных людей», выстроенный на алогизмах, сверкающей иронии и игре слов, несмотря на всю ее популярность, не так легко дается к постановке: редко кому удается дотянуться до изобретательных и парадоксальных уайлдовских интонаций. Но сам же писатель сказал: «Нет такой безобразной вещи, которая при определенном освещении не показалась бы прекрасной, и нет такой прекрасной вещи, которая при определенном освещении не показалась бы безобразной». Так что «будем посмотреть», что получилось у режиссера Игоря Яцко — как он соединял детективную, любовную и эстетическую линии пьесы, а отточенные афористичные диалоги — с пластическими решениями и музыкальными мотивами Бетховена, Шопена и Вагнера (в импровизационном, к слову, исполнении пианиста-виртуоза Федора Амирова и струнного квартета театра).

Ул. Сретенка, 19. Начало в 19.00.

Тычет в книжку пальчик…

Детская книга стала предметом искусства на рубеже XIX–XX веков. Именно тогда появилось понятие авторской книги, в которой художник и писатель выступали на равных, а иногда художнику отводилась главная роль. То было время «проекта «модерн», и к этому периоду относятся, например, цветные книжки-картинки Елены Поленовой и иллюстрации Ивана Билибина. В 1904 году вышла азбука по рисункам Бенуа, а с 1906 года стала издаваться прославленная «Подарочная серия» издательства Осипа Кнебеля, в которой приняли участие молодые мирискусники. Заложенные тогда традиции детского книгоиздания успешно продолжались в советское время, на которое пришелся и пик детской периодики: появившийся в 1924 году «Мурзилка» попал в Книгу рекордов Гиннесса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». Всему этому посвящена выставка «Детское чтение. Из домашних библиотек москвичей. Плакаты и книги для детей, 1880–1980-е годы» в Музее декоративно-прикладного искусства. Длинное название буквально воспроизводит содержание экспозиции — книги, плакаты и журналы для детей 1880–1980-х годов. Отдельное внимание стоит уделить плакатам, конструирующим светлый облик образцового советского школьника. Сейчас таких нет.

Ул. Делегатская, 3. До 31 марта

Новая безумная

Одиннадцать лет назад Петр Фоменко поставил «Безумную из Шайо» по пьесе Жана Жироду, спектакль летучих настроений, в котором легко менялись, мелькая и исчезая, эпизоды, лица, темы, встречи. Трудноуловимый, то явный, то рассыпающийся сюжет постановки вращался вокруг безумия, возникающего в отсутствие любви и человеческой теплоты, и рецепт давал, если давал, соответствующий: любовь как путь прочь от умопомешательства. В это воскресенье, 17 марта, в театре «Мастерская Петра Фоменко»состоится премьера — возобновление спектакля «Безумная из Шайо». В новой версии мы увидим новый состав и новую же сценографию. Всем творческим и идейным процессом руководит Кирилл Пирогов, в постановке задействованы Евгений Цыганов, Галина Тюнина, Никита Тюнин, Наталия Курдюбова, Мадлен Джабраилова и др.

Кутузовский пр-т, 30/32. Начало в 19.00

Вообще-то каждый день масленичной недели имеет свое значение. От встречи в понедельник, через заигрыш во вторник к разгуляю в четверг и проводов в субботу. Это когда соломенное чучело «хоронили» в костре — с песнями и плясками. Но кого это волнует в наш постпостмодерн, правильно? А потому завтра в саду «Эрмитаж»будут не проводы и даже не «золовкины посиделки», а Детская масленица, в основу которой организаторы положили не саму детскую сказку Островского «Снегурочка». Впрочем, в этот раз обещают, что в конце все останутся живы, а также счастливы и довольны. Действо развернется на пяти площадках: на площади Весны-Красны (sic!) можно будет вдоволь поиграть и пошуметь, поучаствовать в конкурсах для детей и родителей, опосля чего выпить горячего чаю, закусив блинами; арт-аллея Ярилы-Солнца станет местом творчества и вдохновения (конечно, если в вас найдется толика творчества и щепотка вдохновения); творческая мастерская Леля с домиком для увлекательных занятий — здесь можно будет поупражняться в росписи матрешек и деревянных ложек, поразукрашивать подушки и поваять что-нибудь эдакое, весенне-гардеробное; что такое кулинарная студия Снегурочки, можно не говорить — и так понятно; наконец, домик Купавы — он для самых-самых маленьких, с пеленальным столиком и зоной для кормления. В общем, весело в меру возможностей.

Ул. Каретный Ряд, 3. С 11.00 до 18.00

В свое время Михаил Горшенев, больше известный как Горшок из формации «Король и Шут», так вдохновился фильмом Тима Бертона «Суини Тодд», что не только записал со своей командой концептуальный двойной альбом TODD, но и вышел на театральную сцену в качестве главного героя музыкально-театрального эксперимента по мотивам английской легенды о демоне-парикмахере с Флит-стрит. В отличие от бертоновского фильма, действие рок-мюзикла разворачивается на окраине современного Лондона, где рулит колоритная британская «лимита».

Суини Тодд, вернувшись из тюрьмы, в которую был отправлен по ложному доносу, узнает, что его жена погибла, а дочь пропала без вести. Опасная бритва в руках цирюльника превращается в орудие мести. Музыканты «Короля и Шута» присутствуют на сцене в полном составе, обеспечивая живое звучание. 19 и 20 марта в Театре им. Наталии Сац.

Пр-т Вернадского, 5. Начало в 20.00

Как Иосиф стал Юсуфом

В отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина проходит замечательная выставка «Классическое искусства исламаIXXIXвеков»(до 26 мая), специально для которой было отобрано 99 шедевров мирового значения по числу прекрасных имен Всевышнего, перечисляемых мусульманами в молитвах. Среди них представлены две миниатюры XVII века на сюжеты из истории Йусуфа и Зулайхи: «Женщины режут руки» (Бухара) и «Зулайха удерживает Йусуфа» (Исфахан). Понять богатый литературный контекст и глубинный символический подтекст этих произведений можно, лишь проследив за неожиданными превращениями библейского сюжета об Иосифе в постбиблейской и мусульманской литературе. Об этом пойдет речь на лекции «Иосиф и Йусуф. Библейский сюжет в мусульманском искусстве», организованной проектом «Эшколот» 20 марта. Ее проведут востоковед Семен Парижский и иранист Марина Рейснер. Вход на выставку и лекцию бесплатный, но только при условии онлайн-регистрации на сайте eshkolot.ru, поскольку количество мест ограничено. Музей закрывается сразу после лекции, так что рекомендуем для осмотра выставки прийти заранее.

Ул. Волхонка, 10. Начало лекции в 17.00

Ковбои и обнаженные

Центр фотографии им. братьев Люмьер представляет выставку Мартина Шрайбера — признанного мастера фотографии и гуру обнаженной натуры. На рубеже 1970–80-х, отдавшись двум своим страстям, фотограф Мартин Шрайбер создает серии работ, которые позднее были опубликованы в виде монографических альбомов — Bodyscapes («Телесные ландшафты») в 1980-м, Last of a Breed («Последний из племени») — в 1982-м. Первая — это результат многолетней плодотворной работы в качестве преподавателя по съемке обнаженной натуры в Нью-Йоркской школе Парсонс. Вторая навеяна романтикой Дикого Запада и исследует просторы Техаса, Оклахомы и Нью-Мексико с точки зрения мифического ковбоя, одного из главных архетипов Америки. В экспозиции Центра фотографии им. братьев «Ковбои и обнаженные»удачно соединили эти две главные страсти Шрайбера, намеренно противопоставив необузданное мужское начало, обитающее в прериях Дикого Запада, нежному женскому существу в жестком городском пространстве. Выставка открывается 20 марта.

Болотная наб., 3, стр. 1

Архитектура. А поговорить?

Как адресуется архитектура к человеку? Куда она его влечет? Помогает ли она ему, хочет ли послужить его потребностям, или у нее иные намерения? Может быть, она не покорная служанка, а суровая госпожа с плеткой? Вопросы, интересные (для тех, кто понимает) сами по себе, становятся «горячими пирожками», когда о них размышляет такой увлекательный рассказчик и настоящий знаток искусства, как Александр Якимович, доктор искусствоведения, действительный член Академии художеств и прочая, и прочая (посмотрите в Википедии). Его очередная лекция-беседа «Смыслы новой архитектуры. От Гауди до Райта» из серии «Свободный художник. Искусство и культура двадцатого века» состоится 21 марта в зале Ученого совета НИИ Академии художеств на Пречистенке, 21 (комната №8).

Начало в 15.00

Самоучка

Сейду Кейта из столицы Мали Бамако начал фотографировать в далеком 1945-м в возрасте 24 лет, когда дядя подарил ему камеру 6х9 дюймов и пленку, — пробовал снимать членов семьи и клиентов фотоателье поблизости. Первое время получалось не очень — модели шевелились, а у самого фотографа от волнения тряслись руки. Но уже в 1948 году самоучка Кейта начал самостоятельно печатать черно-белые фотографии и ставить на них именной штамп, а еще годом позже купил новую камеру 5х7 дюймов и стал снимать людей на фоне задника в студии. Люди были самые разные ― от клерков и владельцев магазинов до президента республики — фотограф не искал их специально, а работал с теми, кто приходил к нему в ателье. Мотивация его была проста: чтобы клиент остался доволен. Сейду Кейта никогда не выезжал из Бамако, не встречал ни одного иностранного фотографа и даже не видел их фотографий, за исключением каких-нибудь снимков из каталогов Manufrance. Он снимал одной и той же камерой и бережно хранил все негативы, чтобы клиенты при желании могли заказать копии. Сегодня это, очевидно, и потрясающие произведения фотоискусства, и уникальный социологический портрет эпохи и Африканского континента. Наследие Сейду Кейта из коллекции Жана Пигоцци представлено в Мультимедиа Арт Музеев рамках VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2013».

Ул. Остоженка, 16. До 5 мая

Русские усадьбы в Доме-музее

Серию «Усадьбы старые таинственной Руси», насчитывающую около 60 работ, живописец Ольга Крестовская начала в 1988 году триптихом «Весенние сны». Кроме того, ее авторству принадлежат серии «Соловецкие острова», «Древнерусские города», «Фантазии на тему сказок», «Сны влюбленных», «Пьеро и Коломбина» и работы последнего времени, составившие венецианскую серию — «Сказка моей Жизни». Но выставка, представляемая Литературным музеем в Доме-музее А.П. Чехова, охватит все же только «усадебные» произведения художницы.

Ул. Садово-Кудринская, 6. До 14 мая

Феликс Коробов, дирижер Камерного оркестра Московской консерватории и главный дирижер Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, вновь затевает что-то интригующее. 21 марта с позволения его дирижерской палочки на сцене Рахманиновского зала консерватории будут представлены «Рыцарский балет» Бетховена в старогерманских костюмах и танец-фэнтези принцессы и медведя с превращениями последнего в принца. Актерами-солистами партитуры внемузыкального сюжета «изобретательнейшего из Штраусов» — Рихарда — выступят кларнетист Георгий Мансуров и фаготист Иван Чуваков. Дуэт-концертино для кларнета и фагота, струнного оркестра и арфы пришел в голову выдумщику Штраусу под знаком пиетета к венской классике и моцартовской мелодии. Одна из глав концерта «Звучащих партитур»будет отдана и самому Моцарту. Но напрасно вы будете искать у Вольфганга Амадея симфонию №37: под этим номером прозвучит труд младшего брата «папаши» Йозефа Гайдна — Михаэля. По просьбе своего друга Моцарт аккуратно переписал рукопись автора, но не отказал по-дружески и своей фантазии, присочинив к симфонии короткую величественную интродукцию. Начнется же концертное повествование «звучащими» страницами еще одного незаурядного венца — первой симфонией пятнадцатилетнего воспитанника конвикта, гимназии придворных певчих в Вене, Франца Шуберта.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

20 марта юбилей одного из самых легендарных людей страны — Александра Городницкого. Геофизику, океанологу, доктору геолого-минералогических наук, профессору, академику и по совместительству патриарху авторской песни — 80! Он часто дает в клубе «Гнездо глухаря»концерты по заявкам, то есть весь вечер отвечая на записки и вопросы из зала, исполняя любимые зрителями песни. Но 22 марта состоится концерт по заявкам юбиляра. Для него их исполнят Нателла Болтянская, Сергей Никитин, Генри Резник, Александр Суханов, Дмитрий Харатьян, братья Мищуки, проект «Песни нашего века» целиком и многие-многие другие. Вести вечер будут Галина Хомчик и Леонид Сергеев.

Цветной бульвар, 30. Начало в 20.00

В Манеже проходит веселая выставка под названием «Поехали!». Никакого космоса — речь об истории отечественного автопрома. Двадцать семь автомобилей символично помещены в пространство, после революции служившее гаражом для правительственных машин. Именно тогда, кстати, крышу Манежа подпирают колоннами, а балки укрепляют металлическими листами. История здания раскрывается походя, но главное, конечно, — сами экспонаты на колесах производства московского, горьковского, тольяттинского и других заводов — ГАЗ, «Москвич», «Чайка», ЗАЗ, ЛуАз и многие другие. За каждым — свой сказ: про переделки и плагиат, про фантастические цены и общественные статусы, про технические эксперименты и большую политику, про красоту и откровенное уродство. И про «горбатый» «Запорожец», да.

Манежная пл., 1. До 24 марта

Звезда КЭЦ +

Stella Art Foundation представляет инсталляцию классиков московской концептуальной школы Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Неизвестные разумные силы». Впервые она демонстрировалась в рамках выставки «Contrepoint Russe/Русский контрапункт» в конце 2010 ― начале 2011 года в парижском Лувре, в Москве же не показывалась никогда. Сюжетной основой проекта послужила запись великого русского ученого и философа К.Э. Циолковского, работавшего в конце 1920-х над проектом основоположника русского космизма Николая Федорова по воскрешению предков и параллельно этому конструировавшего межпланетный корабль. Под вечер 31 мая 1928 года Циолковский увидел в небе облачную фигуру, которую расшифровал как совокупность трех латинских букв, фонетически тождественную русскому слову «рай». Произведение Макаревича и Елагиной представляет конструкцию из четырех приставленных к стене лестниц (уводящих в условное небо), между которыми горят розовым неоном вышеупомянутые буквы; у подножия лестниц расставлено более сотни пар разномастной обуви. Поскольку идеи Циолковского во многом развились под влиянием фундаментального труда Федорова «Философия общего дела», в состав выставки в пространстве Stella Art Foundation Макаревич и Елагина включили также эскизы и фотографии своей инсталляции «Общее дело», ранее показанной в Пермской государственной художественной галерее.

Скарятинский пер., 7.До 14 апреля

АНТИ/СОВЕТЧИК

— Самое интересное для меня в Москве сейчас — это самые разные выставки. Очень интересно будет посмотреть на древнее золото Перу на выставке «1000 лет золота инков» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина с 19 марта. Я была в Перу дважды, и оба раза Музей золота Перу поразил мое воображение: там собраны, кажется, самые удивительные объекты на свете непонятного происхождения и назначения. Практически все музейные древности Перу найдены так называемыми huaqueros — расхитителями захоронений, а страна состоит из huacas — мест, где можно что-то откопать. Самые интересные музеи принадлежат частным коллекционерам, часто потратившим всю свою жизнь и состояние на скупку древностей у населения. Многие из них и сами занимались раскопками. Так что в музеях Перу хранятся невероятные артефакты из золота с поразительной мелкой пластикой, созданной древними мастерами. Конечно, интересно посмотреть, что приедет в Москву.

Интересны практически все выставки фестиваля «Мода и стиль в фотографии»Мультимедиа Арт Музея. Непременно пойду посмотреть на фотографии легендарного модного фотографа Патрика Демаршелье, выставленные в Манеже. Он работал над этим амбициозным проектом целый год, снимая разных знаменитостей в нарядах Диора разных лет. Модная фотография вообще интересный феномен — этакое создание микромира для одного снимка.

Обязательно схожу в Исторический музей, где до 8 апреля работает выставка «Детский костюм ХVIII — начала ХХ века». Охват по времени огромный. За этот период детская мода и детский костюм радикальным образом изменились: от отсутствия самого понятия о детской одежде (детям просто шили все то же самое, что и взрослым, но маленького размера) до появления понятия готового платья для детей.

Кроме того, мне всегда представляются любопытными экспозиции, устраиваемые у нас на «Винзаводе», вот как «Лучшие фотографии России 2012». Вход на выставку прямо напротив наших окон, и мы видим, как туда идет нескончаемый поток посетителей. Да и фотографии на ней встречаются интереснейшие. Стоит поспешить — она до 24 марта.

В театре я рекомендую посмотреть прекрасный спектакль МХТ им. Чехова «Мастер и Маргарита»в постановке заморского режиссера Яноша Саса. На мой взгляд, этот венгр очень точно понял великий русский роман, и его сценография и режиссерские ходы мне очень нравятся. Я уже видела этот спектакль дважды, и дважды мне было интересно. В ролях замечательные актеры МХТ Дмитрий Назаров, Анатолий Белый, Наташа Швец, Игорь Хрипунов, Игорь Золотовицкий, Михаил Трухин, Игорь Верник. Ближайший спектакль — 21 марта.

Кроме того, я очень хочу посмотреть 21 или 23 марта премьерный спектакль Театра им. Маяковского «Август: Графство Осейдж», «прибалтийскую», так сказать, постановку латышей ― режиссера Гирта Эциса и художника Гинтса Габранса с блистательными актерами «Маяковки» под руководством нового худрука Миндаугаса Карбаускиса. Хочется понять, почему эта странная пьеса американского драматурга Трейси Леттса пользуется такой популярностью во всем мире и что такое «маппинг» и виртуальные декорации.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow