СюжетыПолитика

Мнение потерпевших суд не интересует

Обвинительный приговор Дмитрию Павлюченкову оставлен в силе

Этот материал вышел в номере № 28 от 15 марта 2013
Читать
Обвинительный приговор Дмитрию Павлюченкову оставлен в силе

14 марта Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда России не стала как-либо изменять обвинительный приговор бывшему начальнику отделения оперативно-поискового управления ГУВД Москвы подполковнику Дмитрию Павлюченкову. В декабре прошлого года он был признан Мосгорсудом виновным в содействии организации убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской и приговорен к 11 годам колонии строгого режима.

Дело Павлюченкова, напомним, рассматривалось тогда в особом порядке из-за заключенного им досудебного соглашения со следствием. Приговор обжаловали как адвокат Павлюченкова, назвавший приговор суровым, так и дети Политковской — Вера и Илья, посчитавшие его мягким. Вера, Илья и их адвокаты настаивают — условия досудебного соглашения Павлюченков выполнил не полностью: весьма преуменьшил свою роль в преступлении, дал неполные показания, не назвал настоящего заказчика убийства Политковской (имя которого ему могло быть известно) и вместо этого выдвинул выгодную политическую версию о заказчике убийства — Борисе Березовском.

Рассмотреть эти жалобы на приговор Верховному суду удалось с третьей попытки — дважды дело откладывали из-за болезни осужденного. Не должен был присутствовать Павлюченков и в этот раз — накануне заседания его адвокат Карен Нерсесян сообщил СМИ, что тот продолжает болеть и попросил рассмотреть дело в его отсутствие.

Тем не менее 14 марта Павлюченков, к удивлению многих, на заседании ВС присутствовал — сидел в стеклянном аквариуме. Выглядел действительно плохо, так что вызванному в зал медику пришлось сделать ему укол. И заседание началось. Правда, судьи тут же попросили журналистов покинуть зал — под предлогом того, что в материалах дела есть документы с грифом «секретно». Попытку закрыть процесс отбила адвокат потерпевших Анна Ставицкая, заметившая, что даже в Мосгорсуде журналистов не выгоняли.

И действительно — ничего секретного в ходе заседания не оглашалось. Павлюченков, как и раньше, повторял, что виноват, но не совсем, убийства он не хотел, и вообще не понимает, почему ему вынесли такое строгое наказание и «все так ополчились на него». Осужденный просил изменить 11 лет строгача на условный срок, а его адвокат, естественно, напирал на состояние здоровья клиента, отмечая, что следствию и властям нужен «живой и здоровый Павлюченков, который сможет дать показания» (например, в рамках другого дела — убийства Пола Хлебникова, как пояснил журналистам сам адвокат).

Потерпевшие же говорили про отсутствие полностью правдивых показаний Павлюченкова даже по убийству Политковской и просили приговор отменить, а Павлюченкова судить вместе с другими обвиняемыми в общем порядке.

Ну, а государственный обвинитель Гульчехра Ибрагимова предложила судьям в приговоре ничего не менять. И прокуратура, и СК с необъяснимым упрямством продолжают настаивать на том, что условия соглашения Павлюченков выполнил полностью, хотя спустя несколько дней после приговора официально признали, что версия о заказчике Березовском подтверждения не нашла.

В итоге коллегия Верховного суда оставила приговор, как есть.

— В том, что решение будет такое, мы не сомневались на 90 процентов. Ни одна инстанция, в том числе и кассационная сегодня, не согласилась с требованиями потерпевших. Этот момент среди прочего также будет подниматься нами в жалобе в Европейский суд, — прокомментировала решение адвокат Анна Ставицкая.

Заявление редакции «Новой»

Павлюченков должен сидеть, но это не значит, что он должен быть убит

Перед заседанием Верховного суда стало известно, что осужденный за организацию убийства Анны Политковской Павлюченков направил в Следственный комитет заявление, в котором выразил опасения за свою жизнь.

И это не только пиар-ход в преддверии рассмотрения дела в кассационной инстанции. В начале марта уже был убит один потенциальный свидетель по делам об убийстве Пола Хлебникова и Алексея Сидорова (главный редактор «Тольяттинского обозрения») — Амирбек Бисултанов, близкий к лазанской преступной группировке, члены которой замешаны в убийстве и Анны Политковской. Он приехал в Москву после того, как показания по делу Хлебникова и Сидорова дал Павлюченков.

Убеждены, что Следственный комитет, ФСБ и ФСИН должны со вниманием отнестись к заявлению Павлюченкова. Хотя бы потому, что следователям и чекистам прекрасно известно: осужденный подполковник не сказал на следствии всей правды — особенно о заказчиках убийств, к которым причастен сам, — превратившись в копилку страшных тайн.

Самому же Павлюченкову, которого запросто могут «списать», следует задуматься: в России из мести убивают редко, много чаще уничтожают носителей опасной информации.

Если осужденный Павлюченков скажет всю правду, журналисты «Новой газеты» готовы, в меру своих возможностей, выступить гарантами его безопасности и ходатайствовать перед российскими государственными органами о предоставлении свидетелю максимально возможной защиты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow