СюжетыКультура

Он старше Толстого, а родился сразу после смерти Сталина

Этот материал вышел в номере № 26 от 11 марта 2013
Читать
Фазиль Искандер выдвинут на Нобелевскую премию. Поздравляем!
Изображение

Правда, год рождения Фазиля Абдуловича — 1929-й — сильно подкачал. Это был как раз год, с которого и начались масштабные сталинские репрессии.

Какое отношение к Искандеру имеет Иосиф Джугашвили? Ну, во-первых, все детство и юность удивительного писателя, то есть его формирование и творческое становление, прошли под портретами тирана. А во-вторых, в своих «Пирах Валтасара» Фазиль Абдулович написал психологически точный его портрет. Как-никак земляки. Но главное, конечно, не в этом, а — в совершенно уникальном даре Искандера.

Сейчас, еще чаще, чем многие прошлые годы, слышишь фразу: «Ну вот, совсем уже никого не осталось…» Например, из писателей. За ней следует вздох и чувствуется некое удовлетворение завершенностью процесса и значительностью собственной роли оценщика. Почти всегда возражаю, типа: «А Искандер, Битов, Петрушевская…?»

Поэтому особенно приятно, что один из моего списка — Битов (как президент Русского ПЕНа) — выдвинул другого — Искандера — на Нобелевскую премию. Значит, только «У поэтов есть такой обычай: / В круг сходясь, оплевывать друг друга», у прозаиков нет такого обычая? Но между прочим, оба еще и пишут стихи. И живут в Переделкине на одном дачном участке… Как же не ссорятся-то? Загадка.

Но более интересная загадка — другая: как то ли перс, то ли абхаз Искандер умудряется знать и чувствовать русский язык чуть ли не лучше всех? Да и по недоразумению не получившим «Нобеля» Чехову с Толстым (которого пережил уже на два года) в этом вряд ли уступит.

«Новая газета» присоединяется к выдвижению Искандера на Нобелевскую премию и поздравляет его с 84-м днем рождения.

Олег ХЛЕБНИКОВ

Обращение Русского ПЕН-центра в Нобелевский комитет

Уважаемые члены Нобелевского комитета!

Однажды (в 1998 году) я уже осмеливался отправить вам письмо, предлагающее номинировать на Нобелевскую премию по литературе Беллу Ахмадулину. Это очень нужно было сделать тогда, но теперь уже слишком поздно…

Сейчас хочу сделать то же самое и, пока не поздно, номинировать на премию Фазиля Искандера — величайшего из ныне живущих наших писателей. Верю, что Исполнительный комитет согласится со мной. Я считаю его роман «Сандро из Чегема» лучшим романом в русской литературе XX века. Не зная ничего о том, что называется «магическим реализмом», он к нему пришел, по счастливой случайности родившись в маленькой, уникальной стране Абхазии на побережье Черного моря. Она стала для него лупой, через которую он смог увидеть всю Советскую империю.

Рожденный в Абхазии, он стал русским писателем, мастерски владеющим русским языком. Он остается непревзойденным своими современниками и продолжает великую традицию русской литературы. Его часто сравнивают с Львом Толстым в силе и мощи описания характеров. В отличие от большинства писателей той эпохи, которые попробовали и потерпели поражение, он смог схватить даже характер Сталина, полностью пренебрегая социалистическим реализмом. Поэтому я отваживаюсь поставить его роман «Сандро из Чегема» в один ряд с величайшими произведениями европейской литературы, такими как «Дон Кихот» и «Бравый солдат Швейк». Я считаю его роман лучшим портретом рухнувшей империи.

В те времена, когда он писал особенно активно, считалось недостаточным быть просто хорошим писателем. Произведения должны были быть подкреплены честностью автора, и Искандер хорошо известен своей твердой приверженностью гуманистическим ценностям.

Будет огромным упущением, если этот писатель не получит того признания, которое он заслуживает.

Андрей БИТОВ

P.S. Исполнительный комитет Русского ПЕН-центра горячо и единогласно поддерживает мнение своего президента и выдвигает кандидатуру Фазиля Искандера на Нобелевскую премию в области литературы. Его шедевр «Сандро из Чегема» демонстрирует полноту мультикультурной жизни СССР и неистощимое чувство юмора, которое дало возможность нациям и народам страны выжить в бесчеловечных и враждебных обстоятельствах.

Тайна фамилии Искандера

Околоисторическая гипотеза

Пару лет назад я сочинила одну историю. Она касалась кавказских событий первой половины 19 века и положения в них Александра Бестужева (Марлинского), в частности. Я отважилась поддержать легенду о том, что Бестужев летом 1837 года не погиб в сражении на мысе Адлер, после которого тело его было не найдено, а ушел в горы.

Соображения свои основывала на свидетельствах и документах, не в большом количестве сохранившихся. Но осмелилась выложить их не в привычном линейном порядке, принятом в подобного рода умопостроениях.

Рассмотрены были и возможные мотивации этого, предполагаемого, поступка для самого Бестужева, укрепленные стилем и образом жизни его на Кавказе в официальную там бытность. Повествование благосклонно опубликовал журнал «Октябрь» и оно вызвало интерес в любознательном кругу.

Не станем здесь подробно излагать последовательность аргументации, положим главный тезис действительным – Александр Бестужев ушел в горы и счастливо слился с туземцами.

У некоторых историй, тем более таких романтических, случаются, однако, и продолжения. Ушел и что тогда? А тогда…

Если так, то у горцев он стал зваться Искандером. Искандер – так прочитывается на восточных языках европейское имя Александр. Искандером сделался во время своих азиатских походов Александр Македонский. Искандером в Персии звался Александр Грибоедов. Искандером был и сам Бестужев в кругу горцев, с которыми, кстати, всегда дружил. Искандер – на востоке всегда христианин. На Кавказе Искандер – всегда русский.

Тут-то меня и посетила странноватая, но веселая мысль. А что если Фазиль Искандер, родившийся в том примерно месте, где пропал некогда Бестужев, его потомок? И ведь мысль эта только на первый взгляд – странноватая. За нее вдруг начали подниматься и факты. Один только великолепный русский язык Искандера, генетический, можно сказать, чего стоит! Числящий себя исключительно русским писателем, Искандер и говорит без свойственного Кавказу акцента, и пишет всегда языком русским чувственным – можно сказать так.

Корни семейные, к сожалению, прочитываются только до деда. Докопаться глубже сегодня практически невозможно. Архивы молчат. Фамильные легенды немногословны. Но последнее вполне объяснимо. И в 19, и в 20 веках не приветствовались многие откровения. Понятны и случаи, когда попросту врали, чтоб обезопаситься. Тут тоже интересно: изначально Искандер числился персом (он только в середине 60-х записал себя абхазом), то есть тоже вовсе не коренным жителем, а будто откуда-то прибывшим. Как знать, и такая могла быть маскировка. Кстати, по удивительному стечению обстоятельств и само имя Фазиля Искандера – транскрипированное христианское – Базиль, Василий. Василий – также и его имя в православии.

Хорошо. Ну, и что же наш Бестужев? Как он мог себя проявить, вдруг поселившись в горном ауле?

И тут приходят на ум совершенно прямые аналогии. Про декабристов в Сибири. Именно они, сосланные туда в 1826 году, а позже и прибывшие к ним жены, одним своим присутствием двинули этот обширный край на много десятилетий вперед, произвели, так сказать, титанический слом местного сознания. И в образовании, культуре, медицине, строительстве, земледелии, и в воспитании, в привитии понятий чести и правил поведения. Сосланным дворянам, они же каторжники, а позже поселяне, многие вдруг принялись соответствовать. Лучшие люди Сибири получили от них духовную поддержку в своих помыслах и поступках. Это была вторая гигантская волна освоения Сибири после ее завоевания Ермаком, волна просветительская. Нынешние сибирские старожилы рассказывают, что потомки декабристов всегда выделялись из общей массы. И даже в самые сложные годы 20 века они совершенно держали спину.

Так вот Бестужев, Искандер. Он, конечно, просветитель. Он литератор. Он хранитель языка. Он учитель.

И вот маленькому мальчику Фазилю уже читают русские сказки, а также, конечно, Пушкина и Гоголя. Что не странно. Родственники Фазиля Абдуловича все весьма образованные и отлично знали по-русски. Искандеры тамошняя интеллигенция, светские люди, уважаемые, кстати, «Почетные граждане Сухума». Один дядя экономист, репрессирован. Другой стряпчий. Он помогает местным писать письма, составлять необходимые документы, разбираться в официальных бумагах. Мало кто в то время мог справиться с этим из простых обывателей. Напомним, речь идет о конце 19-го – начале 20 века и национальной окраине России.

К тому же, оказалось, что семья Искандеров в свои годы владела кирпичным заводиком. Дома, выстроенные из того красного кирпича, говорят, еще украшают старый Сухуми. Припомним здесь, что Бестужев служил у Августина Бетанкура, знаменитого архитектора и инженера, соорудившего московский Манеж и водрузившего Александровский столп на Дворцовой площади в Петербурге. Вероятно, и самому Бестужеву не были чужды строительные навыки и инженерные знания. Он вполне мог употребить эти нужные сведения на благо благоустройства Кавказа.

Существует и еще один значительный факт в пользу наличенствования русской крови в фамилии Искандеров. Но его мы не стоит озвучивать публично.

Так или иначе, это всего только умозаключения – весьма вольные, потому как нет же у нас, право, документа, что Искандер – потомок Искандера Бестужева. А если б он вдруг объявился, каждый бы говорил: Искандер – это ж Бестужев-Искандер, это ж очевидно, а как же может быть иначе?

Екатерина ВАРКАН

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow