СюжетыКультура

«Как это? Как это? Как это?»

Кажется, российская анимация стоит на пороге прорыва. Индустрии у нас еще нет конечно, но она уже строится.

Этот материал вышел в номере № 26 от 11 марта 2013
Читать
Кажется, российская анимация стоит на пороге прорыва. Индустрии у нас еще нет конечно, но она уже строится...
Изображение

«Бессмертный»

18-й фестиваль анимационных в Суздале оказался тому зримым подтверждением. Некогда скромный форум «для своих» изумил размахом и деловитостью даже бывалых опытных мультипликаторов. Дело не в рекордном числе картин, представленных к отбору. Хотя более ста работ осталось в программе после селекции. Пришлось создавать дополнительное жюри для коммерческой мультипликации: столько понаделали сериалов и полных метров (качество которых, прямо скажем, пока еще оставляет желать лучшего).

Главное же, небывалый интерес аудитории. Вокруг тур-центра, в котором жили участники фестиваля были забронированы все гостиницы, коттеджи. Частные дома были переполнены “неучтенными” «фестивальщиками» и зрителями смотра, которые набивались в зал и горячо “болели” за понравившиеся картины, активно посещали деловые фестивальные инициативы.

А деловая жизнь в морозном Суздале пенилась и била ключом. Одним из центральных событий стал первый анимационный «питчинг». Иностранное слово приживалось среди художников с трудом: как только аниматоры его не склоняли. Тем не менее на “птичнинг”, как прозвали конкурс будущих проектов, ломились как на премьеру Тима Бертона. И не пожалели. В отличии от игровиков, аниматоры к представлению проектов подошли творчески. Чуть ли не каждое выступление походило на маленький спектакль с живыми картинками. Питерские режиссеры Высоцкий и Сикорский представляли сериал о соседстве кошек с собаками в форме клоунского парного конферанса. Наташа Мирзоян за пять минут создала на экране о-очень маленькое королевство с лилипутским королем, но в о о-очень высоком цилиндре и собственным водоемом в виде аквариума с золотой рыбкой. Ольга Дарфи предложила воплотить в жизнь волшебную историю "Ноги-колеса" о принце на инвалидном кресле. Среди победителей - постмодернистский сериал «Там за рекой Стикс». В бурлящей жизнью загробном мире встречаются Шерлок Холмс с Робин Гудом, Гамлет находит не только череп Йорика, но и свой собственный… Черный юмор пляшет к удовольствию зрителя бравурный канкан. В заключение презентации мрачный режиссер сказал, что если даже продюсеры его не поддержат, он все равно фильм сделает сам. Просто долго очень. Может, до самой смерти. От смерти его спасет студия «Пчела», которая и поможет реализоваться сериалу. Лучше всех была юная Жиркова Женя. Героиня ее фильма «Жирная, жирная» настойчиво ищет друзей, но находит лишь приключения на пухлые части своего богатого тела. Проект заинтересовал продюсера Сергея Сельянова. Думаю, это вообще был первый питчинг на котором конкурировали не столько режиссеры, сколько члены жюри – продюсеры - они переманивали друг у друга авторов.

Жюри основного конкурса в этом году было необычным, помимо профессионалов в нем был режиссер-игровик Борис Хлебников, талантливый композитор Александр Маноцков, самая радостная из всех драматургов на белом свете Марина Москвина. Ими и был избран победитель. Гран-при получила изысканная, поэтичная и философская сказка Михаила Алдашина «Бессмертный» (из цикла «Гора самоцветов»). В этой экранизации татской сказки отношение к смерти как к одной из главных тайн жизни. Потеряв друга, герой отправляется на поиски страны, где никто не умирает. Но в бесконечном и беспечальном царстве он вскоре затоскует по родному дому, подозревая, что дом уж «пепелищем выглядит вполне»… Голос Юлии Рутберг, озвучившей фильм, чудным образом превращается если не в оркестр, то в целый хор персонажей: от наивного малыша до ветхого старца.

Изображение

«Снежинка»

Жюри себе жюрит, а между тем, все анимационное сообщество, пристрастно голосуя, участвует в ежегодном рейтинге картин. Занявший первую строчку рейтинга режиссер на целый год (всего на год) становится президентом фестиваля (вот бы так и в нашей немультипликационной стране). Так вот первую строчку рейтинга, а также приз имени Александра Татарского, а также приз критики получила легчайшая как перышко, обманчиво простая «Снежинка». Африканские мотивы, изысканная пластика, нежность - чистая радость. И сам снег в Африке, выпавший на голову бедным жирафам, зебрам, обезьянам, превративший слонов в снежные горки - разыгран виртуозно-весело, подтверждая толстовскую идею о простоте как необходимом условии прекрасного. Режиссер фильма Наташа Чернышова только три года назад закончила Уральскую художественную Академию, а вот уже стала президентом фестиваля. «Как это? Как это? Как это?» - спросила бы цыпленок Зина, достававшая этим вопросом всех умеющих летать птиц в фильме Веры Мякишевой («Перелетная»). А вот так. Бывают крылья у художников. И Суздальский фестиваль становится взлетной полосой для их полета. Других мест, где могла бы полетать авторская анимация немного. В основном это фестивальное пространство.

Изображение

«Моя мама – самолет»

Кстати, на той же крошечной студии «Пчела», где была сделана «Снежинка», Юлия Аронова сняла один из лучших детских фильмов последнего времени «Моя мама – самолет». В нем мама «закадровой» картавой малышки в виде белокрылого лайнера с шифоновым шарфиком рассекает облака, а маленькая дочка восторженно восхищается ею и конечно же переживает.

Изображение

«Друзья»

Мой любимый фильм на фестивале буддистская новелла «Друзья» Романа Соколова (Лучший дебют). В основе сюжета - песня древнего племени индейцев Навахо: «Я был на краю земли, на краю гор, на краю вод - нигде я не нашел никого, кто не был бы моим другом». Минималистский рисунок, веселый человечек с погремушкой-маракас, идет-пританцовывая. Встречая плененную рыбу, отдаёт все монеты и выпускает в реку, потом вызволяет из клеток птичек, легко расставаясь с собственной одеждой. Потом встречает скелетообразную Смерть, волочащую двух мужичков. Радостный человечек пытается втюрить Смерти свой чудный маракас. Не-а, не выходит. Тогда без сомнения он тычет пальцем себе в грудь. В финале Смерть везет через Стикс Человечка, который продолжает на борту лодки отбивать свой нескончаемый ритм счастья. А на берегу спасенные мужички с маракасом, улыбаясь и плача «подыгрывают» ему.

Изображение

«Длинный мост в нужную сторону»

Иван Максимов – строитель своей цивилизации, в новом фильме «Длинный мост в нужную сторону» рассказал притчу о человеке, который всю жизнь создавал мост, связавший бы его одинокий остров с «большой землей», с будущими друзьями…

И вот длинный мост над морем ужен почти построен. Но начинается шторм и приходится собственными руками распиливать мост, чтобы спасти тонущее существо. Инга Коржнева в стилистике немого кино поведала замысловатую историю, про певицу завораживающую и усыпляющую своим голосом публику, про пекаря, в доме которого танцуют пирожные и про теплую булочку - главное средство защиты от механических сердец («Булочка и птичка»).

Крот мечтает о пляже и чистом море, но когда мечта осуществляется, пляжный рай, заполненный жаркими телами, разочаровывает… значит, надо придумать новую мечту («Крот на море» Анны Кадыковой). Создатель великой китайской стены не может не быть поэтом, а написание хокку равно непосильному труду строителя. Режиссер Дмитрий Геллер вместе с китайскими студентами сотворил художественное киностихотворение «Маленький пруд у подножия великой стены», которое не подается «содержательной» расшифровке, но длится музыкой в памяти.

Изображение

«Сказ хотанского ковра»

Наталья Березовая в стиле тюркских ковров соткала киносказку про революционное освобождение зайцев из-под власти тоталитарного хана Тигра («Сказ хотанского ковра»). А выпускник школы-студии «Шар» Василий Шлычков сплел свой фильм-сон «Зима пришла» из кружев, и расшил экран аппликациями. А Степа Бирюков не только слепил из пластилина, но словно спел и станцевал грузинскую сказку «Подарки черного ворона». К тому же сумел в фильме послать привет своему учителю Александру Татарскому, автору «Обратной стороны луны». Кстати, в том самом любимом зрителями фильме Татарского, многолетнего президента Суздальского фестиваля, эпиграфом была грузинская пословица: «Только среди своих сердце отдыхает». Ровно то же самое можно сказать про восемнадцатилетний суздальский форум.

Изображение

«Подарки черного ворона»

До недавнего времени эти рукодельные, разнокрасочные и черно-белые картины практически никто, кроме самих аниматоров не видел. Но разрастающийся на глазах Суздальский форум, словно каша из волшебного горшка выходит из берегов. Вот-вот начнет свою работу «Большой Суздаль», мигрирующий фестиваль в рамках которого зрители двадцати регионах России от Московской области до Ямало-Ненецкого автономного округа получат возможность познакомиться с программами фильмов-призеров и участников конкурса.

К тому же давно пора собирать авторскую анимацию в тематические сборники и включать их в репертуарную сетку кинотеатров. На эту тему мы говорили с одним из самых успешных российских продюсеров, который идею поддержал. Не знаю, возможно, так на него подействовал воздух Суздальского форума, где «сердце отдыхает», где так трудно найти кого-то, кто не был бы тебе другом…»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow