СюжетыПолитика

Уго Рафаэль Чавес Фриас. Post Mortem

Он хотел править до 200-летия со дня кончины Симона Боливара, а умер в день 60-летия смерти Сталина

Этот материал вышел в номере № 26 от 11 марта 2013
Читать

На 59 году жизни, в день 60-летия со дня смерти Иосифа Сталина, после тяжелой болезни скончался президент Венесуэлы Уго Чавес. Это был весьма неординарный человек, никого не оставлявший равнодушным – по разным причинам.

Уго Рафаэль Чавес Фриас родился 28 июля 1954 года в семье школьных учителей в местечке Сабанета в штате Баринас. Предок Уго был активным участником гражданской (Федеральной) войны 1859-1863 годов, воевал под руководством народного вождя Эсекиеля Саморы. Прадед в 1914 году поднял восстание против диктатора Х.В. Гомеса. Мятежника бросили за решетку. От его брака с местной жительницей родились две дочери. Одна из них – Роза, бабушка Уго. Будущий президент гордился своим происхождением, тем, что в его жилах течет индейская и негритянская кровь.

Под знаменем Симона Боливара

Мировоззрение будущего президента сформировалось в вооруженных силах. В 1975 году Чавес окончил Военную академию в звании лейтенанта. Прослужив ряд лет в глубинке, возвратился в столицу, стал инструктором физкультуры в Академии. Потом преподавал.

Он и его однокашники слыли боливарийцами, приверженцами Симона Боливара, Освободителя, под чьим руководством было свергнуто испанское господство.

В феврале 1992 года молодые офицеры под водительством подполковника Чавеса попыталась свергнуть легитимного главу государства. Мятеж провалился, инициаторы угодили за решетку. Выйдя из тюрьмы по милости нового президента, они перешли к парламентским формам борьбы за власть. Создали политическую организацию, а ее лидер-популист Чавес включился в гонку за высший пост и одержал победу на выборах 1998 года.

Президент

Придя к власти, он инициировал принятие новой конституции. Венесуэла стала именоваться Боливарианской Республикой, вместо двухпалатного парламента была создана однопалатная Национальная ассамблея, мандат президента увеличивался с 5 до 6 лет, он получал право переизбраться на второй срок непосредственно по завершении предыдущего. В 2000 году состоялись еще одни выборы. Чавес вновь добился успеха, с этого момента стал исчисляться срок его полномочий. В 2006 году одержал очередную победу. Позднее со второго захода добился одобрения поправки, позволявшей главе государства баллотироваться неограниченное число раз. В итоге он находился у власти почти 15 лет.

Под это подводилось теоретическое обоснование, сформулированное аргентинским социологом левого толка Норберто Сересоле, который писал: «В декабре 1998 года венесуэльцы избрали не просто президента, а национального лидера. Он должен оставаться на вершине политического Олимпа до тех пор, пока люди не откажут ему в доверии».

После объявления о переходе к строительству «социализма XXI века», Чавес начал сооружение «вертикали», подмял под себя остальные ветви власти, превратив их в инстанции, штампующие декреты, спускаемые сверху. Так он трансформировался во всесильного правителя, которого в Латинской Америке именуют каудильо.

Специфика социально-экономического курса сводилась к усилению роли государства, национализации ключевых отраслей, ограничению сферы деятельности частного капитала. Вследствие некомпетентного управления народное хозяйство оказалось в плачевном состоянии. Добыча нефти по сравнению с 1998 годом резко снизилась, многие предприятия не работают, морские порты плохо функционируют, существенно увеличился импорт продовольствия, инфляция оказалась самой высокой на континенте, преступность захлестнула города и веси. На эти и другие беды, включая масштабную коррупцию, обращала внимание оппозиция. Но ее мнение игнорировалось. А тех, кто поднимал подобные вопросы, считали агентами империализма, врагами родины, живущими на зарубежные подачки.

Впрочем, надо отдать должное президенту. Он взялся за решение проблемы массовой бедности. И сделал немало для ее преодоления. Именно беднейшие слои больше всего выгадали от его правления.

На мировой арене

Опираясь на мощные энергетические ресурсы, Чавес, вдохновленный идеями Фиделя Кастро, в пику Соединенным Штатам под своей эгидой образовал на континенте блок -- Боливарийскую альтернативу для Америк. В него вместе с Кубой и Венесуэлой вошли Никарагуа, Боливия, Эквадор и ряд мелких государств. Страны этой группы, сплотившиеся на базе воинственного антиамериканизма, внедряли венесуэльскую модель, подпитываемую дешевыми энергоресурсами.

Не менее напористо действовал Чавес в других регионах. Произошло тесное сближение с Китаем, Ираном, Россией, куда он приезжал 9 раз, а у себя принимал Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Наладились тесные стратегические отношения, особенно в военной сфере. Венесуэла приобрела значительное количество новейших образцов вооружения для укрепления своей обороноспособности в случае гипотетической агрессии ненавистного «северного соседа», считающегося главным врагом.

Личность

Природа наделила Чавеса организаторскими талантами, способностью убеждать людей в своей правоте. Он был склонен к эпатажным поступкам, шокирующим просвещенную публику. Его речь изобиловала острыми словечками, пословицами, поговорками и сленгом. Порой граждане с содроганием выслушивали его бравады. Так, накануне референдума в декабре 1999 года, имея в виду оппонентов, сказал: «Они визжат как поросята, когда их затаскивают в грузовик». Не стеснялся он в подобных выражениях и на международной арене. В сентябре 2006 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН позволил себе нелицеприятные выпады в адрес Дж. Буша, хозяина Белого дома, бросив с трибуны после его выступления: «Здесь пахнет серой».

Глава государства был темпераментным, заводным человеком. Так, во время проводов председателя КНР Цзян Цзэминя в столичном аэропорту оба лидера в сопровождении знаменитого певца Хулио Иглесиаса задорно исполнили латиноамериканскую песню. Чавес увлекался живописью, сочинял стихи и рассказы.

Президент отличался фантастической работоспособностью. В редкие минуты отдыха он выходил на площадку для бейсбола либо расслаблялся за бокалом виски в узком кругу друзей-соратников.

Несбывшаяся мечта

Уго Чавес страстно желал править до конца 2030 года, когда исполнилось бы 200 лет со дня кончины Симона Боливара. При этом он явно забыл слова национального героя, произнесенные в январе 1814 года: «Бегите из страны, где полнотой власти обладает лишь один человек. Это страна рабов».

Замыслам харизматика осуществиться не удалось. Несмотря на титанические усилия медиков, четыре хирургические операции по удалению раковых клеток, сеансы химиотерапии, он символическим образом скончался в день смерти Сталина.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow