РасследованияПолитика

Минные поля Подмосковья

Мэры поселков, наивно требующие жить по закону, — сидят. И будут сидеть?

Этот материал вышел в номере № 24 от 4 марта 2013
Читать
Мэры поселков, наивно требующие жить по закону, — сидят. И будут сидеть?
Изображение

Быть с нами любезным в фойе следователю явно доставляло удовольствие, а против изменения меры пресечения перед судом он будет возражать. Я спросил, кто же все-таки такой бизнесмен Заболотный, по заявлению которого был проведен «оперативный эксперимент» и сел Соломатин: как так вышло, что за несколько предшествующих лет этот потерпевший и его папа раз двадцать были понятыми, а еще по их заявлениям было возбуждено десятка полтора уголовных дел? Хаустов улыбнулся и сказал, что, наверное, Заболотные — это семья настоящих патриотов. Ну и что, что сын сам получил условный срок за избиение полицейского.

Я посоветовал ему молиться, чтобы Соломатин в СИЗО не ослеп, что, вероятно, по медицинским показаниям хорошо ему известно. Потому что, если Соломатин ослепнет, я лично добьюсь, чтобы его и судей внесли в «список Магнитского», у меня есть для этого знакомства в посольстве США. Но тут всех пригласили на оглашение решения в зал, откуда Хаустов поехал в Следственный комитет изобличать новых коррупционеров, а Соломатин — назад, в СИЗО.

Изображение

Тушите свет

Это наша вторая публикация о деле второго сидящего в результате провокации главы поселка Андреевка, отнесенного к Солнечногорскому району Московской области, но фактически являющегося краем Зеленограда (см. «Новую газету», № 102 за 2012 год. — «Городского типа поселок, типа»).

Теперь, когда Соломатин (с большим трудом из-за прогрессирующей слепоты) и его адвокаты прочли все материалы дела, можно утверждать, что и провокацию майор Солнечногорского ОМВД Владимир Демчук в общем провалил. Скрытая камера была зафиксирована где-то в районе воротника таинственного патриота Заболотного. На записи запечатлен разговор в кабинете сотрудника администрации Андреевки Моисеева, который происходил в конце рабочего дня 7 ноября 2011-го между самим Заболотным, Моисеевым и неким Ахмедовым, который числился тут дворником. За 20 минут они обсудили автомобили и сотовых операторов, не говоря ни о деньгах, ни о деле, ради которого Заболотный приехал. Моисеев все никак не мог дозвониться до Соломатина, который работал у себя в кабинете этажом выше.

Наконец дозвонился, Соломатин ответил, что спешит на встречу (это из его допроса), но все же нашел время заглянуть к Моисееву. Моисеев представил ему Заболотного и объяснил суть просьбы: она заключалась в изменении вида разрешенного использования участка земли, принадлежащего некоему Шевеню (тесть майора Демчука). Заболотный передал Соломатину листок с текстом, и глава прочел первую фразу вслух, ее отчетливо слышно в записи: «В настоящий период времени по нашему делу Солнечногорский район…» Затем он продолжил читать про себя, а закончив, произнес одну, но очень важную для понимания всей истории фразу: «Действуйте по закону, и все будет в порядке». С этим Соломатин вышел из кабинета и уехал на встречу.

В его отсутствие Заболотный, как понятно из записи, выложил на стол пакет с деньгами, который дворник Ахмедов положил в карман. Трое распрощались, но за дверями Ахмедова задержали сотрудники ОМВД Солнечногорского района. До того как начать собственно обыск, в кабинете выключили свет: якобы для того, чтобы было видно свечение специального порошка на пальцах Ахмедова. Порошок в лучах специальной лампы засветился, но штука в том, что эта лампа точно так же действует и при свете, а оперативнику с 10-летним стажем, который командовал процедурой, должен был быть хорошо известен порядок процессуальных действий: сначала надо провести обыск, ведь порошок с пальцев никуда не денется, и, уж во всяком случае, странно тушить свет при понятых: вещественные доказательства будут поставлены под сомнение в суде.

При обыске в кабинете Моисеева было обнаружено два листа бумаги формата А-4, хотя в дело почему-то попал только один. И текст на этом листке, якобы прочитанном Соломатиным, не совпадает с началом его чтения вслух: такой фразы (см. выше) там нет. Экспертиза, которая была проведена лишь по настоятельному требованию защиты, не обнаружила на листке отпечатков пальцев. Они остаются не во всех случаях, но интересно, что следствие сначала и не собиралось проводить такую экспертизу. Остается добавить, что и в предшествующих «эксперименту» разговорах между Моисеевым и Соломатиным (оба телефона слушались) ничего не говорилось ни о каких деньгах Заболотного.

Эти несуразности, дополненные сведениями о том, что патриоты Заболотные, оказывается, таким же путем подставили в Солнечногорском районе еще полтора десятка человек, а сын вскоре получил за избиение полицейского, остановившего его на машине с перебитыми номерами, условный срок, — должны были бы по идее породить у суда кое-какие вопросы. Но поскольку судьи, раз за разом продлевая срок содержания Соломатина в СИЗО, ими не задаются, мы сами поищем ответы на них: почему тут концы с концами не сходятся, а Соломатин сидит?

Моисеев и Ахмедов были задержаны 7 ноября, но на следующее утро, после дачи ими показаний о том, что взятка бралась под Соломатина, — их отпустили под подписку о невыезде. Уже 8 ноября оба написали заявления в прокуратуру, что их вынудили оговорить Соломатина. В следующий раз их посадили в СИЗО только в декабре, теперь уже надолго. Самого Соломатина под стражу долго не брали (да и не на чем было!), но все-таки посадили в марте 2012 года. А нам важно понять, что происходило до и в промежутках между этими действиями следствия и суда.

Версия 1: Взрыв на дороге

В деревне Дедёшино (муниципальное образование «Андреевка») когда-то была усадьба князей Голицыных, от нее сохранились два флигеля — памятники архитектуры XVIII века. В советское время здесь был детский санаторий камвольного объединения «Октябрь». В начале 90-х объединение было приватизировано, обанкротилось, и несколько построек санатория приобрело ЗАО «Хоккейно-футбольный клуб «Россия». Числящийся президентом этого ЗАО Михаил Безруков перестроил детский санаторий в резиденцию, огородил подходы к пруду, перевел 2,4 га земли в собственность, а в начале 2000-х получил в аренду еще один участок, 1,3 га, через дорогу — для восстановления церкви и постройки центра здоровья и досуга, открытого для посещения жителями района.

Ни церкви, ни центра пока не видно, зато летом 2009 года Безруков начал огораживать оба участка высоким забором, внутри которого оказалось шоссе от трассы до дальней половины деревни. Попытки жителей решить вопрос о проезде привели к жесткому конфликту, и осенью 2010 года, проложив вдоль нового забора узкую, вплотную к чужим домам и опасную объездную дорогу, Безруков прежнее шоссе все же перегородил, для надежности разрушив его полотно. 14 обращений жителей деревни привели к 48 отказам в возбуждении уголовного дела.

О прошлом Безрукова нам удалось узнать немного, да мы себе такой цели и не ставили. Четверть века назад он тренировал какую-то женскую команду «Колос», удачно поучаствовал в приватизации московского стадиона, а в начале 2000-х какое-то время возглавлял Солнечногорское отделение «Единой России». В 2004 году попал в автоаварию и сейчас передвигается в инвалидном кресле, но сохранил какие-то позиции в строительном бизнесе района.

Говорят, что Безруков осенью 2010 года отчасти финансировал избирательную кампанию мэра Соломатина. Однако, выиграв выборы и став главой Андреевки в октябре 2010-го, Соломатин встал на сторону жителей Дедёшина в конфликте по поводу дороги. Он помог найти несколько важных документов, в том числе о том, что эта дорога никогда не была в ведении объединения «Октябрь» и не могла быть приватизирована, хотя Солнечногорская администрация давала Безрукову справку о том, что ее приватизация законна. С учетом этих сведений Соломатин подписал весной 2011 года иск администрации Андреевки к «хоккейно-футбольному клубу» в Арбитражный суд МО с требованием восстановить дорогу.

В ночь на 27 сентября 2011 года с разрывом в четверть часа пять идентичных бутылок с зажигательной смесью влетели в окна кабинета Соломатина в Андреевке и дачи Татьяны Воеводиной, которая возглавляет сопротивление Безрукову в Дедёшине. В возбуждении уголовных дел о поджоге Солнечногорский ОМВД отказал. По датам это совпадает с первым появлением Заболотного в кабинете у Моисеева. Даты провокации и изменения статуса обвиняемых (взятие под стражу и продление сроков) также пересекаются с датами слушаний в арбитражном суде.

По делу Соломатина Безруков, конечно, не допрашивался, но к делу оказалось подшито объяснение, в котором он подтверждает («С моих слов записано верно»), что, возглавляя отделение «Единой России», он даже дружил с Соломатиным, но затем понял, что тот «подлый, изворотливый человек».

На самом деле, пытаясь разрешить дедёшинский спор, Соломатин много раз повторял ту же фразу, которую произнес, прочтя бумажку Заболотного: «Делайте все по закону». А по закону получилось так: в январе 2012 года арбитражный суд вынес решение, обязывающее восстановить шоссе (есть два решения, второе даже более болезненно для Безрукова, но мы не будем грузить им читателей), и теперь за прошедший год у жителей Дедёшина скопилась целая коллекция ответов судебных приставов: почему они это судебное решение исполнять не будут.

В Солнечногорском районе (и не только) закон действует, если сильный хочет посадить более слабого, а уж сильный — сам себе закон. Мэр Соломатин с неба, что ли, свалился?.. В известном смысле так: до того, как попасть сюда, подполковник Соломатин служил в ракетных войсках, и жители Андреевки (которые ездят на суд) говорят, что осенью 2010-го даже отговаривали его баллотироваться в главы: он слишком наивен и честен для такой «расстрельной должности».

Версия 2: Крысиное царство

Летом 2011 года к Соломатину пришел один некрупный риелтор, работающий в Солнечногорском районе, и принес копию одной бумажки, чтобы уточнить: его это подпись или поддельная? Подпись была похожа, но глава не помнил, чтобы он подписывал такое, да и печать не совпадала, да и вообще он этого подписать не мог. А бумажка-то была вроде как ни о чем: кто-то расписался за Соломатина в том, что в архивах муниципального образования «Андреевка» не сохранился архив решений Андреевского сельсовета за 1993 год. Сверившись с кадастровой картой, Соломатин нашел участок с таким номером не в деревне Жилино, о чем говорил риелтор, а в чистом поле площадью 72 га вблизи СНТ «Дубрава».

О статусе этих 72 гектаров даже в самом Солнечногорском районе знают не все: информация не афишируется. При советской власти здесь был могильник и посевные площади кормовых культур для питомника Академии медицинских наук (РАМН). В питомнике, который до сих пор существует в Андреевке, хотя уже не в тех масштабах, что прежде, выращивают морских свинок и мышей для опытов, а также крыс, из чьих хвостов делаются саморастворяющиеся хирургические нитки.

В 90-х годах хозяйство стало приходить в упадок. Могильник зарыли, в перелеске выделили участки под дачи РАМН, но их получили также везунчики из Солнечногорска, многие были перепроданы. Последняя попытка проехать на поля, предпринятая сотрудниками питомника лет десять назад, натолкнулась на коттедж, построенный прямо поперек дороги. Водитель погудел, вышла тетка с сигаретой и с пистолетом и сказала, чтобы они больше тут не ездили.

Дальше и простираются в обрамлении лесов три поля общей площадью 72 га, в непосредственной близости от Пятницкого шоссе, рядом с газопроводом и ЛЭП, к тому же в пяти минутах езды от Истринского водохранилища. Здесь идеальная площадка хоть для многоэтажного, хоть для промышленного строительства, а если разделить поле под коттеджи, то участки можно продать, по оценкам риелторов, в общей сумме за 2 миллиарда рублей.

Возвращаясь к Соломатину, надо сказать, что ему в эту тему лучше было бы не соваться, но в своем убеждении, что все должно быть «по закону», он сообщил о расхищении государственной земельной собственности, закрепленной за РАМН, главе администрации и прокурору Солнечногорского района. Первый раз ответа он не получил, но вскоре произошла провокация взятки. После повторного обращения мэр оказался под стражей, хотя до этого мера пресечения к нему не применялась.

Штука в том, что с июля по сентябрь 2011 года, ровно до того момента, как Соломатин написал прокурору, на кадастровой карте этого поля в 14 приемов нарисовались 43 участка с более дробными кадастровыми номерами площадью по 15 соток (под коттеджи). «По закону» (как любил выражаться Соломатин) такого просто не может быть, так как юридическая судьба 72 га, до сих пор закрепленных в бессрочном пользовании за РАМН, еще не решалась, категория использования до сих пор сохраняется как федеральные «земли сельскохозяйственного назначения».

Где-то на более высоком уровне уже давно ведется какая-то торговля за эти 72 га, очень интересные для крупного инвестора. РАМН, которая свою позицию не афиширует (ответственные должностные лица отказались обсуждать эту тему со мной), пытается отстоять свой интерес. Но параллельно в Солнечногорском районе кто-то уже торгует из-под полы участками в виде кадастровых номеров в чистом поле. Покупатели — или лохи, которых будущий инвестор отсюда просто выкинет, или, наоборот, совсем не лохи, а серьезные для районного уровня люди, которые рассчитывают продать будущему инвестору свои пустые участки как минимум на порядок дороже. Но в обоих случаях это уголовщина в форме мошенничества.

По сведениям публичной кадастровой карты, доступной в интернете (см. http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/#?h=4&_suid=135954568802705811798093903231), эти участки значатся как «ранее учтенные». Это может означать, что они приобретены как бы у прежних первичных собственников, которых тем более не могло там быть. Вряд ли мы ошибемся, предположив, что для легализации этих участков в регистрационных органах использовались старые, так называемые синие свидетельства о праве на землю. О том же говорит и характер документа, который был подписан от имени Соломатина и показан ему незадолго до провокации.


«Синие свидетельства» для «синих мундиров»

В начале 90-х годов был период, когда владельцы земельных участков могли подтверждать права на них «синими свидетельствами», — они выдавались чуть ли не председателями садовых товариществ при регистрации в рукописных журналах. Продолжалось это недолго, дачную землю быстро подгребли под себя чиновники областного уровня. Однако сколько было напечатано и выдано таких свидетельств, никто точно не знает: с ними и до сих пор приходят регистрировать права (когда заходит речь о продаже или наследовании) владельцы классических «шести соток». В районных регистрирующих органах или в областной кадастровой палате трудно понять (особенно если выгодно закрыть на это глаза), в самом ли деле «синее свидетельство» законно выдано где-то в 1993 году, или заполнено неделю назад. Выписку из журнала сельской регистрации можно (наверное, не всем) заменить информацией о том, что такой журнал не сохранился, — в этом как раз и был смысл бумаги, подписанной от имени Соломатина, и именно по этой причине участок с совершенно другим кадастровым номером был «приписан» к деревне Жилино.

Незаконное выкраивание и легализация новых земельных участков с помощью «синих свидетельств» — это разветвленный, хорошо и структурно организованный, очень прибыльный криминальный бизнес, которым, безусловно, охвачен не только Солнечногорский район Московской области, да вряд ли и только Подмосковье. Но мы сейчас уже можем утверждать, что в Солнечногорском районе этот род бизнеса тесно связан с бывшими и действующими сотрудниками МВД.

После возбуждения уголовного дела против Соломатина, Моисеева и Ахмедова их защита и родственники сумели найти информацию о том, что один только майор ОМВД Демчук незаконно легализовал десятки земельных участков в разных поселках района, оформляя их на жену и тестя (это тот самый Шевень, об участке которого приходил хлопотать Заболотный). И провокацию 7 ноября с помощью Заболотного организовал тоже оперуполномоченный «ОРБ ЭБ и ПК ОМВД» Владимир Демчук.

Заявления защиты и родственников привели к тому, что по этим фактам уже проведены проверки, и липовый характер регистрации земельных участков подтвердили жители нескольких деревень. Эти материалы зачем-то были направлены следователю Хаустову для приобщения к делу Соломатина. А дело с номером, касающееся расхищения земель из 72 га РАМН, передано следователю ОМВД, которой оно не по зубам даже в том случае, если она решится пойти против своих сослуживцев и начальства в Солнечногорском районе. Для активного расследования этих дел, в отличие от совершенно бездоказательного дела против Соломатина, — нет так называемой политической воли.

После первой публикации о деле Соломатина в сентябре прошлого года мы не дождались никакой реакции, и главным редактором были направлены два письма на имя главы МВД Владимира Колокольцева и губернатора МО Сергея Шойгу с просьбой взять ситуацию под контроль. Ни тот, ни другой ничего не ответили. После этой публикации такие же письма снова будут направлены Колокольцеву и теперь и.о. губернатора Московской области Андрею Воробьеву.

Уголовное дело против Соломатина и других только что передано в Солне-чногорский районный суд, который уже прочно связал себя решениями о продлении сроков содержания под стражей. Суд присяжных, который еще недавно по ходатайству подсудимых рассматривал дела о взятках, наверняка вынес бы оправдательный вердикт при таких доказательствах. Но государство спохватилось и в болезненных для себя вопросах коррупции вернуло судьям «управляемость», с 1 января передав дела о взятках в районные суды и лишив подсудимых права на суд присяжных. В случае с Соломатиным это ухудшает его положение и противоречит статье 54-й Конституции, поэтому наряду с контролем за этим делом мы будем помогать подсудимым реализовать их право на независимый суд присяжных вместо (воздержимся от эпитетов) Солнечногорского суда.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow