СюжетыКультура

Осторожно: двери не открываются

До российских кранов доехал наконец фильм-катастрофа «Метро». Длина «пути» – 126 минут, 1300 «вагонов» – копий. Стоимость $13 миллионов, из них $7 миллионов – частные инвестиции

До российских кранов доехал наконец фильм-катастрофа «Метро». Длина «пути» – 126 минут, 1300 «вагонов» – копий. Стоимость $13 миллионов, из них $7 миллионов – частные инвестиции
Изображение

Фильм режиссера Антона Мегердичева – сплав голливудских блокбастеров с отечественным хитом «Экипаж». Собственно говоря, это первый российский фильм-катастрофа за последние 25 лет. И поэтому, несмотря на ряд огрехов и недоработок, хочется поддержать его продюсеров Игоря Толстунова и Сергея Козлова, решившихся реанимировать один из самых зрительских жанров.

Как известно, со зрительским кино у нас полная катастрофа.

В «катастрофическом» фильме должна быть злая сила или природный катаклизм, или, на худой конец, техногенный срыв. В нашей «подземельной» версии сила зла – вода. Черные воды Москва-река подтачивают стены туннеля. А кроме стихийных сил, конечно, виной всему преступное российское раздолбайство. Оно и есть наш «враг №1». Неуправляемая точечная застройка повсеместно заглубляется котлованами, провоцируя подъем грунтовых вод, грозя реальной опасностью техногенных аварий в Метрополитене – свидетеле сталинской эпохи, некогда носившем имя Кагановича. И ведь все это не из фальшь-антиутопии, жизни «чужих» — из нашей действительности. И когда бьющего тревогу бдительного обходчика подземки в фильме отправляют «проспаться», это похоже на правду. И когда люди, попавшие в ловушку затопленного туннеля, оказываются предоставленными сами себе – тоже. И когда начальник метрополитена должен по инструкции залить жидким азотом аварийный туннель, а он все тянет, потому что в туннеле могут быть люди… Самоотверженность одних и пофигизм других, мародерство и геройство – оборотные стороны одной медали нашей неменяющейся действительности.

Сцены самой катастрофы и ее последствий – лучшие, наиболее выразительные, точные. Компьютерная графика добавляет эффект присутствия. На премьере несколько раз раздавались аплодисменты. Картинка с выползающими на улицу из подземных «врат ада» раненными людьми, которых ловят телевизионщики (естественно, из охочего до «горячих новостей» канала НТВ) – до боли знакомы. Вообще метро – правильное для отечественного любителя кинокатастроф место. Потому что досконально обжито. А нет ничего страшней, чем превращение знакомого пространства в неведомое, опасное.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Изображение

Слабое место фильма — человеческая история. Именно то, что делает фильм-катастрофу драмой сопереживания. Кэмерон говорил, что для него самое главное — совместный опыт погружения в экранное действие, поэтому две трети фильма «Титаник» занимает блистательная жизнь лайнера, история взаимоотношений его обитателей. То же самое можно сказать об «Экипаже». Как писали в советских аннотациях к фильму Александра Митты: режиссера вдохновили на работу «Приключения Посейдона» и «Челюсти», но ему важно было показать всю многогранность человеческих отношений. Поэтому он и пригласил писать сценарий зубров кинодраматургии, тонкачей, знатоков человеческой психологии Юлия Дунского и Валерия Фрида. Сценаристы «Метро» Денис Курышев и Виктория Евсеева с подобной задачей не сумели справиться. Их герои выписаны однолинейно. Есть красавица Ирина Светланы Ходченковой (красное авто к красным туфлям). Ее любовник Константинов (Анатолий Белый) – процветающий бизнесмен. Он один из виновников катастрофы, так как промышляет тендерами на точечную застройку, следовательно — персонаж находчивый, но отрицательный. Муж Ирины доктор Гарин: зарплата низкая, зато человек хороший. Сергей Пускепалис не впервые играет доктора с непростой личной судьбой. Ирина мается не первый год — выбор труден: у них с Гариным растет дочь. Потом в одном вагоне адской подземки окажутся хирург с дочерью и любовник. Вот все и разрешится…

Изображение

Главные актеры играют достоверно, но в палитрах их персонажей вместо многоцветности — одна-две краски. Отличная пара юных Ромео (Алексей Бардуков) и Джульетты (Катерина Шпица), познакомившихся в эпицентре катастрофы. Среди второстепенных героев мне показались излишне театральными выпивоха-гандболистка Галочка в исполнении Елены Пановой и Станислав Дужников, произносящий столь проникновенные монологи, что сразу понятно: нет, не жилец он… Кроме того, некоторые сюжетные повороты выглядят поддавками (как беспрерывно пропадающий и возникающий аэрозоль, необходимый юной девушке больной астмой – спасательная палочка для действия).

Тем не менее, фильм смотрится почти с неослабевающим интересом (исключение – сцена долгого прохода по затопленной шахте с необязательными диалогами).

Среди плюсов картины — неглупый юмор. К тому же, постепенно на экране возникает довольно убедительный, можно сказать реалистичный образ мегаполиса-дракона, набитого машинами, пышущего углекислым газом, втягивающего в свою подземную утробу толпы беззащитных людишек.

P. S. Текст дописан. Надо идти в метро… на работу ехать. Но как же не хочется…

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow