СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 14 от 8 февраля 2013
Читать

В Талсе, штат Оклахома, в отчий дом съезжаются члены большой семьи Уэстонов — поводом послужило исчезновение главы семейства, спившегося поэта и бывшего преподавателя Беверли Уэстона. Его жена Виолетта, у которой рак горла, его дочери и сестра, а также их мужья, дети и ухажеры, не видевшиеся много лет, собираются под одной крышей, пьют виски и выясняют отношения, ибо у каждого есть скелеты в шкафу. Универсальная история семьи Уэстонов, поставленная на сценах от Бродвея до Новосибирска, — 10 февраля на сцене Театра им. Маяковского. Премьерный спектакль «Август. Графство Осейдж» худрука театра Миндаугаса Карбаускиса, латышских актера и режиссера Гиртса Эциса и художника Гинтса Габранса по пьесе драматурга Трейси Леттса выглядит то кинематографической реальностью в цветной 3D-проекции, то вдруг становится стилизованно театральной, на фоне аскетично белых панелей дома. Герои то живут реальной жизнью, где «нет ни черного, ни белого, и этим объясняется все», то вдруг надевают маски тех, кем являются в иерархии семьи. В общем, «возвращение в лоно семьи с обедом под кленами очень похоже на ныряние в бассейн к осьминогам» — речь в постановке об этом. Также спектакли состоятся 17 и 28 февраля.

Ул. Большая Никитская, 19. Начало в 19.00

От «Сокольников» до «Парка культуры»

Государственный музей архитектуры проводит экскурсионный цикл, посвященный архитектуре московского метро. Его станции и наземные павильоны стали своеобразной иллюстрацией не только к истории российской архитектурной мысли, но и к истории страны. Первая экскурсия цикла 9 февраля будет посвящена архитектуре Сокольнической ветки — от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры».

Предварительная запись по телефону: 8 495 690-05-51. Начало в 13.00

Завтра в Центре эстетического воспитания «Мусейон» ГМИИ им. Пушкина открывается выставка «Пластилиновая ворона», посвященная творчеству Александра Татарского и его анимационной студии «Пилот». Рабочие материалы — фоны, фазы, раскадровки, плоские пластилиновые куклы и декорации и всякие разные мелочи, имеющие отношение к хорошо знакомым и любимым мультфильмам «Пластилиновая ворона» (в экспозиции имеется единственная сохранившаяся пластилиновая кукла — сама Ворона) и «Следствие ведут колобки», циклу «Гора самоцветов» и «Мультроссия», а также к фильму «Прибытие поезда», над которым Татарский работал 25 лет, но не успел закончить.

Колымажный пер., 6, стр. 2

В российский прокат вышла музыкальная анимационная черная комедия Патриса Леконта «Магазин самоубийств» по одноименному роману Жана Теле. Перед нами уездный город N., жители которого рождаются только для того, чтобы пострадать от глубочайшей депрессии и в конце концов покончить с собой каким-нибудь выразительным способом. К их услугам лавка, где есть все необходимое для добровольного ухода на тот свет. Лавку держит семья Тюваш, каждого из членов которой зовут, как звездных самоубийц прошлого, — Мисима, Винсент и Мэрилин. Их бизнес процветает. Но устоявшийся порядок вещей — и в лавке, и в городе — нарушается с появлением нового члена семьи — жизнелюбивого и веселого малыша Алена… «Магазин самоубийств» — первый мультфильм Леконта, автора «Мсье Ира» и «Девушки на мосту», режиссера, вообще легко и, как правило, удачно играющего с жанрами.

Более сорока лет назад британцы The Swingle Singers, «Свингующие певцы», произвели сенсацию, исполнив «Хорошо темперированный клавир» Баха без единого музыкального инструмента, только с помощью техники голосовых джазовых имитаций. Открытая ими манера петь сложнейшие инструментальные опусы a capella совершила переворот в вокальном исполнительстве. Фуги и мадригалы, оркестровые увертюры и музыку The Beatles они превращали в хоровые свинговые композиции. Их аранжировки «классика a la джаз» породили волну подражаний и вдохновили современных композиторов: Лучано Берио специально для них написал Симфонию для восьми голосов с оркестром, оперу Outis и много еще чего. За время существования в коллективе сменилось четыре поколения певцов, но фирменный уровень исполнения, высочайшая вокальная виртуозность остались неизменными и будут продемонстрированы 10 февраля в Светлановском зале Дома музыки.

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

Пока государственные дуры переименовывают Волгоград в Сталинград, валенки в сталинки, волчок в стульчак, в Государственном литературном музее открывается выставка, по-настоящему отдающая дань памяти и уважения героям Сталинградской битвы, а именно — ее очевидцам и «летописцам» Константину Симонову, Виктору Некрасову и Василию Гроссману. В основе экспозиции «Дни и ночи Сталинграда» — уникальные материалы, рассказывающие о жизни писателей в период с июля 1942 по февраль 1943 года и судьбах их «сталинградских» книг. Так, если «Дни и ночи» Симонова, выросшие из его же военных репортажей, и повесть «В окопах Сталинграда» Некрасова, превратившая начинающего автора в известного писателя, пользовались шумным успехом, то Гроссман свой роман «Жизнь и судьба» опубликованным не увидел. Первые издания и рукописи, газетные репортажи и письма с фронта, плакаты, живописные и графические работы, документы и фотографии, личные вещи — из более 150 экспонатов складывается понимание, что за «бессмертные» «люди шли в атаку» в Сталинграде 70 лет назад.

Ул. Петровка, 28. До 15 марта

В прошлом году славная группа «Аквариум» отметила свое, не побоимся этого слова, четырехтысячелетие. В этом году дата поскромнее, но тоже важная: тридцать лет альбому, одному из лучших в дискографии БГ сотоварищи, «Радио Африка». Который, в свою очередь, едва ли состоялся бы в том виде, каким мы (да!) его давно знаем и любим, без участия Сергея Курехина. Сотрудничество последнего с «Аквариумом» началось в 1981-м на альбоме «Треугольник», и за два года он поднял музыкальный каркас «партизанов полной Луны» на недосягаемую впоследствии высоту. В начале 90-х музыкальные пути «двух капитанов», БГ и Курехина, разошлись, но десять с небольшим лет их активного сотворчества были такими плодотворными, что мы имеем возможность срывать плоды и наслаждаться ими до сих пор. Вышел новый двойной альбом с дурацким названием «Курехин и Гребенщиков приглашают…», но прекрасным содержанием. На одном диске помещен концерт «Аквариума» с участием Курехина в феврале 1983 года (то есть опять же ровно 30 лет назад) в МФТИ, в котором прозвучали будущие хиты «Рок-н-ролл мертв», «Капитан Африка» и «Глаз». Второй диск — компиляция совместных записей музыкантов в разные годы: фрагменты квартирника 1983 года, немного парижского концерта 1991 года и записи начала 90-х, по каким-то причинам не вошедшие в «Детский альбом» Сергея Курехина, выпущенный уже после его смерти.

Маржане Садыковой 13 лет. У нее рак. Но она — не пациент. Она — художник. Фотограф. Свои фотосессии Маржана проводит дома, в маленькой однокомнатной квартире, где у нее оборудована настоящая студия: свет, экраны, штативы. Сейчас она не может вставать и поэтому снимает лежа. «Как ни странно, — говорит Маржана, — ограниченная возможность — это Возможность. Мои съемки из одного и того же ракурса полны открытий и радуют меня своей новизной всякий раз — никак к этому не привыкну. Конечно, я бы с удовольствием встала, но все же я как творческий человек не страдаю от того, что не могу это сделать: я просто вижу то, что, возможно, не видно другим». Она снимает в основном портреты — детей и взрослых, друзей и родственников, просто тех людей, кого она приглашает быть ее моделями. Маржана с мамой тщательно готовятся к каждой фотосессии — продумывают образ, подбирают под этот образ одежду, аксессуары. Каждый, кто хоть раз позировал ей, знает, как радостно побывать у нее в гостях, прикоснуться к ее таланту, попасть в объектив ее фотоаппарата. Выставка Маржаны Садыковой, открывающаяся 14 февраля в кинотеатре «Пионер», так и называется — «Гости».

Кутузовский пр-т, 21. До 28 февраля

Песней зовется

«А кто не поет?! Назови! Нет, я жду!» — мог бы, пожалуй, сказать служитель Мосэстрады Велюров по случаю необыкновенного концерта в клубе «Гнездо глухаря» 15 февраля под названием «Поют журналисты Москвы». Точное до унылости название не должно вводить в заблуждение. Полгода-год тому назад в клубе уже проходил фестиваль, в котором лица телеканалов и «перья» печатных изданий в меру сил зажигали на темы авторских песен. В этот раз Мария Киреева и Екатерина Рец с телеканала «Дождь», Андрей Воскресенский из «Коммерсанта» и Александр Жуков из «Литературной газеты», Сергей Гапонов с Первого канала и Эрнест Мацкявичус с телеканала «Россия», Нателла Болтянская с «Эха Москвы» и Олег Булгак с «Бизнес-FM» и другие их коллеги — все они, думается, оторвутся. Кстати, мероприятие носит благотворительный характер: все деньги от продажи билетов пойдут на лечение больных детей.

Цветной бульвар, 30. Начало в 19.00

«Европеры» оказались последними сочинениями величайшего музыкального экспериментатора ХХ века Джона Кейджа. В них он обратился к новой, радикальной форме музыкального театра, соединив главные художественно-эстетические принципы композитора, а также художественные принципы дадаизма, сюрреализма, поп-арта, философские представления дзэн-буддизма и постмодернизма. Впрочем, Кейдж создал концепцию, а то, что вы увидите и услышите 14 и 15 февраля на сцене Театрального центра им. Мейерхольда, будет принципиально единичным, неповторимым явлением. Спектакль буквально случается в зрительном зале. «Маленький мировой театр», его ставящий, вместе со зрителями следуя указаниям маэстро, спонтанно определит порядок исполнения каждого фрагмента опер. Также случайным образом определится, в каком костюме будет выступать тот или иной солист, какую арию он будет петь и какие действия выполнять на сцене. То есть каждый момент Европер №3 и 4 будет связан со случайными действиями, зависящими от выбора зрителей: еще до начала спектакля публика с помощью компьютерной программы, жребия, лотереи, китайской Книги перемен создает партитуру постановки.

Ул. Новослободская, 23. Начало в 20.00

Через тернии к звездам

Полететь в космос мечтают многие, а попадают туда — единицы. Впрочем, не стоит отчаиваться, ведь сейчас все популярнее становится космический туризм. Но прежде чем решиться на этот ответственный шаг (про деньги сейчас не будем!), стоит послушать профессионала. С какими земными привычками придется расстаться на время полета? Сколько времени займет подготовка? Какие приметы соблюдают космонавты? О деталях неземной жизни расскажет 13 февраля в Культурном центре «ЗИЛ» лектор — летчик-космонавт, герой России Сергей Волков, совершивший два полета в космос общей продолжительностью 365 суток.

Ул. Восточная, 4, корп. 1. Начало в 19.30

80, 70 и концерт

15 февраля в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный 80-летию со дня рождения и 70-летию творческой деятельности скрипача Виктора Пикайзена. И даты — не ошибка, а уникальный факт биографии артиста: дебют музыканта состоялся в годы войны, в эвакуации в Алма-Ате, где чудо-ребенок сыграл концерт Венявского с Государственным симфоническим оркестром. Исключительная одаренность Пикайзена привлекла внимание легендарного Давида Ойстраха, взявшего затем школьника в свой класс и развивавшего талант ученика дальше на всех ступенях. Сегодня, несмотря на возраст, маэстро много и активно выступает, держа в руках чуть ли не весь возможный скрипичный репертуар — от старинной музыки до наших дней. В программе концерта в будущую пятницу — 1-я часть концерта для трех скрипок с оркестром Вивальди, концерт для скрипки с оркестром ми мажор Баха, произведения Чайковского и фантазия на темы оперы Гуно «Фауст» того самого Венявского.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow