КолонкаПолитика

Показать «креативный класс»

Этот материал вышел в номере № 12 от 4 февраля 2013
Читать

Прав, тысячу раз прав был «ранний» Маркс, когда в работе «К критике гегелевской философии права» говорил: так, мол, и так, «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».

Наверное, власть, или какая-то часть этой отнюдь не монолитной власти, не хочет, чтобы молодые, образованные, активные хором уехали бы из страны или отправились во внутреннюю эмиграцию. Другой части власти хочется, чтобы люди, способные в мороз на Бульварном кольце читать вслух Иосифа Бродского, не выходили на улицу, удовлетворившись иными методами представительства, нежели условная Болотная.

Сам термин «креативный класс», возможно, у нас употребляют и когда надо, и когда не надо. Но его изобретатель Ричард Флорида еще в 2005 году в предисловии к русскому изданию своей классической работы «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» (2002) обратил внимание на масштабы явления: «…в России сейчас 13 миллионов представителей креативного класса, то есть ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях».

Разумеется, он не был услышан, потому что в то время у нас толковали о «путинском большинстве», опоре «суверенной демократии». Но «путинское большинство» умерло от токсичных миазмов разложившейся «суверенной демократии», а «креативный класс» — остался. И вышел на площадь в декабре 2011 года.

Проблема для тех, кто во власти озаботился представительством «креативного класса»: начальство таки добилось того, что лояльных государству и верящих ему рефлексирующих людей уже почти не осталось. И сам глава государства, сообщивший в послании парламенту, что бюджетники — это тоже «креативный класс», должен понимать печальную истину: те из бюджетников, кто за власть, никакой не креативный класс, а просто участники социального контракта — «лояльность в обмен на комиссию от нефтегазовых доходов». Остальные — или во внутренней или во внешней эмиграции. Уже. Если власть хотела по завету столь любимого ею Солженицына «сберечь народ», так она его не сберегла. И крайний пример здесь — судьба Александра Долматова, которого вытолкнули из страны.

Власть решила показать «креативный класс»? Пустые хлопоты. Не получится. Демократия не рождается в пробирке. Верных режиму молодых и образованных по рецепту Урфина Джюса не создать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow