СюжетыКультура

«Орел» летит к зрителю

Национальная кинопремия России назвала своих лауреатов

Этот материал вышел в номере № 9 от 28 января 2013
Читать
Национальная кинопремия России назвала своих лауреатов

Претенденты на «Золотого орла», полные мистики «Белый тигр» и «Орда», соперничали друг с другом в главных номинациях. Казалось, остальные фильмы присутствовали здесь в качестве «побочных партий». Или заинтересованных зрителей. Помимо очевидного профессионализма у каждой из пятерки картин-лидеров были веские психологические причины оказаться в «зоне особого внимания» премии, инициированной в свое время Никитой Михалковым. «ДухLess» Романа Прыгунова открывал ММКФ, «Орда» Андрея Прошкина на нем победила («Орда» — чемпион по числу номинаций, их 12). «Шпион» Алексея Андрианова произвели на свет михалковская студия ТРИТэ и канал «Россия», показывающий церемонию. Церемония состоялась в день юбилея Высоцкого — как было не отметить вызвавшую дискуссию картину Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». Ну а «Белый тигр» выдвигался нашим оскаровским комитетом на главную кинопремию мира, но не попал в шорт-лист. Когда за режиссуру наградили Прошкина, победитель стал очевиден: мистическая драма «Белый тигр» Карена Шахназарова, в которой немецкий танк-призрак подобен мелвилловскому «Моби Дику».

Если говорить о приоритетах, то «Орел» окончательно развернулся в сторону зрительского кино. Возможно, поэтому список номинантов отчасти ущербен. В нем нет ни сокуровского «Фауста», ни балабановского «Я тоже хочу», ни сигаревского «Жить», ни мизгиревского «Конвоя», ни сегаловских «Рассказов». Роман Прыгунов и Алексей Андрианов вместо Сокурова, Балабанова, Сигарева претендовали на звание лучших режиссеров страны. Среди предпочтений академиков — фильмы, «вспоминающие» прошлое. Очень давнее, как в «Орде» или «Расколе», но в большей степени «советское» («Жуков», «Фурцева…», «Высоцкий…», «Шпион», «Дело гастронома № 1»).

При этом отчего-то в номинанты не попало серьезнейшее телевизионное многосерийное полотно «Жизнь и судьба»: зато там есть «одомашненный» и любвеобильный «Жуков». Продюсер фильма «Белая гвардия» Александр Роднянский, получая приз за лучший мини-сериал, поблагодарил канал «Россия» за мужество в нынешнее попсовое время, когда из репертуара телевидения вымываются драмы, — снимать серьезные экранизации Булгакова, Гроссмана, историю «Раскола» (телесериал Николая Досталя).

«Все извиняются сегодня, а я извиняться не буду. Я не виноват. К тому же мы все коррумпированы дружбой. У кого больше друзей, тот и призы получает», — признался со сцены режиссер Владимир Хотиненко. Но дружить можно и семьями, возможно, поэтому среди номинанток в категории «Лучшая женская роль» — сестры Михалковы. Надежда (претендентка на лучшую роль второго плана в комедии своего мужа Гигинеишвили «Любовь с акцентом) и Анна, получившая «Орла» за главную роль в этом же фильме.

«Что я могу сказать в свое оправдание? — честно призналась она. — Я не согласна, но так получилось». Действительно, Анна Михалкова — одна из лучших российских актрис, дарование которой позволяет быть убедительной и в драме, и в комедии. И ее героиня в одной из семи новелл обаятельной комедии Гигинеишвили мило и точно сыграна. Но хотелось бы, чтобы профессионалы замечали и серьезные работы коллег. Хотя бы блестящий конфликтный дуэт Михалкова — Троянова в социальной фильме «Ко-ко-ко» Авдотьи Смирновой. Кроме того, в этом году в нашем кино были поразительные актерские прорывы, которых нельзя было не заметить. Это сотворенные с беспощадностью к себе, сыгранные навзрыд героини Ольги Лапшиной и Яны Трояновой в фильме «Жить» Сигарева, запечатанная в неподвижный сосуд тела взрывоопасная эмоция ханши Тайдулы в исполнении Розы Хайруллиной в «Орде»; существующая вне всякой игры — «душа нараспашку» — Мария Шаламова («Я буду рядом»).

Лучшим драматургом по праву назван Юрий Арабов, хотя его сценарий к «Орде» и был заметно «покалечен» продюсерами. В номинации «Лучший неигровой фильм» лауреатом стала картина о мальчике-аутисте Любови Аркус «Антон тут рядом». Фильм — участник многих фестивалей на «Сталкере» — получил приз «Новой газеты». Но что самое неожиданное — присутствие среди номинантов нелояльной картины «Зима, уходи», снятой студентами мастерской Марины Разбежкиной. Было ясно, что «Орел» пролетит мимо картины о протестных настроениях улицы. Тем не менее вся тройка неигровых работ финального «розыгрыша» (среди номинантов и «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, открывшие венецианскую «Мостру») — пример серьезного актуального кино.

Конечно, хотелось бы, чтобы главная государственная премия страны во всех номинациях ориентировалась на талант, мастерство, способность авторов слышать свое время. Но как сказал Виктор Вексельберг, первый бизнесмен, получивший «Орла» за вклад в кинематограф (он безвозмездно помогает фонду помощи ветеранам «Урга»): «Кинематограф — такое искусство, которое сильно зависит от нравственного здоровья общества. В ваших работах, как в зеркале, отражаются все проблемы, которыми живет страна…» Золотые слова.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow