СюжетыЭкономика

Слон и осел у «фискального обрыва»

Республиканцы и демократы спорят не о процентах и миллиардах, а об идеалах

Этот материал вышел в номере № 9 от 28 января 2013
Читать
Проблема бюджетного дефицита и высокого уровня госдолга в США в конце прошлого — начале этого года вышла на первое место среди угроз для мировой экономики, которые считают значимыми инвесторы. Об этом свидетельствует опрос, проведенный организаторами Всемирного экономического форума в Давосе
Изображение

Проблема бюджетного дефицита и высокого уровня госдолга в США в конце прошлого — начале этого года вышла на первое место среди угроз для мировой экономики, которые считают значимыми инвесторы. Об этом свидетельствует опрос, проведенный организаторами Всемирного экономического форума в Давосе.

В минувшую среду, когда Давосский форум начал свою работу, нижняя палата американского конгресса в очередной раз рассматривала вопрос о повышении потолка госдолга, который был достигнут еще 31 декабря прошлого года. И если бы не бухгалтерские ухищрения Федерального казначейства — американского Минфина, — крупнейшая в мире экономика уже пребывала бы в состоянии технического дефолта. В среду финансовое ведомство получило отсрочку до 19 мая. К тому времени вопрос о повышении потолка госдолга должен быть решен окончательно. Пока же казначейство может возобновить заимствования, но лишь в том объеме, который необходим для обслуживания накопленного долга, а также выплаты зарплат госслужащим и социальных пособий. В мае верхняя планка, которая сейчас составляет 16,4 триллиона долларов, будет поднята на сумму новых займов, сделанных к тому времени. Согласно одной из поправок, если к середине апреля конгрессмены не достигнут соглашения, им перестанет выплачиваться зарплата.

Повышение верхней планки госдолга — это лишь часть более серьезной проблемы: ценой спасения экономики стало плачевное состояние государственных финансов. Американская экономика четыре с лишним года прожила в режиме экстренного финансирования, которому в 2008 году самые смелые эксперты отводили год, максимум — два. В результате госдолг превысил размеры ВВП, а по уровню бюджетного дефицита США конкурируют с самыми «пропащими» евроаутсайдерами.

В конце прошлого года формально истекли антикризисные программы, ставшие основным источником бюджетного дефицита. Однако их автоматическое сворачивание грозило (и продолжает грозить) резким замедлением экономики и новой рецессией, которая способна спровоцировать очередную волну мирового кризиса. Именно предотвращению падения с «фискального обрыва» и были посвящены так пока ничем и не закончившиеся жаркие дебаты между демократами и республиканцами в конце прошлого года.

Снижение государственных расходов, на котором настаивают республиканцы, конечно, не сделает американский бюджет профицитным. Оно способно лишь снизить темпы наращивания госдолга и создать хоть какие-то предпосылки к тому, что в обозримом будущем (счет идет на десятилетия) отношение госдолга к ВВП перестанет расти. Впрочем, республиканцев заботит и присутствие государства в экономике: его влияние на экономические процессы заставляет консерваторов говорить о социализме, внедряемом администрацией Обамы. Нынешнюю политику они считают безответственной по отношению к следующим поколениям, для которых бремя госдолга может стать непосильным. А масштабные финансовые вливания со стороны государства, направленные на предотвращение банкротства «слишком-больших-чтобы-рухнуть» компаний и банков, — поощрением безответственности.

В свою очередь, демократы, выступающие категорически против существенного сокращения госрасходов и предлагающие ограничиться принятым в декабре прошлого года повышением налога на богатых, — тоже апеллируют к базовым ценностям, на которых зиждется американское общество. Их беспокоит резко увеличившийся разрыв между доходами самых богатых американцев и остального общества. Один из самых «левых» экономистов — нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц считает, что это лишает Америку статуса общества равных возможностей. По мнению Стиглица, дети в таких странах, как Канада, Франция, Германия или Швеция, имеют гораздо больше шансов жить лучше родителей, чем американцы из небогатых семей.

Таким образом, дискуссия уже ведется не о процентах или миллиардах, а о системе ценностей. И пойти на компромисс в этой дискуссии, проголосовать за предложение оппонента будет означать предательство идеалов.

Между тем дискуссия не может длиться вечно. Последняя отсрочка предполагает принятие решения по сокращению госрасходов до 1 марта. У республиканцев при этом некоторое преимущество: если ни один из компромиссных вариантов не наберет большинства голосов, сокращение расходов, которое будет означать падение с «фискального обрыва», — вступит в силу автоматически.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow