СюжетыКультура

Время — честный человек

150-летие К.С. Станиславского — и мы в контексте перемен

Этот материал вышел в номере № 6 от 21 января 2013
Читать
150-летие К.С. Станиславского — и мы в контексте перемен

Хроника событий: 16 января фонд Станиславского вручил премии Станиславского 2012 года. 17 января, в день 150-летия Константина Сергеевича, в Художественном театре сыграна документальная пьеса Михаила Дурненкова в постановке Кирилла Серебренникова «Вне системы». 18 января в МХТ им. А.П. Чехова при поддержке Чеховского фестиваля прошла конференция «Станиславский и мировой театр».

В Москву на юбилей Станиславского приехали Франк Касторф, Люк Бонди, Тревор Нанн, Деклан Доннеллан, Наташа Парри — ведущая актриса (и жена) Питера Брука, Мюррей Абрахам, Клаус Мариа Брандауэр, Мартин Вуттке, Бернар Февр д’Арсье — многолетний директор Авиньонского фестиваля, Мюриэль Майетт — актриса и директор Comedie Francaise, Серджио Эскобар — директор театра «Пикколо ди Милано». Видеообращения прислали Питер Брук и Робер Лепаж.

И все приехали в Россию не в первый и в не последний раз. Тут никому в Мордовии котят не дарили: чуть не все — участники Чеховского фестиваля и/или лауреаты премии Станиславского. Никто не будет громыхать словами о «великой державе» и «мягкой силе». Зато может вспомнить, как актрисы Comedie Francaise на гастролях 2010 года тихо гладили стены зала в Камергерском: «Мы же репетируем «Три сестры».

150-летие Станиславского (как и в 2010-м — 150-летие Чехова) подтвердило: в реальности силу, образ, репутацию страны создают профессионалы, занятые своим делом.

И профессионалы следующих поколений эту силу хранят.

Премия Станиславского в год юбилея изменила номинации. За вклад в развитие российского театра награжден Сергей Юрьевич Юрский. «Событием сезона» названы открытие мемориального музея «Творческая мастерская театрального художника Давида Боровского», выход в свет трех книг документов, фиксирующих рождение «Чайки» и «Трех сестер» Анатолия Эфроса. (Составитель и публикатор — Нонна Скегина, завлит А.В. Эфроса и хранитель его архива.) Третье «Событие сезона» — спектакль Римаса Туминаса «Пристань», нежный дивертисмент мэтров-вахтанговцев.

За вклад в развитие мирового театра награжден Мартин Вуттке — блистательный актер Хайнера Мюллера, Франка Касторфа, Кристофа Марталера. Кинозритель знает Вуттке по роли Гитлера в «Бесславных ублюдках» Тарантино, но Москва дважды видела его и в самой прославленной сценической роли: в спектакле Хайнера Мюллера по Брехту «Карьера Артуро Уи» — виртуозном и яростном театральном исследовании того, как в смутное время идут к власти шпана и подонки. (На примере Германии 1930-х, конечно.).

Константин РАЙКИН,президент фонда Станиславского:

«Не знаю, как там у меня на сцене, — но я хороший зритель. И давно разрываюсь между несколькими любовями. Одна из них — к Сергею Юрьевичу Юрскому. И сколько бы о нем сегодня ни говорили — все мало. Вы, Сергей Юрьевич, даже не подозреваете, сколько вы сделали… Что вы делали со мной — как с человеком и как с актером!

Вторая любовь: «Карьеру Артуро Уи» с Мартином Вуттке я видел дважды. И был потрясен, просто размазан по стенке грандиозным артистом. На примере таких работ мы видим родовую разницу кино и театра. Потому что только в театре возможен этот взрыв! Эта атомная энергия артиста — с его упрямством, с его фантазией, с его искажением реальности, углубляющим ее. Когда это бушует — испытываешь гордость театром как таковым. Его природой!»

Второй лауреат в этой номинации — Клаус Мария Брандауэр: Хенрик Хефген в «Мефисто» Иштвана Сабо, ключевой актер его же «Полковника Редля» и «Хануссена», Гамлет, Сирано и Натан Мудрый Венского Бургтеатра.

Клаус Мария БРАНДАУЭР:

«Совершенно понятно, что искусство большинства — это кино. И телевидение. Совершенно понятно, что театральное сообщество мало: узкий круг, почти секта. И да: в театре мы работаем для меньшинства. Для тех, кто рожден с патологией: у кого есть сердце».

«Мы хотим, чтоб это прошло «не юбилейно», а по делу», — говорил Анатолий Миронович Смелянский, ректор Школы-студии МХАТ. Год Станиславского в МХТ начался в октябре 2012-го фестивалем актерских школ мира «Открытый урок». В январе на канале «Культура» прошел пятисерийный фильм Анатолия Смелянского «После «Моей жизни в искусстве»», посвященный по преимуществу Станиславскому в 1920—1930-х гг.. Готовится интернет-проект «Наследие Художественного театра. Электронная библиотека»: на сайте www.mxat.ru появятся в открытом доступе видеозаписи лучших спектаклей, электронные версии малотиражных изданий Школы-студии МХАТ (свыше 17 тысяч страниц и 12 тысяч комментариев).

Спектакль «Вне системы»: никакого славословия. Никаких дискуссий о системе Станиславского сегодня. В репертуар «Вне системы» не войдет уже потому, что такой состав можно собрать на сцене один раз. Кто играл? Гордон Крэг — Деклан Доннеллан, Немирович-Данченко — Михаил Угаров и Алексей Бартошевич, Михоэлс — Константин Райкин, Вахтангов — Дмитрий Черняков, Сулержицкий — Виктор Рыжаков, Горький — Захар Прилепин, М.Ф. Андреева — Наталья Тенякова, М.П. Лилина — Полина Медведева, Айседора Дункан — Илзе Лиепа, Михаил Чехов — Евгений Миронов, Мейерхольд — Клим и Кирилл Серебренников, Софья Голлидэй — Ирина Пегова, А.П. Чехов — Владимир Сорокин (по мне: куда больше была б похожа Л.С. Петрушевская в любой из ее кабаретных шляп).

Дурненков и Серебренников сделали спектакль обо всем, что не вмещается ни в умильный портрет, писанный «по квадратам», ни в булгаковский образ Ивана Васильевича, ни в мемуары о молодом блеске МХТ 1900-х. Тут — саркастические реплики Станиславского, Немировича, Мейерхольда и Вахтангова друг о друге. Нелепые поучения К. С. Михаилу Чехову. Арест Станиславского и Москвина в 1920-м. Попытки «уплотнения» дома в Леонтьевском переулке (с подобающим победоносным хамством) и ответ белыми от гнева губами «Подите вон!». Вскрик 1920-х: «Молю Бога только о том, чтобы мне нажить проклятых долларов для обеспечения жизни детей». Невыносимые для слуха челобитные 1935 года «милому Генриху Григорьевичу» (наркому Ягоде) в попытке спасти племянника. И их результат: «Тело М.В. Алексеева со следами побоев выдано на руки родственникам».

Дважды с колосников опускается огромное, несколько кривое зеркало. Зал в Камергерском, набитый под завязку мэтрами в первых рядах, студентами театральных школ на галерке, — видит в качестве хора и декорации самое себя. И эта цепочка актеров, режиссеров, театроведов, худруков и сценографов на сцене… Тут не весь «цвет российского театра» сегодня. Но — изрядная часть реально лучшего, что у нас ныне есть.

Перед финалом из люка поднимается нечто вроде суфлерской будки. Олег Табаков произносит последний монолог Станиславского (документальный, составленный из писем). Не о счастье самопознания в творчестве, боже упаси! О захламленных гримерках и неисправности поворотного круга. О крысах, которые бегают по Большой сцене, — и никто их не травит. О сломанном замке костюмерной: «Приходи и бери что хочешь!» О немытых окнах здания в Камергерском.

…Над головой О.П. сияет гроздь «шехтелевских» светильников. Один, ясно дело, перегорел.

Все это не напоминало юбилей по-советски. Скорее уж — китайский обряд поклонения алтарю предка. Все это наводило на старую, хорошо забытую, внятную когда-то Будденброкам и Алексеевым мысль: хорошая семья (читай: жизнеспособная семья, семья, умеющая себя воспроизводить в поколениях) всегда включает в себя и детей, которых любят, и дедов, которых уважают. А также дагерротип прадеда на стене и память о нем.

Среди творческих сообществ РФ-2012 театр все-таки к этой модели ближе всех.

Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ:

Для меня главная тема здесь — его одиночество и боль. Мы подняли бумаги, документы, письма. Именно те, которые относятся к последним его двадцати годам: 1918—1938. Спектакль называется «Вне системы» потому, что человек культуры не способен встроиться в варварский мир. И Станиславский не был встроен в него. Он месяцами не появлялся в театре (были такие периоды), он писал и говорил страшные вещи — и все это будет в спектакле. Возможно, получилось слишком грустно: но я год читал о Станиславском. И чем больше читал, тем лучше понимал, что фигура эта — трагическая.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow