СюжетыПолитика

Отвлекающий маневр

Скандальный законопроект просто переключил внимание россиян со «списка Магнитского» на судьбу сирот

Этот материал вышел в номере № 146 от 24 декабря 2012
Читать
Скандальный законопроект просто переключил внимание россиян со «списка Магнитского» на судьбу сирот

Не сомневаюсь, что запрет на усыновление российских сирот гражданами США придумали политтехнологи. Они неплохо просчитали, что судьба детей никого не оставит равнодушным и отвлечет внимание от других пунктов чудовищного закона, инициированного в ответ на «акт Магнитского».

Политтехнологи не ошиблись. Кто сегодня вспоминает «список Магнитского», из-за которого и разгорелся скандал? Кому теперь интересны персоны, причастные к смерти юриста Hermitage? А ведь закон называется «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации». Первоначально он тоже был персонифицирован, касался конкретных граждан США, в той или иной мере якобы имеющих отношение к ущемлению прав россиян. Но «сиротская поправка», изложенная в пункте 1 статьи 4, распространила действие закона на «неопределенный круг лиц» и означает не что иное, как презумпцию виновности. Получается, что гражданин США, пожелавший усыновить сироту из России, заведомо причастен «к нарушению прав граждан Российской Федерации»?

Серьезные проблемы создает эта поправка и для российских дипломатов. Дело в том, что 28 июля 2012 года президент России подписал Закон «О ратификации Соглашения между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей». Само Соглашение было подписано в Вашингтоне главой МИД России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Хиллари Клинтон еще 13 июля 2011 года.

Госдума России голосовала за ратификацию Соглашения 10 июля 2012-го. За принятие закона было подано 244 голоса (54,2%), против — 96 голосов (21,3%), воздержались двое, а 108 депутатов не голосовали.

Среди тех, кто вообще не голосовал, тогда были и Екатерина Лахова из ЕР, и Елена Афанасьева из ЛДПР, в декабре 2012 года предложившие ввести запрет на усыновление. А вот единоросс Евгений Федоров, один из самых яростных сторонников «закона подлецов», летом поддержал ратификацию соглашения. Как поддержал и Вячеслав Никонов, предложивший назвать закон именем Димы Яковлева. Как поддержали и многие другие депутаты. И никто из них тогда — 10 июля — не вспомнил несчастного мальчика, погибшего еще 8 июля 2008 года.

Соглашение вступило в силу. А в пункте 5 статьи 17 прописан порядок расторжения: «…действует до истечения одного года с даты, когда одна из Сторон по дипломатическим каналам уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения».

Что из этого следует? А то, что после принятия закона о запрете на усыновление российских сирот гражданами США МИД России обязан уведомить Госдеп о том, что расторгает Соглашение, которое с этого момента будет действовать еще целый год. То есть если бы подобную меру вздумали принимать всерьез, сначала нужно было бы начинать процесс денонсации Соглашения, а только потом голосовать за закон. Только почему-то кажется, что вряд ли с подобной инициативой выступили бы правительство или президент, как это положено.

Кроме того, в законотворческом угаре Госдума начисто забыла о тех десятках тысяч сирот, которые уже усыновлены гражданами США. Соглашение предусматривало, что у детей сохраняется двойное гражданство, а сотрудники российских консульских служб имеют право контролировать условия их проживания и, при необходимости, участвовать в их судьбе. «Злобные американцы», конечно, не будут чинить препятствия российским представителям, несмотря на выпад Госдумы. Но только до тех пор, пока Россия не решится действительно денонсировать Соглашение.

Только вряд ли это произойдет. Да это никому и не нужно. «Сиротская поправка» уже выполнила свою миссию — отвлекла общественное внимание от «списка Магнитского»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow