РасследованияПолитика

Судьба спасателя

Его так строят, что утонуть могут и те, кто должен будет спасать

Этот материал вышел в номере № 146 от 24 декабря 2012
Читать
Его так строят, что утонуть могут и те, кто должен будет спасать
Изображение

Сергея Кужугетовича Шойгу я теперь намерена беспокоить гораздо интенсивнее, чем за все 11 лет нашего знакомства. Потому что с Министерством обороны меня связывают еще более давние взаимоотношения, начало которым положил август 2000-го. Тогда, напомню, утонул «Курск». С тех пор все, что касается спасения подводников, — моя тема. Теперь в этой теме появился и главный спасатель России, что дает определенные надежды. Не только мне — флоту.

26 ноября вышла моя статья о том, как экс-министр Сердюков утвердил решение, пустившее на ветер около 2,5 миллиарда рублей российских налогоплательщиков. Согласно этому решению были прекращены конструкторские работы по созданию глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 — главной «начинки» необходимого флоту спасательного судна «Игорь Белоусов». Комплекс был готов на 80%, его разрабатывало конструкторское бюро «Лазурит», вложено было около миллиарда рублей. Сердюков поставил крест на разработке «Лазурита» и… выделил еще 1 млрд 380 миллионов рублей на закупку СЕРИЙНОГО ИНОСТРАННОГО ГВК-450. В этом решении был указан КОНКРЕТНЫЙ поставщик: фирма-диллер «Тетис Про». При этом, несмотря на ФЗ-94, никакого тендера не проводилось. Согласно решению Сердюкова обязанности поставщика сводились к закупке у шотландской фирмы DIVEX серийного ГВК-450 и, соответственно, к поставке и наладке этого комплекса на спасательном судне «Игорь Белоусов».

Закономерно возникает вопрос: разве семь лет назад военные чиновники, принимавшие решение о разработке глубоководного водолазного комплекса «Лазуритом», не знали, что существует иностранный аналог, да еще и серийно освоенный? Особо подчеркну: одни и те же люди подписали в 2005 году тактико-техническое задание «Лазуриту», а в 2011 году — решение о прекращении этой разработки и закупке импортного комплекса. Только теперь они уже не чиновники Минобороны. Теперь они — руководители коммерческих организаций.

Проблема, однако, в том, что серийного иностранного ГВК-450, подходящего под проект «Дельфин», на самом деле НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Сердюкову об этом писали: 1) директор КБ «Лазурит» Михаил Вайнерман, 2) директор итальянской фирмы Drass Galeazzi Underwater Technology S.r.l. Серджио Каппеллетти, 3) начальник 208-го военного представительства МО РФ Борис Кирик.

Вайнермана и Каппеллетти, чья фирма участвовала в проекте по созданию лазуритовского ГВК, Министерство обороны проигнорировало. А Борис Кирик был незаконно уволен из армии. Приказ подписал лично Сердюков. Кирик выиграл суд и восстановился в армии. И тогда Сердюков сослал Кирика служить на атомной подводной лодке в должности командира электромеханической боевой части. Причем кадровые органы Минобороны проигнорировали, что он не имеет ни соответствующего образования, ни опыта службы, не прошел проверку на предмет годности по состоянию здоровья (серьезное нарушение действующего законодательства).

Собственно, именно поэтому я и обратилась к министру обороны Шойгу. Запрос передала через личного пресс-секретаря Затулину и продублировала через управление по работе со СМИ Министерства обороны.

Прошла неделя, две. Скоро месяц. Дарье Константитовне я звоню с завидной регулярностью. Интересуюсь: передали министру запрос «Новой газеты»? Написал ли он своим красивым почерком в левом верхнем углу резолюцию: «Разобраться и доложить»? Было бы хорошо, чтобы он попросил разобраться своего заместителя Юрия Борисова, у которого на 18 декабря было назначено совещание по спасателю.

Недавно Дарья Затулина сказала, что никакого комментария министра не будет. Выясняю, что моим запросом в пресс-службе Минобороны занимается старый знакомый — Игорь Дыгало. Найти его дежурному оказалось не под силу. Тогда он записал мой телефон и сказал: «Дыгало вам обязательно позвонит». Ага…

Тем временем у замминистра Борисова совещание состоялось. На этом совещании были ТОЛЬКО представители промышленности. Заинтересованные лица. При полном отсутствии уполномоченных контролеров со стороны МО: ни 40-й институт, осуществляющий научное сопровождение проекта «Дельфин», ни военную приемку не пригласили.

На совещании выступил директор «Адмиралтейских верфей» Бузаков. В мае он подписал контракт с «Тетис Про» на поставку серийного иностранного ГВК-450. Хотя у «Тетис Про» не было никаких подтверждений существования комплекса. Таким подтверждением являлась бы согласованная спецификация на ГВК (аналог российских технических условий), сертификация иностранного комплекса на предмет сответствия требованиям ТТЗ проекта «Дельфин», а еще лучше — экспертиза, проведенная либо Военно-морской академией, либо главным штабом ВМФ РФ под контролем замглавкома по вооружению.

«Тетис Про» не представил эти документы до сих пор. Вот письмо Бузакова: «Поставщик (ОАО «Тетис-про») должен поставить серийный ГВК-450, …отвечающий требованиям ВМФ… По состоянию на 29.11.12 г. в наш адрес от ОАО «Тетис-про» не поступало никаких заключений, материалов испытаний и результатов экспертиз по применяемому импортному оборудованию в составе ГВК… Проект ТУ на ГВК в наш адрес не поступал»…

…На совещании у замминистра Борисова директор «Верфей» Бузаков, по нашим сведениям, отрапортовал, что проблем с ГВК нет. О том, что самого ГВК тоже нет и никогда не было, Бузаков, по всей видимости, промолчал.

Представитель «Тетис Про» тоже был оптимистичен. Сказал, что работа идет полным ходом, проблем нет, в сроки уложатся. Всем присутствующим на этом совещании было прекрасно известно, что «Тетис Про» разрабатывает и создает, по сути, заново не имеющий аналогов глубоководный комплекс из комплектующих западного и российского производства (причем российские образцы не серийные, а опытные, то есть не прошедшие испытания). В соответствии с российскими ГОСТами*, цикл создания и внедрения военной техники таков: технический проект, разработка конструкторской документации, изготовление опытного образца, проведение межведомственных испытаний, утверждение техусловий и принятие техники на снабжение. Несоблюдение этого, без преувеличения векового порядка — грубейшее нарушение и вообще-то подсудное дело. На АПЛ «Нерпа» именно это привело к трагедии.

Я напомню: «Игорь Белоусов» предназначается для спасения подводников из затонувших подводных лодок. Но именно сейчас закладываются все предпосылки для того, чтобы утонули и те, кто должен будет спасать.

…— Раз нет проблем — продолжайте работать! — напутствовал заместитель министра обороны Юрий Борисов.

* СРПП ВТ — система разработки и постановки на производство военной техники.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow