СюжетыПолитика

Брак по нужде

Итоги саммита ЕС — Россия: стороны не сблизись ни по одному из принципиальных вопросов

Этот материал вышел в номере № 146 от 24 декабря 2012
Читать
В тридцатый раз (а именно столько саммитов было в истории отношений новой России с Европейским союзом) на встрече в верхах, которая состоялась в пятницу в Брюсселе, за чехардой цифр, текущих проблем и взаимных претензий витал извечный вопрос: о месте России в мире.

В тридцатый раз (а именно столько саммитов было в истории отношений новой России с Европейским союзом) на встрече в верхах, которая состоялась в пятницу в Брюсселе, за чехардой цифр, текущих проблем и взаимных претензий витал извечный вопрос: о месте России в мире. О том, куда она дрейфует: к евроатлантическим демократиям или азиатским автократиям. Неважно, шла ли речь о поставках российского газа или отмене виз, обязательствах по ВТО или правах человека.

Глава исполнительной коллегии ЕС Жозе Мануэл Баррозу назвал отношения между объединенной Европой и Россией «взаимозависимостью по нужде», выразив надежду, что когда-нибудь мы придем к «взаимозависимости по выбору». Это как вынужденный брак и брак по любви.

Судя по антизападной риторике, которая культивируется в России, и ответному недоверию европейской политической элиты к большому восточному соседу, до любви пока далеко. Можно говорить о браке по расчету. Поэтому антизападной риторики со стороны Владимира Путина и его команды на саммите в Брюсселе, в общем, не звучало.

Европейские участники отмечали, что 55 процентов российского экспорта (в основном газ, нефть и сырье) идет в ЕС. Доля товаров из Евросоюза в российском импорте составляет 35 процентов.Товарооборот растет и в прошлом году составил 308 миллиардов евро. 75 процентов прямых иностранных инвестиций в России - европейские. И та, и другая стороны заинтересованы в дальнейшем расширении торгово-экономических отношений. Мол, мы обречены на сотрудничество. Но мешают разные представления о том, какой должна быть экономика и какое место в ней принадлежит государству.

Начатые в 2008 году переговоры о новом базовом соглашении, которое должно стать правовой основой отношений, зависли на неопределенное время. Официально это называется «технической паузой». Причем, причина не в разногласиях по «общим ценностям», таким как верховенство права, демократические права и свободы, которые ЕС хочет включить в документ, а по торговому разделу. Брюссель говорит, что Россия хотя и стала в августе полноправным членом ВТО, не соблюдает обязательств. Москва в общем-то и не опровергает этого, заявляя в ответ, что российская экономика должна еще адаптироваться к непривычным для нее условиям ВТО.

Традиционно спорили по «третьему энергетическому пакету» ЕС, закону, который мешает дальнейшему внедрению «Газпрома» в европейский энергетический рынок. Страсти выплеснулись за пределы переговорного зала. Когда Баррозу, прочтя краткую лекцию о рыночной экономике и свободной конкуренции, уже было закрыл совместную пресс-конференцию, Владимир Путин перебил его, оставив последнее слово за собой.

Пресловутый «третий пакет» предполагает либерализацию энергетического рынка, расчленение бывших государственных энергетических монополий и равный доступ всех компаний к энергетической инфраструктуре. «Газпром», привыкший работать по долгосрочным контрактам, заключенным еще в советское время, не вписывается в эту схему. Путин обвинил ЕС в том, что он нарушает статью 34 действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года, в которой говорится о «неухудшении» условий коммерческой деятельности на территориях друг друга. По его словам, европейцы начали «конфискацию российских инвестиций».

Глава «Газпрома» Алексей Миллер вообще видит будущее не в Европе, а в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но пока приходится работать в основном с капризной старушкой Европой с ее предрассудками против госмонополий.

О визах и безвизовом будущем Путин говорил с обидой уязвленного самолюбия: какие-то там Гондурас и Маврикий имеют соглашения с ЕС о безвизовом обмене, а граждане России, которые ежегодно оставляют в магазинах и бутиках Европы более 18 миллиардов евро, вынуждены хлопотать о визах. Очевидно, он имел в виду те несколько процентов россиян, у которых есть загранпаспорт и которые увлекаются шоппингом в Лондоне и Милане.

Европейцы уклонились от разговора о сроках отмены виз, назвав это долгосрочной целью, и предпочли говорить об облегчении визового режима. Баррозу отметил, что в прошлом году гражданам россиянам было выдано 5265 тысяч шенгенских виз, причем четверть из них многократные. То есть визовая система работает и ее можно совершенствовать.

ЕС готов подписать новое соглашение. Оно расширит круг людей, которые смогут получать пятилетние визы: члены официальных делегаций, бизнесмены, журналисты, представители организаций гражданского общества, студенты и те, кто регулярно ездит в Европу. Оно предполагает бесплатные визы для детей, участников молодежных мероприятий, НКО, сократит пакет документов для получения визы и ускорит оформление до трех дней…

Он обошел молчанием требование Москвы отменить визы для обладателей служебных паспортов (государственных чиновников), из-за которого это соглашение до сих пор не подписано.

По словам Путина, Россия выполнила все технические требования ЕС для полной отмены шенгенских виз для своих граждан. Мяч на стороне европейцев, вопрос только лишь политической воли руководителей стран союза. Она есть далеко не у всех 27, но Москва согласна подождать.

Политическая воля – материя тонкая, даже эмоциональная, зависит от симпатий и антипатий. Между тем, как сообщил председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей, на саммите Путину вновь задавались традиционные вопросы о свободе гражданского общества в России, о соблюдении прав человека, об уважении территориальной целостности Грузии, о расследовании дела Магнитского…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow