СюжетыПолитика

Мундиров много — чести за ними нет

К чему Путин затеял «возрождение имен прославленных полков»?

Этот материал вышел в номере № 144 от 19 декабря 2012
Читать
К чему Путин затеял «возрождение имен прославленных полков»?

Единственная конкретная военная реформаторская идея, предложенная Владимиром Путиным в президентском Послании, оказалась неожиданной: «Возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох: и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семеновский полки». Новому министру обороны Сергею Шойгу приказано представить «соответствующие предложения».

В современной России полно всяких самозваных ряженых: казаков из спальных районов, дворянских собраний сомнительного происхождения и прочих симулякров. Теперь назовут какую-нибудь бригаду несчастных призывников и вечно пьяных контрактников «гренадерами» или «мушкетерами», будто бы в рамках возрождения традиций Петра I.

Диктаторы часто без зазрения совести приватизируют древние прославленные имена. Например, покойный Саддам Хусейн назвал 1-ю танковую дивизию своей элитной Республиканской гвардии «Хаммурапи» по имени древнего месопотамского царя-законодателя, а 6-ю механизированную дивизию — «Навуходоносор», по имени вавилонского царя-завоевателя, который взял Иерусалим, разрушил храм и изгнал евреев с их родной земли. Но Саддама все равно повесили, а Республиканская гвардия разбежалась. В Москве одно время, пытаясь спасти старый автозавод АЗЛК, стали делать тачки «Князь Владимир» и «Святогор», но машины с гордыми именами толком так и не поехали, а завод разорился.

Петр I всерьез пытался ввести известную в Европе, особенно популярную в Англии и Швеции, полковую систему организации войска, или Regimental System. Петр почитал шведов, разбивших его наголову под Нарвой, своими учителями в военном деле, а сегодня именно шведский гвардейский полк Svea Livgarde, основанный в 1521-м, почитается самым старым из продолжающих непрерывно существовать до сего дня в мире. В Regimental System части известны прежде всего по именам, а не номерам, у них собственные цвета, полковые праздники и традиции, полковые марши и свое кредо (у Svea Livgarde — Possunt nec Posse Videntur — «Могут невозможное»). Новобранцев в полки нередко набирают из определенной местности. Переход солдат и офицеров из полка в полк совершено не приветствуется: это, к примеру, как если бы деятеля из руководства болельщиков «Зенита» высшее футбольное начальство отправило бы в состав спартаковской «Фратрии».

Regimental System в идеале придает частям и соединениям необыкновенную стойкость и взаимовыручку в бою, но есть также у системы недостатки: значительная и надолго утрата боеспособности в результате серьезных боевых потерь из-за невозможности оперативно расформировывать, сливать и переформировывать части. Кроме того, Regimental System порождает постоянное соперничество и занудное местничество между частями. Например, в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) солдаты элитных пехотных бригад «Голани» («коричневый берет») и «Гивати» («фиолетовый берет») не больно друг друга любят.

В советскую эпоху полковую структуру императорской армии целенаправленно уничтожили. Хотя сохранялись почетные наименования и гвардейские звания со времен Великой Отечественной, смысла в них было немного. Полки превратились в проходной двор: офицеров постоянно перемещали по всей стране из гарнизона в гарнизон, из части в часть. Призывников из разных регионов специально перемешивали и сегодня перемешивают, опасаясь этнического и регионального сепаратизма, в котором и Путин, судя по Посланию, продолжает видеть угрозу. Региональные политические объединения запрещены, не то что местные полки и бригады, поскольку Россия только по названию «федерация». Конечно, землячество из Вооруженных сил никуда не делось, но оно является не спаивающей, а сугубо разрушительной силой — основой криминальных неуставных конфликтов в казармах, куда насильственно загнаны солдаты из разных мест.

У Regimental System нет адекватного эквивалента в современном живом русском языке. То есть мундиров всяких в стране много, а полковой чести за ними нет. Понятно, надо, чтобы в боевых частях служили только добровольцы, прошедшие суровый отбор и конкурс человек 5—10 на место, а самым страшным наказанием за проступок было бы увольнение без чести, с лишением полковых (бригадных) знаков различия. Но для этого надо то ли страну менять, то ли хотя бы режим. Кстати, Преображенский и Семеновский полки — лейб-гвардейские, и при нынешней формально республиканской форме госустройства они вовсе как-то неуместны. Впрочем, может, именно к этому Путин и ведет, может, надоела возня с рокировками и переизбраниями: будет престол, на нем государь-помазанник, рядом патриарх, госсовет и лейб-гвардия. А Медведева можно усыновить, чтобы сидел цесаревичем Дмитрием и не рыпался еще лет 20.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow