Чрезвычайному и Полномочному Послу Соединенных штатов Америки в Российской Федерации г-ну М.Макфолу
Ваше превосходительство!
Принятие Конгрессом США «Акта Магнитского» (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act) ознаменовало важную веху в пока, увы, ограниченных усилиях, предпринимаемых правительством США в борьбе с глобальной коррупцией. Этот закон, согласно опросам общественного мнения, поддержан большинством простых граждан России. Они понимают, что речь идет не об «антироссийской акции», а стремлении наказать мошенников и коррумпированных «оборотней в погонах», которые участвовали в хищении миллиардов рублей из государственного бюджета и остались безнаказанными. Именно это ценой своей жизни расследовал Сергей Магнитский. Могу лишь сожалеть о реакции МИДа и Госдумы России, хотя, уверен, в аналогичном случае американская реакция также была бы эмоциональной и не отличалась логикой. Это наследие «комплекса сверхдержав» времен холодной войны, от которого нашим странам пора отказаться.
Следовало бы признать, что «дело Магнитского» - лишь один из многочисленных эпизодов деятельности национальных, международных и российских мошенников и коррумпированных чиновников, причем далеко не самый масштабный. По оценкам международной организации Tax Justice Network, аферисты от бизнеса в связке с высокопоставленными должностными лицами с бизнес-интересами (сокращенно - ДолБины), за последние 15 лет похитили и вывели из России не менее 700 млрд. долларов. Но это не более чем 5% от 25 трлн. долл., похищенных и отмытых во всем мире. Эта сумма, на которой паразитирует глобальная финансовая олигархия, составляет примерно 50 процентов ВВП планеты!
Наиболее резонансные «дела» последних лет в России и СНГ – вывод средств из Банка Москвы (более 4 млрд.долл.), БТА-банка (6 млрд.долл.), Межпромбанка (3 млрд. долл.), ВТБ, банков «Глобэкс» и Связь-банк (около 3 млрд. долл.), группы банков ВЕФК (более 1 млрд. долл.), Конверсбанка (более 0,7 млрд. долл.), Универсального Банка Сбережений (около 1 млрд. долл.), группы «банков Урина» (более 0,5 млрд. долл.), Финансово-лизинговой компании (около 0,4 млрд. долл.), банка Электроника (0,4 млрд. долл.), Росукрэнерго (около 4 млрд. долл.), Россельхозбанка, Оборонсервиса (около 0,25 млрд. долл.), Росагролизинга (около 1 млрд.долл.), банка «Российский капитал» (0,2 млрд. долл.) и т.д. Это сложные аферы, подобные делам Б.Мейдоффа и А.Стэнфонда, Кервеля из банка Societe General и уроженца Ганы Квеку Адо из UBS, афер с Subprime debt, HSBC, Standard Chartered Bank, Goldman Sachs и т.д.
Попытки СМИ, общественности и правоохранительных органов во всем мире пресечь противоправную деятельность и вернуть похищенное всякий раз наталкиваются на одно и то же препятствие: коррупционеры и мошенники выводят похищенные средства в иностранные юрисдикции, после чего уезжают за рубеж, где нередко объявляют себя ни много ни мало политическими беженцами. Они получают «krysha» ведущих юристов, оффшорных юрисдикций и инвестбанков. Суды против них стоят минимум 15 процентов от похищенного, и многие годы судебных разбирательств, результат которых не гарантирован. Жулики заявляют, что на родине подвергаются преследованиям за свои политические взгляды, хотя об их взглядах ранее либо не было ничего известно, либо они полностью поддерживали курс действующей власти (случай с А.Бородиным, бывшим мэром Москвы Ю.Лужковым и его супругой).
К сожалению, одной из «тихих гаваней» стали сами Соединенные Штаты Америки. Так, именно в США нашел прибежище бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов, который вместе со своей женой Жанной Буллок организовал многомиллиардные хищения бюджетных средств, выделенных на строительство объектов социальной инфраструктуры, в том числе школ и детских садов, причем в этом деле фигурируют убийства. Кузнецов и Буллок являются гражданами США (Буллок приобрела гражданство в 90-е годы, оформив фиктивный брак с американцем, а Кузнецов натурализовался благодаря тому, что стал ее мужем), что является препятствием к их экстрадиции. Но что мешает задействовать против этих мошенников The Foreign Corrupt Practices Act? Материалы о противозаконной деятельности этой пары опубликованы в ведущих изданиях. Или еще один пример – Ашот Егиазарян, бывший депутат Государственной Думы, скрывающийся от правосудия на территории США. Этот гражданин руководил организованной преступной группировкой, занимавшей шантажом и вымогательством, а впоследствии стал организатором многочисленных афер на строительном рынке. Сегодня он проживает в Калифорнии и пытается получить статус политического беженца. Почему бы не применить в этом случае закон RICO - The Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act? Я лично стал в свое время жертвой его преступной деятельности и готов дать показания в американском суде.
Отдельно коснусь расследования газеты «Нью-Йорк таймс» (лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Косьеньевски) относительно проделок с налогами в США компании General Electric. Получив в 2010 г. чистой прибыли 10 млрд. долл., вместо налога в 35 процентов GE добилась… налогового вычета в 3,4 млрд.долл. Это - глобальная (читай – оффшорная) корпорация, которая считается иконой бизнеса США! Конечно, при таком фискальном подходе бюджет страны будет трещать по швам от дефицита. Вы и администрация страны удивитесь, какую интересную деятельность ведут многочисленные правнучки этой глобальной компании в оффшорных юрисдикциях (например, ее дочерние банки в России и Латвии).
Давайте поставим вопрос шире, ведь речь идет не только и не столько о преступниках из России. Коррупция и мошенничество в международном масштабе не были бы возможны, если бы в интересах злоумышленников не работала целая индустрия по выводу, сокрытию и отмыванию «грязных денег». К их услугам многочисленные оффшорные юрисдикции, «гавани», специальные «инвестбанки», десятки тысяч лучших адвокатов, номинальных директоров фирм. Об этой индустрии недавно писала британская The Guardian.
Если человек похитил более 1 млрд. долларов и уехал такую «гавань», привлечь его к ответственности становится практически невозможно. Чем больше крадешь, тем меньше шансов на неотвратимость наказания.
Представьте себе, что американский мегамошенник Бернард Мэйдофф вовремя озаботился бы «запасным аэродромом», вывел бы украденные у инвесторов своего фальшивого фонда деньги в оффшоры в Калмыкии, а в момент банкротства сбежал в одну из недружественных к США стран, где объявил себя политическим беженцем и противником «режима США». У Вас есть сомнения, что при таком развитии событий он сейчас не отбывал бы 140-летний срок в тюрьме Северной Каролины? Он жил на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая, подобно бывшему руководителю Киргизии Бакиеву (Беларусь), бывшему владельцу Межпромбанка Пугачеву (Монако-Великобритания), известному «девелоперу» Полонскому (Камбоджа) или мошеннику-банкиру Аблязову (ОАЭ).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Повторюсь, упомянутая Tax Justice Network оценивает объем «грязных денег», похищенных в разных странах мира и спрятанных на секретных счетах в 25 трлн. долларов – половину мирового ВВП. Это мина незамедленного действия под мировой финансовой системой. По подсчетам Европейской комиссии, только на территории Европы в прошлом году нашли пристанище 1,2 трлн. евро преступных доходов («illegal proceeds»), из которых итальянских – 150 млрд. долл. Финансовая олигархия представляет собой огромную угрозу стабильности мировой экономики. Она «крышует» глобальную коррупцию, которая лишает будущего целые народы Азии, Европы и Америки, подобно апартеиду. Это сравнение у нашей газеты не так давно вежливо позаимствовала для своей речи в одном из университетов госсекретарь США Хиллари Клинтон. Но неужели эта речь – всё, что можно сделать?
По моему убеждению, противостоять этому «новому апартеиду» можно только совместными усилиями передовых держав, часть которых, увы, сами стали землей обетованной для коррупционеров и мошенников со всего света. Необходимо прекратить практику предоставления убежища грязным капиталам и расчистить авгиевы конюшни оффшоров, сделав практику номинального владения противозаконной. Об этом в 2009 г. на саммите «Большой восьмерки» говорил бывший премьер Великобритании Гордон Браун. Именно этим, не так ли, должна заняться сеульская «комиссия по глобальной коррупции» «Большой двадцатки»? Почему не работает новый закон США об «illegal proceeds», принятый в 2010 году? А какой результат возымели усилия ООН? Почему до сих пор не ратифицирована соответствующая директива Евросоюза?
Следует инициировать создание на межгосударственном уровне организации, наделенной широкими полномочиями по проведению расследований преступлений в сфере коррупции и мошенничества, связанных с трансграничным перемещением фигурантов и их капиталов. Надо сократить и удешевить путь по возврату похищенных и отмытых денег – ведь Минюст США уже 10 лет не может вернуть украинскому народу украденные деньги, похищенные бывшим премьером Украины Павлом Лазаренко! Полагаю, что эти предложения могли бы войти в повестку дня очередного саммита «Большой двадцатки» G20. И российская сторона их готовит.
Прошу Вас довести мое мнение до Государственного департамента и Министерства Юстиции США.
В надежде на ответ.
С уважением,
Александр Лебедев
д.э.н., издатель независимых газет
От редакции. Редакция «Новой газеты» поддерживает предложение своего акционера.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68