Черный мо́тор, что ж ты вьешься…
Характерная черта финского импровизационного триоBlackMotorзаключается в том, что хотя основная линия их творчества — серьезный джаз, его наполняют огромные любовь и знание многих других жанров: от блюза, регги и рок-н-ролла до финских эстрадных шлягеров и различных этнических стилей. Сегодня вечером горячие джазмены из Финляндии выступят в культурном центре ДОМ. Говорят, это самый трудолюбивый и самый свободный из джазовых коллективов родины муми-троллей.
Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4.Начало в 20.00.
Наша Родина — СССР!
Ностальгические форумы с собраниями картинок, передающих предметный мир советского прошлого нашей страны, давно стали заметной частью Рунета. Знаете, такие, в духе «Вы родились в Советском Союзе, в 1970-е, в Урюпинске (нужное подчеркнуть), если…». Открывшаяся сегодня в Манеже выставка «Советский дизайн 1950—1980»предлагает насладиться подобной игрой в полной мере. СССР как образ жизни, быт и праздники строителей коммунизма, культовые предметы дизайна и приметы большой эпохи — все это широко представлено и хорошо узнаваемо, называть отдельные предметы просто нет смысла. Разделы выставки затрагивают различные аспекты жизни и материальной культуры советского гражданина: мир детства и игр, спорт и массовые мероприятия, досуг и хобби, обустройство домашнего быта, образование, наука и индустриальное производство. Впрочем, организаторы предлагают увидеть во всем этом не только милые ретровещицы «родом из детства», но результаты системного, функционального, эстетического и гуманистического подхода к дизайн-проектированию и декоративно-прикладному искусству. Что ж, это можно.
Манежная пл., 1.До 20 января.
1 декабряв Московском международном доме музыки играет Максим Венгеров, один из, пожалуй, самых известных, удачливых и высокооплачиваемых скрипачей в мире. В том смысле, что он играет «Крейцере» работы Страдивари смычком легендарного Яши Хейфеца и получает номинации Grammy одну за другой. При этом его дирижерская карьера тоже уверенно набирает обороты. В 2007 году виртуоз объявил, что оставляет сольную карьеру — ради дирижирования, благотворительных проектов и расширения педагогической деятельности, но через несколько лет вновь появился на московской сцене со скрипкой в руках. Завтра он будет солировать в своем коронном концерте для скрипки с оркестром ре-мажор Брамса. Партнерами Венгерова станут Госоркестр России им. Светланова и Ион Марин, австрийский дирижер румынского происхождения, известный российской публике благодаря многолетнему сотрудничеству с Национальным филармоническим оркестром.
Космодамианская наб., 52, стр. 8.Начало в 19.00.
В Мульмедиа Арт Музеесегодня открылась экспозиция «Чарли Чаплин»— первая в мире большая выставка, основанная на семейных архивах одного из самых влиятельных и знаменитых деятелей кино, обладателя почетной премии «Оскар» «за бесценный вклад в то, что в ХХ веке кинематограф стал искусством». Фотографии, фрагменты из фильмов, документальные материалы и киноафиши подробно расскажут о легендарном актере и режиссере, его образах и мифе, созданном вокруг его личности. Более 200 снимков, сделанных на съемочных площадках и в студиях, поданы так, что, разглядывая их, зритель словно видит кадры фильма. Впервые публично выставлен уникальный Кистоунский альбом, названный по имени студии Keystone, где Чаплин начинал работать в 1914 году. На каждой пластинке можно увидеть фотограмму с рукописным текстом, описывающим историю создания первых 35 короткометражек, в которых играл Чаплин. Здесь прослеживается постепенное развитие персонажа Чаплина, как и на оригинальных киноафишах, составляющих еще один раздел выставки. Знаменитый чаплиновский образ «маленького бродяги» стал культовым персонажем не только в кино, но и в искусстве 1910—1920-х годов. Воплощая многие основополагающие концепции различных течений авангарда, образ Чаплина вдохновлял целый ряд художников, и результаты этого вдохновения, например, от Фернана Леже, также можно увидеть в новой экспозиции музея. Наконец, на 15 экранах и 8 проекторах демонстрируются отдельные фрагменты чаплиновских фильмов. Стоит сходить, конечно.
Ул. Остоженка, 16.До 17 февраля.
Группа АВИА(или «Анти Вокально-Инструментальный Ансамбль») даже в свои «золотые годы» не блистала музыкально, хотя и имела в активе несколько хитов, вроде «Я не люблю тебя», «Весенняя массовая», «Голова как мозоль». Их сильной стороной были массово-наступательное исполнение и визуальная эстетика концертов, сконструированная из элементов буффонады, пантомимы, гимнастики, танца и собственно песен и следовавшая духу выступлений делегатов на партийных съездах и букве советского авангарда 1920-х с его парадами физкультурников, наследовавшая конструктивистам, театру Мейерхольда, синеблузникам — и всему искусству первых послереволюционных лет. Поэтому неудивительно, что, как только коллектив покинул пластичный Антон Адасинский, а за ним шоумен Марат Тимергазов, группа в начале 1990-х была законсервирована. В прошлом году музыканты достали консервный нож. В этом, а именно 1 декабря, состоится уникальный концерт группы в Политеатре, в котором, обещают, будет воссоздана атмосфера грандиозных АВИАвских шоу конца 1980-х — с участием духовой секции, Адасинского и Физкультурной группы им. 1000-летия Октября.
Новая пл., 3/4, подъезд № 9.Начало в 19.00.
Сделано в Скандинавии
Центр дизайнаArtPlayпроводит 1 и 2 декабряфестиваль-ярмарку скандинавской культуры и искусства, состоящий из двух частей. ScandinavianWave— это музыкальное действо с участием проекта Blue Foundation, известного слушателям саундтреком к «Сумеркам», бьоркообразной группы Under Byen из Дании, чья песня Plantageзвучит в одном из лучших музыкальных видео за всю историю видеоклипов (его сделал дизайнер Якуб Дворски), невероятного и многогранного исландского коллектива Mum, а также Алины Орловой (она вообще-то из Литвы), норвежца Einar Stray и нашего композитора-минималиста Миши Мищенко. ScandinavianWeekend— это развлекательные программы для всей семьи, от кинопросмотров и участия в мастер-классах до совершения покупок на скандинавской ярмарке. Программа лекций и семинаров отмечена выступлениями таких знаковых фигур североевропейских стран, как Синдри Элдон (музыкант и журналист, сын Бьорк), Лилья Биргисдоттир (художник-иллюстратор, автор обложек исландских коллективов, как Sigur Rós, Amiina, Pascal Pinon и Jónsi), легендарный Годдур (профессор Академии искусств в Рейкьявике, декан факультета графического дизайна), и других. Вход на большинство мероприятий — свободный.
Нижняя Сыромятническая, 10.
Музыкант
Константин Никольский— автор значительной части песен группы «Воскресение» периода расцвета, включая знаменитого «Музыканта», когда заезженные магнитофонные пленки звучали едва ли не в каждой московской квартире. Помимо культового «Воскресения» Константин поработал в таких коллективах, как «Цветы», группа Стаса Намина, «Фестиваль», «Зеркало мира». Примерно с начала 1990-х Никольский выступает сольно, как в концерте 3 декабря в клубе «Гнездо глухаря».
Цветной бульвар, 30.Начало в 20.00.
Что ни говори, а славу Джону Кейджу принесла тишина. Композитор — пионер алеаторики, интересовавшийся «некомпозиторскими» технологиями, построенными на буддистских принципах недеяния и использовании шумов, он стал известен благодаря пьесе 4’33’’, в которой, кроме открытой крышки рояля, нет ничего. Сегодня критики называют Кейджа одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ столетия, что симптоматично, и в год его 100-летнего юбилея выставки и концерты проходят повсюду. Вот и в фонде культуры «Екатерина»(ул. Кузнецкий Мост, 21/5, подъезд № 8, вход с ул. Б. Лубянка) открылась выставка «Молчаливое присутствие», посвящена влиянию на художественную культуру таких идей и экспериментов Кейджа, как перформативность, метод случайных действий, серийность и т.д. Поскольку сам композитор говорил: «Если хотите написать музыку — исследуйте <Марселя> Дюшана», рисунки знаменитого дадаиста к его знаменитому «Большому стеклу» занимают центральное место в экспозиции. Кроме того, в экспозиции представлены графические работы Кейджа, включая визуальные партитуры. А 6 декабря в зале «Глобус» театра «Школа драматического искусства»состоится концерт, в котором будут исполнены произведения разных композиторов, посвященные Кейджу, в частности «Фортепианный квинтет» (1985) Мортона Фельдмана и «Оммаж Джону Кейджу» Владимира Мартынова. Исполнять будет ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко, аутентичная стилистика которого объединяет различные традиции — от авангарда до архаичного фольклора.
Ул. Сретенка, 19.Начало концерта в 19.00.
6 декабря в СК «Олимпийский»в сопровождении симфонического оркестра выступит с концертом-презентацией альбома La nave va Алессандро Сафина,итальянский тенор, известный не только достижениями в области классической музыки, но и совместными выступлениями с Сарой Брайтман и Элтоном Джоном. Сам певец свой стиль называет «оперный рок», и, если рассматривать это как своего рода популяризацию оперного искусства, все не так плохо.
Олимпийский пр-т, 16, стр. 1.Начало в 20.00.
Арт-глобус на «Платформе»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Платформа» на «Винзаводе» представляет проект «Диалоги»в 12 событиях за четыре дня — с 6 по 9 декабря. Это будет «искусство нон-стоп», объединяющее в себе театр, музыку, танец и медиа, для которого «Цех белого» превратится в мультиплекс из нескольких площадок, на которых друг за другом пройдут спектакли всех «платформенных» направлений. В частности, можно будет увидеть постановку латышского режиссера Владислава Наставшева «Мальчики пахнут апельсинами» и премьеру спектакля выпускника Школы-студии МХАТ Ильи Шагалова FunnyDreamпо Достоевскому. Своими новыми работами CodeUnknownи «Страна Проживания» компания «Диалог Данс» представит направление «Танец». А «Музыка» сформируется из четырех больших концертов, в которых прозвучит как классика авангарда XX века, так и произведения, написанные современными композиторами специально для «Диалогов». Отдельные события проекта будут проходить на «Платформе» один за другим, как сеансы в кинотеатре. Каждый день зрителей ждет три показа: в 19.00, 20.30 и 22.00. Поэтому, планируя свой вечер, можно будет остановиться только на одном событии или же посетить все три. Билет на каждое мероприятие стоит 200 рублей.
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6.
Призраки Огурцова
Совриск в виде прожженных в бумаге дыр и всяких-разных прочих инсталляций — обрывков культурного наследия в Галерее 21 — это персональная выставка художника-философаСергея Огурцова «Элементы теории призраков». Чтобы понять, что именно он хочет вам показать, придется читать паратекст под каждым из объектов, что, впрочем, понимания не гарантирует. Но в целом выставка складывается в некую эстетическую совокупность, в которой фрагменты статей, изувеченных цензурой, артефакты, снабженные неверным толкованием, якобы извращающим замысел художника, и призрачные запреты Системы — скажем, политической, — складываются в абстрактные скульптуры и замутненные тексты, которые, как говаривала Алиса, наводят на всякие мысли, только непонятно, какие.
Пуговишников пер., 11, стр. 3.До 19 декабря.
Русские корни буддизма
Название проекта художника Германа Титова «Русские корни буддизма» вStellaArtFoundationапеллирует отнюдь не к исторической достоверности, а к традиции абсурда в русском искусстве XXвека, в границах которой находится и школа московского концептуализма. Выставка включает в себя серию картин с псевдобуддийской символикой, а также видеофильмы и фотоинсталляцию, построенные на аутентичном российском материале. В целом она представляет как бы монументальный шифр, составленный из внешне разнородных визуальных образов, или же, по выражению самого художника, «дзен-буддистский коан», на тему дороги, пути — как в пространственном, так и экзистенциальном смысле.
Скарятинский пер., 7.До 20 января.
Анти/советчик
— Человек театра, буду говорить о театре. Мне кажется, что самое большое событие предстоящей недели — открытие сезона Театра им. Ермоловой под художественным руководством Олега Меньшикова. Сразу пять премьер! Вот это да! Олег, как всегда, — на высоте! Итак: «Самая большая маленькая пьеса» 1-го и 2 декабря — по мотивам рассказов Чехова, с Валентином Гафтом и Владимиром Андреевым в главных ролях. Постановщиком спектакля выступил Родион Овчинников, так же, как и в спектакле «Одесса 913» по Бабелю, который будет идти 4 декабря. На следующий день, 5 декабря, нас ждет уже нашумевший музыкальный спектакль Меньшикова-режиссера — «Оркестр мечты. Медь», в котором он выступил и главным исполнителем. Я видела многие спектакли «Театрального товарищества 814», в постановке «Кухня» была занята, и безумно рада, что Олег, художник легкого дыхания, с редким вкусом и современным видением театра, — получил возможность максимально реализовать его творческий потенциал! Думаю, что выбор постановок будет безупречным. Это относится к еще двум премьерам 6-го и 7 декабря: соответственно «Фотофинишу» по пьесе Питера Устинова, где играют Владимир Андреев и Татьяна Рудина, и «Всюду жизнь» — пластического спектакля-притчи.
Конечно, яркие спектакли на неделе будут идти и в других театрах. Два потрясающих спектакля Камы Гинкаса в Московском ТЮЗе: «Нелепая поэмка» 5-го числа по мотивам главы «Великий инквизитор» из «Братьев Карамазовых» Достоевского, с музыкой невероятного Александра Бакши, и «Шуты Шекспировы» 6-го — пронзительно новое прочтение классики, здесь шуты — короли, а короли — шуты, что суть одно и то же. Фейерверк фантазии, невероятная парадоксальность режиссерских ходов. В обеих постановках занят прекрасный Игорь Ясулович, в «Шутах…» играет Валерий Баринов, весь актерский ансамбль вызывает восхищение. Если вы ждете от театра потрясения — идите на Гинкаса.
Безусловно, стоит сходить 6 декабря в Театр им. Моссовета на «Кастинг»с несравненной Аллой Сигаловой в главной роли. Это адаптация бродвейского мюзикла Chorus Line, где действие перенесено на русскую почву. Атмосфера наших дней, узнаваемые персонажи, вкусный юмор и непосредственность персонажей. Спектакль получился свежий, остроумный, живой. Я видела «оригинал» в Бостоне — но моссоветовская версия произвела намного более сильное впечатление. Финальный танец Аллы Сигаловой — это взрыв неба. Такой высоты и трагичности в современном танце я до этого не видела.
А в Школе драматического искусства 6 декабря — «Человеческий голос»Жана Кокто на музыку Франсиса Пуленка. Это моноспектакль для публики, которая не боится иного, остроты блюда, изысканности наслаждения. Режиссер Игорь Яцко вместе с художником Игорем Поповым создали этот стильный спектакль. В главной роли — Мария Зайкова, ее исполнение сложнейшей авангардной музыки — просто брильянт. Еще одна актерская работа, о которой хочу сказать, — это Вера Кузьминична Васильева в премьере «Пиковой дамы» в Малом театре. Какая актриса! Мощная, гротескная, чарующая и пугающая — такая разная — и колючая, и нежная! Но восторг вызывает не только ее талант, но и ее отвага Художника, не боящегося новых красок и жизненных виражей. Волшебная актриса. Пушкин был прав: она и сейчас красавица! Во многих смыслах этого слова.
Про спектакли, на которые ходить не стоит, мне, как человеку, который варится в театральной «кухне», — говорить неэтично. Я и не буду. Скажу, что даже в такую погоду, как сейчас, не стоит сидеть дома, у телевизора. Лучше погулять по Москве, например. Но и не стоит ходить в такие места — кафе или клубы, — где на входе стоят мрачные поперек себя шире мужчины в черных костюмах, оглядывающие вас с ног до головы. Это не настоящая Москва. Настоящая, она открытая, теплая и дружеская.
Мелочь, а приятно
Про медведей
С 6 по 9 декабря в галерее на Тишинской площади, 1, пройдет выставка-праздникHelloTeddy!, на которой будет представлено большое разнообразие знаменитого медвежонка Тедди: куклы, картинки и прочие «ми-ми-ми». Не может не радовать проводящийся в рамках выставки проект «Внутренний мир медведя», который на самом деле посвящен тем материалам, из которых художники делают своих плюшевых друзей. А между тем в ГУМе (Красная пл., 3) открылась экспозиция «Поможем белым мишкам вместе!», призванная обратить внимание общественности на проблему угрозы исчезновения белых медведей. Разные известные и не очень фотографы делают это посредством того, что снимают «звезд» шоу-бизнеса. Вход в ГУМ — бесплатный.
Кроме того
«Наивняк»
Лекторий журнала «Знание — сила» продолжает посевную разумного, доброго, вечного: сегодня вечеромкритик, поэт и филолог Данила Давыдов в клубе «Русского журнала»прочтет лекцию «Наивное искусство и литературный авангард», в ходе которой расскажет об истории увлечения деятелями русского авангарда наивным искусством, о малоизвестных нынче поэтах и признанных мэтрах. После лекции, как ожидается, выступят как раз наивные и не очень поэты. Вход свободный.
Малый Гнездниковский пер, 9/8, стр. 3а.Начало в 19.00.
19 декабря, «Блаженство»*
Творческий вечер Дмитрия БЫКОВА
К 45-летию автора
Дмитрий Быков о вечном — любви, счастье, блаженстве.
В исполнении Дмитрия Быкова прозвучат стихи разных лет: лирические и трогательные, смешные и пронзительные, малоизвестные и очень известные.
А также совсем новые стихи, написанные специально к этому вечеру.
Быть должен интерьер для двух персон, И две персоны в нем, и полусон: Все можно, и минуты как бы каплют, А рядом листья в желтой полосе, Где каждый вроде мечется — а все Ликуют или хвалят, как-то так вот…
*Блаженство — полное и невозмутимое счастье; наслаждение.(С. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»)
Билеты в кассах Концертного зала им. Чайковского (тел. 495 232-53-53) и онлайн на сайте http://www.pryamaya.ru/www.pryamaya.ru
http://www.youtube.com/watch?v=ng1GQENhMAhttp://www.youtube.com/watch?v=ng1GQENhMA — видеоанонс
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68