
15 ноября был опубликован список номинантов «Золотой маски-2013». В него не попал ни один самарский театр, ни один спектакль, ни один актер.
В краеведческом музее Самары есть зал истории музыкальной культуры. Помимо всего прочего его стены украшает вполне уже историческая афиша: 1987 год, приглашение к общественной дискуссии на тему «Есть ли будущее у оперы». Двадцать пять лет спустя общество не задается таким вопросом. Будущее у оперы, разумеется, есть, вяло соглашаемся мы. Вот только какое? В ответ молчим, рисуем пальцами узоры на столешницах, вспоминаем.
Говорят, что раньше здесь находился кафедральный собор, говорят, что выстроенное на месте собора здание предназначалось для Дома культуры имени Куйбышева; мы ни в чем таком не уверены, на нашем веку здесь располагается театр оперы и балета, всё. Наш век, серовато-коричневый (сепия) начала 60-х, лиловый в 70-е, бирюзово-синий в 80-е и контрастных цветов российского флага — дальше.
Здание театра пышно выстроено в стиле неоклассицизма: сдвоенные массивные колонны, громоздкие гербы, брутальные скульптуры на фасадах — советская классика, сталинский ампир, необходимый и достаточный признак города. Тут мы ожидали новогодних подарков под «Доктора Айболита» в 1-м классе, скучали на «Лебедином озере» в 4-м, оттачивали остроумие в 9-м, притворялись знатоками искусств на 1-м курсе. Потом следовал порядочный перерыв; вновь о театре оперы и балета мы оживленно заговорили в период его, театра, заслуженной реконструкции. Нет, немного раньше.
Как все происходило
2005 год, декабрь. Уволен Юрий Зудов, генеральный директор театра. Министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова прокомментировала увольнение так: неэффективное финансовое управление и недостатки репертуарной политики. Юрий Зудов с обвинениями не согласился, выдвинул против министра исковое заявление, настаивая на незаконности происходящего.
2006 год. Следующими первыми лицами Самарского академического тетра оперы и балета ненадолго становятся Юрий Фастовщук и Владимир Рылов. Генеральный директор и художественный руководитель. Театр закрывается на капитальный ремонт. Далее следуют отставки: Владимир Рылов покидает дирижерский пульт первым, следом из города убывает Юрий Фастовщук.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
2007 год. Михаил Губский, волею Министерства культуры, одновременно выполняет обязанности художественного руководителя и генерального директора. Оставшись без крова, театральная труппа кочует по сценическим площадкам города и даже области, не всегда приспособленным для показа музыкальных спектаклей. Вырвавшись из академических стен, можно позволить себе смелое новаторство — усадить Татьяну Ларину на качели, танцующих на балу гостей обуть в роликовые коньки. Владислав Капп обул, молодой режиссер. К слову, ролики оказались странно близки коллективу театра: в экспериментальной постановке «Битлз навсегда!» артисты балета вместо морально устаревших пуантов надели коньки. И да — Татьяна на качелях напоминала Агафью Тихоновну в трико телесного цвета, мужском котелке и с грязными подошвами.
2010 год. Театр открывается после реконструкции. Приличествующий случаю пафос. Первыми на новой сцене выступают участники международного фестиваля «Мстиславу Ростроповичу»: оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и Анне-Софи Муттер, одна из великих скрипачек мира. Мы присутствовали. Не будем обманывать себя — не из-за особой любви к творчеству Анне-Софи Муттер. Признаться, из нас пара человек знала до события о ее существовании вообще. Мы — неграмотные зрители. Человек, страдающий в детстве на симфоническом утреннике, не замрет самопроизвольно от восторга при звуках скрипки работы Антонио Страдивари 1710 года. Такого человека надо воспитывать, тянуть к свободе, к свету. Не исключено, что он будет сопротивляться.
Театр же в новых интерьерах впечатление произвел. Тут было все, что требуется для обрамления оперы: помпезность, масштабность, золотой блеск, алые драпировки, затейливые вензеля, роскошный паркет. Паркет немедленно обругали злые языки. Но мы привыкли к скандалам вокруг. Они не заставляют себя ждать.
2011 год. Михаилу Губскому все тот же министр культуры Ольга Рыбакова предлагает подать в отставку. Из-за неполного служебного соответствия, сказали бы ее армейские коллеги, но министр говорит привычно: «Неэффективное финансовое управление и недостатки репертуарной политики». Михаил Губский подавать в отставку не хочет; параллельно готовится письмо в его защиту от интеллектуальной элиты города. Длинное письмо, в частности, интеллектуальная элита пишет: «Техническое задание на реконструкцию театра, утвержденное министром культуры Самарской области Ольгой Рыбаковой, изобиловало разноплановыми недоработками и погрешностями, коррекция и ликвидация последствий которых проводилась М. Губским. Удалось многое, но не все. Например, склад пиломатериалов, рассчитанный на 700 куб. м при реальной потребности не более 10 куб. м, переформатировать было уже нельзя. Большое помещение склада, оборудование, колоссальные финансовые средства — все это всегда впредь будет использоваться неэффективно. Напрашивается вопрос: для чего театру склад пиломатериалов, в 70 раз превышающий потребности театра? Возможно, уже на стадии проектирования перед театром ставились иные, может быть, неявные задачи — все та же цель добывания денег путем осуществления иной, несвойственной театру деятельности, не имеющей ничего общего с искусством».
Склад пиломатериалов, такие дела. Теодор Драйзер по схожему поводу сказал: «О чем бы вам ни говорили, речь всегда идет о деньгах». Здесь — хорошие бюджеты на постановку, тут — арендные площади, платные стоянки, то да се, где-то посередине шатаемся мы, зрители, неистребимо провинциальные, впрочем, как и исполнительский уровень труппы. Жалко зрителей. В сущности, мы тоже хотим хранить дома стопкой театральные билеты на месяц вперед, хотим верить в священное пространство актера на сцене, хотим выйти на новый уровень, помогите достичь.
2012 год. Театром оперы и балета управляет Наталья Глухова, возглавлявшая до этого филармонию, художественным руководителем служит Александр Анисимов. Финансовое управление нареканий пока не вызывает, спектакли идут, о них пишут журналисты из местных, порой критикуют, но любя. С царским размахом поставлены оперы «Князь Игорь» и «Борис Годунов». Восстановлен балет «Павильон Армиды», художественным оформлением которого занимался историк моды Александр Васильев.
В «Риголетто» исполнять партию Герцога Мантуанского приглашен Михаил Губский. В сдержанном интервью самарской прессе он говорит, что не понимает, почему была заново поставлена опера «Мадам Баттерфляй». Михаил Губский слегка лукавит. Потому что причины, думается, кристально ясны (см. хорошие бюджеты на постановку).
Свой 82-й сезон театр открывает «Травиатой». Самарскую «Травиату» знатоки ругают, несмотря на режиссера-итальянца Карло Антонио де Лючия. Штампы, банальности, скучный бутафорский снег, кривятся знатоки. Зрители ничего, стерпели, посещение театра — один из способов социализации, и всегда можно посплетничать, отчего главный дирижер Александр Анисимов неизменно отдает ведущие партии своей давней приятельнице — солистке Пермского оперного театра Ирине Крикуновой. «А если это любовь?» — сплетничает зритель, одновременно кокетничая с соседом по ряду.
«Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя…» — наконец-то отыскалось место знаменитой фразе — опера Мусоргского «Борис Годунов». Итак.
2012 год, наши планы. Посетим премьеру «Баядерки». Уточним в «Википедии», балет это или опера. Начистим башмаки, отутюжим брюки, обновим парк вечерних платьев и удачно подберем сумку-клатч к парадным туфлям. Вооружимся биноклем, программкой, торопливо прочтем либретто и, поднимая рюмку коньяка в театральном буфете, скажем с улыбкой: «Ну, за искусство!» По случаю воскресенья аграрная ярмарка на прилегающей площади закроется в 16.00, и к 18.30 уже уберут последние ошметки картонных коробок и черные капустные листья, срубленные торговцами в угоду капризным покупателям.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68