СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 133 от 23 ноября 2012
Читать

Как и у многих нынешних героев инди-рока, «лицо» британской группы Bloc Party, впервые приезжающей в Россию, — это своего рода эластичная маска. И поэтому в их музыке на фоне обыкновенного и местами банального, в общем, гитарного саунда то проступает меланхолия новой волны в духе Talk Talk — и трансформируется в отвязное отчаяние в стиле Роберта Смита из The Cure, то слышны рифы, напоминающие о поздних The Police и накатывающие в стадионную мощь a-la U2, а затем отступающие в лирические мотивы Coldplay, то вдруг просыпаются духи Led Zeppelin и поздних, но еще с Оззи в составе, Black Sabbath. Но надо признать, что, в отличие от многих нынешних героев инди-рока, у Bloc Party этот крутой замес получается вполне гармоничным и выше уровня просто хорошо выученных уроков — во многом благодаря по-разному выразительному вокалу Келе Окереке, который своей эмоциональностью компенсирует трудности с мелодиями и нехватку музыкальных идей. Впрочем, кому сейчас с последним легко. Bloc Party выступят сегодня в клубе Milk. Формально это — фестиваль Blastfest, поэтому перед ними выступят российские группы Blast (зачинатели фестиваля), ГитарыStereo и Easy M.

Ул. Сергея Макеева, д. 9. Начало в 18.00.

Между прочим, минувшим октябрем одна из мириад звезд нашей Вселенной получила название Auktyon — в честь прекрасной группы «Аукцыон», среди поклонников которой есть, как оказалось, и астрономы. 24 ноября в неправильном магазине правильной музыки «Дом культуры» состоится презентация небесного светила, а «презентатором» выступит клавишник «Аукцыона», автор подавляющего большинства текстов группы, поэт и драматург Дмитрий Озерский. Чтобы небо стало ближе, а всем жителям планеты Земля стало легче в повседневной жизни определять местоположение звезды, он привезет с собой уже обновленную карту звездного неба и оставит ее в магазине на месяц, где она будет доступна всем интересующимся. (Сообщают, что потом она, как переходящее знамя или, если хотите, как какой-нибудь кубок Стэнли, поедет по городам и весям.) В программе встречи — ответы на любые каверзные вопросы, рассказы, были, небылицы и автограф-сессия.

Кутузовский проезд, 4. Начало в 15.00.

Священника Павла Флоренского не без оснований называют иногда русским Леонардо да Винчи. Гениальный мыслитель и ученый, инженер и изобретатель, он внес заметный вклад в философию и богословие, филологию и искусствознание, математику и физику, этнографию и музееведение, электротехнику и геологию. Разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста ХХ века была необычайной. И тем выразительнее трагичность судьбы гения в России: арестованный первый раз еще в 1928 году, в 1933-м он был снова обвинен в контрреволюционной деятельности и сослан на Дальний Восток, в 1934-м — переведен в лагерь на Соловках, а в 1937-м — расстрелян. Открывающаяся сегодня в Мультимедиа Арт-музее экспозиция «Павел Флоренский — русский Леонардо» включает уникальные экспонаты из музея-квартиры священника: рисунки, рукописи, мемориальные предметы, портреты, фотографии, иллюстрации ученого к курсу классической греческой философии; материалы, связанные с научными изысканиями в области фотографии, минералогии, изучения вечной мерзлоты, производства йода из водорослей и агар-агара. Впервые демонстрируются несколько фотографий с оригинальных стеклянных негативов, сделанных Флоренским в конце XIX века, а также рукопись трактата «Предполагаемое государственное устройство в будущем», написанного в экстремальных условиях заключения на Лубянке в 1933 г.

Ул. Остоженка, 16. До 16 декабря.

Пятьдесят шестидесятым

Этой осенью исполняется 50 лет знаковым событиям осени 1962-го: поэтическим вечерам в Политехе в августе—сентябре, а потом и в «Лужниках» 30 ноября, когда все 14 тысяч мест во Дворце спорта были заполнены — что сегодня невозможно представить, — слушателями поэзии. Многие склонны думать, что то был пик «оттепели» 60-х, зарядивший целое поколение особой энергией поэзии, романтики, творчества — и сыгравший, как видно из сегодняшнего далека, немалую роль в истории страны. Тем памятным событиям будет посвящен вечер стихов и песен 1960-х в Российской государственной библиотеке 27 ноября. Вход свободный.

Ул. Воздвиженка, 3/5, подъезд № 3. Начало в 18.30.

Правление династии Тюдоров в Англии охватывает чуть менее столетия с четвертью, от воцарения Генриха VII в 1485 году и до смерти его внучки Елизаветы 24 марта 1603 года. Их сменили Стюарты — Яков I, первый государь, правивший одновременно обоими королевствами Британских островов, и трагический Карл I, сложивший голову на плахе в 1649 году. В этот «Золотой век» английской культуры, который на самом деле длился без малого два столетия, вместились все английское Возрождение, реформация и контрреформация, Шекспир, колонизация Америки и победа над «Непобедимой армадой», начатки промышленной революции, а также сменявшие друг друга королевские дворы со всей их роскошью и блеском. Все это в материальном воплощении вселилось сразу в два выставочных зала Московского Кремля: в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца проходит великолепная выставка «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I». Парадные портреты славных монархов и портретная миниатюра, геральдическая скульптура, ювелирные украшения, старинные часы, церемониальные сосуды, парадное серебро, украшения интерьеров, оружие и доспехи, костюмы, шпалеры и вышивки — экспозицию составляют подлинные шедевры придворного искусства из собраний Музея Виктории и Альберта, Королевской коллекции, Королевской оружейной палаты, Музея истории Лондона, Национальной портретной галереи, Национального морского музея в Гринвиче, Королевского института британских архитекторов и Достопочтенной компании оружейников и медников, а также частных коллекций. Отдельного внимания заслуживают редкие печатные издания сочинений придворных поэтов и драматургов, в том числе шекспировское «Первое фолио».

До 27 января 2013 года.

На выставке под названием«Новые направления: молодое искусство Китая» в Московском музее современного искусства по разряду нового, видимо, проходят ощущения китайских художников, чьи имена нам ничего не говорят, от открываемого ими — по мере открывания самой страны под руководством коммунистической партии — искусства Запада разных лет. По части винегретности представленных «творческих исканий» экспозиция очень напоминает конец 1980-х в нашем собственном возлюбленном Отечестве, когда каждый полиэтиленовый пакет с рекламой казался прекрасным, всякая журнальная страница на заграничном языке — объектом внимания, а любые произведения искусства «оттуда» — образцами для подражания и источниками вдохновения. Смотреть это интересно только с учетом собственно китайской специфики/экзотики, но вот молодость, когда мир тебе еще открывается, на выставке таки да, чувствуется.

Ул. Петровка, 25. До 2 декабря.

Вслед за ЦТИ «Фабрика», где открылся проект In Time, исследованиями времени как философской категории занялись в Музее-заповеднике «Царицыно» в рамках выставки «Тень времени. Инсталляции, живопись, скульптура, объекты, видео». Что, собственно, там показывают, понятно уже из названия. Экспонаты — работы российских художников разных поколений — «классиков» современного искусства, его молодых звезд и начинающих талантов — соединены перекличкой смыслов и образов. Время, по мнению авторов проекта, может быть вещественным, непосредственно видимым и ощутимым. Оно может быть не только утрачено, но и восстановлено. Оно может смотреть на зрителя. Ему может быть поставлен памятник. Наконец, время может отбрасывать тень. Нельзя сказать, что очень уж свежая идея, но все равно интересно. Кстати, место проведения выставки тоже можно считать одним из ее экспонатов: Большой дворец в Царицыне, построенный когда-то для Екатерины Великой, был превращен Временем в величественные руины, а затем стремительно и нелепо восстановлен и преображен.

Ул. Дольская, 1. До 3 марта.

По преданию, последняя книга Нового Завета «Апокалипсис», «откровение» с греческого, была написана в конце I в. н.э. одним из 12 апостолов Христа — евангелистом Иоанном, пребывавшим в ссылке за веру на острове Патмос. Катаклизмы и чудеса, в ней описанные как предшествующие второму пришествию Христа, на протяжении всей европейской истории вплоть до наших дней служили источником вдохновения и благодатной темой для многих художников. В Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. Щусева на минувшей неделе открылась выставка из разряда обязательных к просмотру:«Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV—XVII вв.» — 70 редких гравюр из московских частных собраний на тему Откровения св. Иоанна и его интерпретации в знаменитой серии великого и ужасного Альбрехта Дюрера Apocalypsis cum figuris («Апокалипсис в образах»), впервые изданной в 1498 г. Серия показана полностью в прижизненных оттисках. Композиции Дюрера предстанут в контексте предшествующей традиции, а также произведений современников и последователей мастера: Михаэля Вольгемута, Лукаса Кранаха Старшего, Иоганна Тейфеля, Петера ван дер Борхта, Кристофеля ван Зихема II, а также авторов известнейших Библий Пискатора (1639) и Мортье (1700).

Ул. Воздвиженка, 5/25. До 1 февраля.

Цена жизни

Очередную премьеру юбилейного сезона в Театре им. Маяковского представляет Леонид Хейфец. 29 ноября, а также 1 декабря на Малой сцене —спектакль «Цена» по пьесе Артура Миллера. Действие спектакля проходит в одной комнате, заставленной старыми стульями, столами, шкафами, креслами до самого потолка. Здесь все дышит вековой пылью и все говорит о безвозвратно ушедшем прошлом, когда семья была в сборе, а о разорении не шло и речи. Теперь, спустя 16 лет после смерти отца, полицейский Виктор решает продать всю его сохранившуюся мебель — дом идет под снос. С женой Эстер он вспоминает о том, как хотел заниматься наукой, но был вынужден пойти на службу, чтобы содержать отца. Его брат Уолтер, напротив, с виду ничем не жертвовал — и стал успешным хирургом. Впервые за многие годы они встречаются, чтобы рассказать друг другу свои варианты истории, а с пришедшим 90-летним оценщиком со своей сложной судьбой — определить настоящую цену обстановке дома — и цену своей жизни. Нарочито простая и старомодная постановка на первый план выводит рассуждение о настоящих ценностях жизни, понятия долга и ответственности, любви и прощения, иллюзии и предательства. В мире, где вещи заполонили все пространство мышления, вдруг неожиданно становится возможным с помощью этих самых вещей поговорить о смысле жизни, цене своих и чужих поступков.

Ул. Б. Никитская, 19. Начало в 19.00.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства — Дни Риги. Во-первых, это выставка рижского фарфора: Латвийский национальный художественный музей в сотрудничестве с Рижским музеем фарфора и частными коллекционерами представляет довольно большуювыставку «Рижский художественный фарфор. 1925—1940». Собственно говоря, это экспозиция красивых предметов, к тому же рассказывающих о Риге второй четверти прошлого века, ее городской культуре, быте, традициях и истории. Параллельно — и это во-вторых — проходит краеведческая в общем-то выставка «Мастера Риги», на которой более 700 экспонатами — текстилем, лозоплетением, работами по дереву, керамикой, изделиями из кожи и кованого металла, украшениями из янтаря и национальными костюмами — представляют культуру Латвии в современных продуктах традиционных ремесел, промыслов и рукоделий. Многие из них давно утратили прежнее утилитарное значение и служат исключительно декоративным целям, но сохраняют в себе мировоззрение и ритм жизни тех, кто их сделал.

Анти/советчик

— Советовать на следующую неделю достаточно просто, потому что на следующей неделе открывается ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction, которая всегда интересна для любого читающего человека. Там есть практически все, поскольку ярмарка давно перестала специализироваться только на non-fiction литературе. Рассказывать про проекты каких-то крупных издательств, чью продукцию и так можно купить в магазинах, — смысла нет. Я бы всем рекомендовал побродить по стендам маленьких издательств, для которых такие ярмарки — едва ли не единственная возможность выйти к читателю. Как пример — впервые принимающее участие в этой ярмарке издательство «Барбарис». Оно совсем небольшое, пока выпустило всего пять или шесть книг, каждая из которых, однако, уникальная, потому что представляет собой своеобразный симбиоз литературы и графики. Чтобы проще было представить, вспомните рисунки Пушкина, неотъемлемые от его рукописей. В данном случае будет представлено несколько самиздатовских книг, переизданных в красивом репринтном виде, в частности, например, прозаика, поэтессы и эссеисты Татьяны Щербины.

От меня как от фотографа, наверное, ждут рекомендаций в сфере фотографии. Сейчас открывается ряд фотовыставок, которые, на мой взгляд, имеет смысл посетить. Во-первых, это «Избранное» классика питерской школы фотографии Бориса Смелова во Фролов-галерее на «Винзаводе». Экспозиция приурочена к 15-летию со дня смерти мастера. Во-вторых, выставка «По системе Станиславского» Михаила Гутермана, известного театрального фотографа, в Фотоцентре на Гоголевском. Театральная фотография — не такое просто дело, как может показаться, потому что это не так просто — найти во всем готовом что-то свое, выбрать из многого малое. Михаилу это всегда удается. Наконец, еще одна выставка, на которую я бы посоветовал ходить, — фотовернисаж Алексея Лебединского, широкой публике известного как певец Профессор Лебединский. Последнее обстоятельство кое-кого может отпугнуть, но я видел несколько его выставок — как фотограф он весьма интересен. Его экспозиция «Стенограммы» открылась в недавно появившейся на карте Москвы галерее «Мосфильм».

Отговаривать всегда сложнее. Наверное, не стоит ходить по приглашениям на всякие мероприятия, у которых главным образом маркетинговые цели. Вот, например, мне пришло приглашение на «Проводы подливы» — той самой, советской. Или вот еще звали в одно кафе на «Божоле Нуво» 23 ноября. Но «Божоле Нуво» — это вино праздника, который приходится на третий четверг ноября, и совсем не то, что стоит пить три недели. Примерно на такие вещи я и не советую ходить.

Мелочь, а приятно

Как жизнь становится житием

28 ноября, в день открытия 14-й Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction, состоится презентация нового романа филолога, специалиста по древнерусской литературе Евгения Водолазкина «Лавр», центральный персонаж которого — средневековый врач, обладающий даром исцеления, но не могущий спасти свою возлюбленную и потому принимающий решение пройти земной путь вместо нее. Полную программу ярмарки можно найти на сайте: http://www.moscowbookfair.ru/rus/programma.html.

Крымский Вал, 10. Начало в 15.00.

Кроме того

29 ноября в клубе «Гнездо глухаря» выступает один из основателей этого бард-кафе, неделовой и очень веселый человек Михаил Кочетков. В программе концерта — ироническо-философский взгляд на мир под шестиструнную гитару, а то и не одну. Любители — знают.

Цветной бульвар, 30. Начало в 20.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow