СюжетыОбщество

Котики уже не те

Рунет идет следом за ТВ: развлечения вытесняют политику

Этот материал вышел в номере № 120 от 22 октября 2012
Читать
На «болотных» активистов пачками шьют дела, НКО и СМИ под прессом. Своей очереди на раздачу ждет и Рунет. В такой атмосфере в Москве прошел форум Russian Internet week — главное событие в отрасли и выставка самых заметных достижений. Самыми заметными были, конечно, разговоры о грядущей зачистке сети.
Изображение

На «болотных» активистов пачками шьют дела, НКО и СМИ под прессом. Своей очереди на раздачу ждет и Рунет. В такой атмосфере в Москве прошел форум Russian Internet week — главное событие в отрасли и выставка самых заметных достижений. Самыми заметными были, конечно, разговоры о грядущей зачистке сети.

Миф о неприступности интернета перед государством развеялся за считаные месяцы. Закон о «педофильских сайтах», создание Совета по защите прав граждан при обработке их персональных данных и идея обязать пользователей регистрироваться в соцсетях по паспортным данным вызвали нужный эффект. Рунет призадумался. По крайней мере задумались инвесторы, производители контента, владельцы площадок.

В коридорах Russian Internet week все разговоры — только как бы выстоять, не попасть в педофильские списки или списки экстремистов. «Цензура грядет, но я знаю, что нас защитит, — делился со мной интернет-продюсер из Петербурга Александр Михайлов. — Нас спасет самоцензура! Правила неизменные: либо ты гонишь правду, либо — зарабатываешь деньги».

Хотел я было возразить продюсеру из Питера, но вовремя передумал. Они, питерские, ситуацию чуют, конечно, лучше.

Главный тренд, который отмечали на «Неделе Рунета», — сеть стоит на пороге коммерческого бума. Количество пользователей и трафика бешено растет, при этом деньги в отрасль текут слабо. Но приход денег связан с развлекательным контентом. Он, как ожидается, в ближайшие годы оттянет на себя подавляющее большинство аудитории, а информационно-образовательные продукты уйдут на третий план. Вместе с ними исчезнет и знаменитая политизированость Рунета. И это происходит.

Сегодняшний интернет в какой-то степени повторяет историю российского ТВ в нулевых. В производстве контента уже начинает преобладать развлекательная тематика. А заниматься информацией и аналитикой становится невыгодно и просто небезопасно. Крупнейшие площадки предпочитают общественно-политическому контенту чистый интертейнмент.

Так что если есть такой вид репрессий, как заливка деньгами, — то сегодня тот самый случай.

— Уже сейчас среди главных производителей контента в Сети мы видим те же компании, которые контролируют традиционные медиа. Это «Газпром-медиа», это «Рамблер», это структуры Алишера Усманова, — рассказывал мне гендиректор Caramba TV Михаил Орлов, продюсер популярнейшего в сети шоу «+100500». — Мы знаем степень их зависимости от государства. И очевидно, что цензуру интернета, если это начнется, власть будет проводить в том числе через зависимые частные структуры.

Необязательно даже что-то запрещать. Можно стимулировать продакшн, скажем, развлекательных продуктов и объявлять коммерчески невыгодными любые намеки на политику. Как это и происходит на российском ТВ с середины 2000-х и до сегодняшнего времени.

«Месседж нам шлют такой, — говорил мне продюсер из Питера Михайлов. — Не лезьте на рожон. Снимайте потихоньку сериальчики, делайте ток-шоу, разнообразные смехуечки. И будет все ОК, будут деньги и слава. А что еще надо?»

Кроме прочего на форуме отметили еще вот какие наступающие тренды. Это:

— смерть «котиков» (куда без них?); — нашествие женщин; — старение аудитории.

Популярность «котиков» — всевозможных забавных фотокомбинаций с участием кошек — необъяснима. Котики были символом уюта в интернете, его трогательной невинности и даже защищенности от внешних колебаний. И то ли вправду нет уже никакого уюта и защищенности, то ли просто осточертели за годы эти кошки — но они оказываются на излете мейнстрима и постепенно уходят. Можно теперь говорить смело: котики уже не те.

Более значительный тренд — приход в интернет женской аудитории. И как в свое время подстроились под домохозяек утренние и дневные эфиры телеканалов, тем же путем пойдет и интернет. Пока же, по разным оценкам, аудитория интернета — это на 75% мужчины. Соответственно представлен и контент. «Содержание интернета, конечно, очень мужское, — говорит Михаил Орлов. — Много агрессии, машин, телок. Мы ждем перелома, когда половину аудитории будут составлять женщины».

Старение пользователей — еще одна причина качественных перемен в Сети. Если для нулевых средний возраст пользователей был 20—25 лет, сегодня большинство повзрослело до 30—35.

Кроме тенденций обсуждали на форуме и желаемые перспективы. Интернет-телевидение, говорили участники, в ближайшие пять лет должно отобрать лидерство у традиционного ТВ. Как, собственно, и компьютер у телевизора. Люди не перестанут смотреть телевизор, но все чаще будут делать это через интернет.

— Интернет-телевидение развивается стремительно: во-первых, трафик растет колоссальными темпами, во-вторых, идет постоянный прирост новой аудитории, — говорил на форуме гендиректор Caramba TV Михаил Орлов. — Интернет начинает теснить традиционное телевидение, вызывая вместе с этим все больший интерес государства. Потому что, естественно, интернет-ТВ становится инструментом реально массового распространения информации.

Не соглашался с Орловым Сергей Минаев. На круглом столе бывший телеведущий выступал в качестве интернет-эксперта (писатель ведет свое онлайн-шоу «Минаев.live»):

— У интернет-ТВ нет никакого влияния на ситуацию в стране и долго еще не будет. Не может быть влияния без обозначения своей позиции, без идеологии и посыла. А какая у вас позиция, если делать одни хихи-хаха, видеоприколы? Когда интернет-звезды говорят всюду слово х.., какое у этого может быть влияние на политику и экономику? А вот если скажет Познер у себя в «Познере», да еще и обоснует — будет эффект!

— Мы исследовали поисковые запросы и выяснили, что интересы ТВ- и интернет-аудиторий начинают во многом совпадать, — говорил представитель LG Виталий Свистунов. — Я выделяю три пласта пользовательских интересов. Первый — это мультики; аудитория интернета, оказывается, любит мультфильмы. Второй огромный пласт, назовем его «Глухарь», — это сериалы про ментов, бандитов, разборки. И третий — это юмор. В меньшей степени большинство интересуется новостями и информацией. Так что надо делать выводы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow