В столице Норвегии Осло дан старт второму раунду переговоров между властями Колумбии и повстанческой организацией Революционные вооруженные силы Колумбии – РВСК (испанская аббревиатура FARC) об условиях прекращения вооруженного противостояния в этой латиноамериканской стране, продолжающегося около 50 лет. Попытки добиться существенного прогресса на этом направлении предпринимались неоднократно. Но они заканчивались неудачей.
Импульс нынешнему этапу процесса был дан после избрания в 2010 году главой государства амбициозного Хуана Мануэля Сантоса. На церемонии инаугурации 7 августа он заявил о твердом намерении продолжить поиски путей прекращения длительного кровопролития. Одновременно это явилось реакцией на публичный призыв видного партизанского вожака Гильермо Леона Саэнса возобновить диалог во имя преодоления «ужасной ситуации», в которой оказалось общество вследствие длительного конфликта.
Вступив в должность, бывший министр обороны последовательно придерживался намеченного курса. Неформальные контакты длились полтора года. В феврале 2012 года в Гаване начались секретные консультации, в которых был задействован очень узкий круг доверенных лиц. Они завершились спустя шесть месяцев и увенчались подписанием в августе «Генерального соглашения по прекращению конфликта и строительству стабильного и прочного мира». Этот рамочный документ венчал завершение первого раунда. Стороны договорились продолжить переговоры в расширенном составе в Осло под патронажем кубинских и норвежских посредников, при участии венесуэльских и чилийских наблюдателей.
У читателя могут возникнуть резонные вопросы, почему переговоры ведутся столь далеко от центра событий, и почему в них вовлечены граждане иностранных государств?
Повстанческое движение в Колумбии зародилось во второй половине минувшего столетия в труднодоступных горных районах. Постепенно разрозненные отряды объединились в FARCи Армию национального освобождения ELN. Для достижения поставленных целей - избавления от «ига капитализма» и создания справедливого общества - использовался разнообразный арсенал средств. Практиковались взрывы нефтепроводов и линий электропередач, угоны самолетов, убийства полицейских, солдат и офицеров, захват заложников, в том числе в храмах, нападения на мирных граждан и правительственные учреждения. Мало-помалу они превратились в террористические группировки, тесно связанные с наркобизнесом и наркотрафиком.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Группировка FARCизначально ориентировалась на социалистическую модель, пользовалась материальной и моральной поддержкой и покровительством Кубы. Затем, при Уго Чавесе, спонсорство взяла на себя Венесуэла. Повстанцев привечали на соседней территории, давали убежище, подпитывали нефтедолларами, снабжали оружием. Огромное влияние на колумбийских партизан властей этих стран не вызывает сомнений. Поэтому выглядит вполне логичным привлечение их представителей к процессу. Выбор территории Норвегии в качестве площадки для продолжения переговорного процесса объясняется тем, что у FARCимеется немало представителей в Европе, где велась интенсивная пропагандистская работа. Приглашение чилийцев, не имеющих непосредственного отношения к конфликту, можно объяснить близостью концептуальных подходов двух правительств.
По мнению отечественных и зарубежных экспертов, комплексный План мира, разработанный при президенте Андресе Пастрана (1998-2002) не достиг своей основной цели потому, что его составным элементом явилось предоставление партизанам так называемой зоны разрядки. Армия не могла пересекать эту зону, а повстанцы использовали ее для отдыха, создания тренировочных лагерей и подготовки к очередным вылазкам. Извлекая урок из прошлого, Хуан Мануэль Сантос сразу же заявил, что переговоры не означают прекращения огня со стороны властей.
Знакомство с колумбийскими реалиями вынуждает отнестись со сдержанным оптимизмом к перспективам прочного мира в стране, где на протяжении длительного времени насилие, в том числе, политическое, стало нормой жизни. Достаточно сказать, что в XIXвеке она являлась ареной гражданских войн между либералами и консерваторами. Самая кровавая из них - Тысячедневная война (1899-1902) унесла жизни свыше 100 тысяч человек.
Сегодня появились проблески надежды. Они связаны с рядом факторов, прежде всего, с шагами властей, призванными консолидировать нацию. Назовем лишь некоторые. Закон о жертвах, предусматривающий денежную компенсацию всем, пострадавшим от конфликта, включая партизан, членов незаконных формирований правого толка, работников силовых структур. Всего примерно 4 миллиона человек. Закон о земле, аннулирующий право собственности на угодья, полученные неправедным путем, устраняющий юридические препятствия для возвращения земель их владельцам. Дело в том, что значительное число людей, около 8% населения были вынуждены бросить или продать за бесценок участки общей площадью до 6 миллиона гектаров и пополнить пояса нищеты вокруг крупных городов.
К сказанному следует добавить, что за короткий срок ликвидированы многие видные полевые командиры, заметно уменьшилась численность партизан, с 20 до 8,5 тысяч. Однако они по-прежнему остаются серьезной угрозой для инфраструктуры.
В повестке дня переговоров в Осло стоят 6 пунктов. В том числе: окончание конфликта, сдача оружия повстанцами, создание гарантий их включения в гражданскую жизнь и оппозиционную политическую деятельность, совместные усилия по борьбе с наркотрафиком.
Сам президент не обольщается, понимает, что дорога к миру отнюдь не устлана розами, будет нелегкой, впереди масса рифов и препятствий, включая, непредсказуемых. Глава государства надеется на завершение процесса к июню следующего года. Рейтинг поддержки его деятельности уже возрос на 18 пунктов, достигнув в сентябре 2012 года 62,97%.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68