СюжетыКультура

Это ярче тупой и безрадостной действительности

В прокате «Семь психопатов» — криминальная черная комедия от создателя фильма «Залечь на дно в Брюгге»

Этот материал вышел в номере № 119 от 19 октября 2012
Читать
В прокате «Семь психопатов» — криминальная черная комедия от создателя фильма «Залечь на дно в Брюгге»
Изображение

Мартин МакДонах — один из известнейших европейских драматургов, автор «Королевы красоты», «Человека-подушки» и «Лейтенанта с острова Инишмор». Его дебютная короткометражка «Шестизарядный револьвер» («Полная обойма») удостоилась «Оскара». Но всемирную славу ему принесла трагикомедия «Залечь на дно в Брюгге» — задумчивая сага про ирландских гангстеров, решившихся спрятаться в обители средневековой фламандской живописи и архитектуры. «Семь психопатов» идут уже проторенной МакДонахом, а до него досконально изученной Тарантино тропой отвязного комедийного триллера.

Ирландский сценарист Марти (любимый актер МакДонаха — Колин Фаррелл) страдает от творческих мук: в сценарии, над которым он работает, есть лишь название «Семь психопатов» — начинку и героев он должен «додумать». «Додумать» помогает недюжинное количество алкоголя и лучший друг, безработный актер Билли (Сэм Рокуэлл), c неуправляемым темпераментом и взрывным устройством вместо мозгов. Постепенно все герои написанного кровью сценария вылупятся из морока окружающей действительности, а Марти окажется втянутым в сеть непридуманных событий… его будущего сценария.

Действие не подчиняется правилам логики, оно куролесит в дыму беззаконной стихии фантазии. Если здесь кто и рулит, то исключительно дурная воля самих «психопатов». Безжалостный вьетнамец, сводящий счеты с америкозами за поруганную родину. Квакер, мстящий за потерянную дочь. Киллерша, помечающая места расправ бубновыми валетами, нетривиальный серийный убийца, потерявшие друг друга и состарившиеся Бонни и Клайд. И, конечно же, господин с лицом увядшего джентльмена (Кристофер Уокен). Вместе с Билли они наладили неджентльменский бизнес: воровство породистых собачек и возвращение их за умеренное вознаграждение. И, наконец, гангстер местного розлива (Вуди Харрельсон), готовый вынести мозги и врагам, и соратникам за ненаглядного ши-тцу, позаимствованного бестолковыми похитителями собак…

В ироничном психотриллере МакДонаха отличные диалоги, трогательная интимность, но главное — мистическое измерение кинематографа, простирающегося далеко за пределы экрана, впитавшее песок техасской пустыни, где происходили знаменитые разборки легендарных вестернов. В этом измерении, барахтаясь в сценарных неувязках, и пытаются разобраться в себе очередные кинопсихопаты.

Ну да, тарантиновский, уже отыгравший свое веселый «сатанизм» правит бал и в этой картине. Но МакДонах и не скрывает, что играет с собирательным понятием «pulp». В «криминальном чтиве» МакДонаха меньше шокирующих парадоксов, больше грусти, томления. Но идея взаимопроникновения двух миров — экранного и реального — та же. И надо сказать, что у обоих режиссеров киномир, пусть даже категории «Б», много ярче тупой и безрадостной действительности.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow