КолонкаПолитика

Исчезновение избирателя. Почему на выборах 14 октября была низкая явка

Почему на выборах 14 октября была низкая явка

Этот материал вышел в номере № 118 от 17 октября 2012
Читать
Изображение

Средняя явка на губернаторских выборах составила45,95%.

Средняя явка на выборах в региональные парламенты— 42,26%.

Выборы в городские парламенты отличились рекордно низкой явкой, в среднем — 25,93%. В скобках — результаты «сокрушительной победы» «Единой России»: процент проголосовавших за эту партию от общего числа внесенных в списки избирателей:

Владивосток— 12,95% (5,4%); Барнаул— 17,63% (10,3%); Петропавловск-Камчатский— 16,62% (8,5%); Тверь — 24% (10%); Черкесск— 60,5% (44%); Ярославль — 23,89% (9,72%).

Новые власти разных уровней в единый день голосования избраны ничтожным числом избирателей. То есть мало того что представительство граждан было искажено нарушениями традиционного типа и размыто партиями-спойлерами, не представляющими никого, кроме их учредителей, оно снижено катастрофической явкой. Легитимность нынешней власти ускользает, становится все более эфемерной, летит, как пух из уст Эола.

Постное политическое меню, обессмысленное спойлерами и по сути своей монобрендовое (потому что реклама настойчиво предлагала ограничиться стандартным одним блюдом — «Единой Россией», ибо остальные — якобы токсичны), снизило интерес к выборам.

Но политтехнологи со Старой площади перестарались — вряд ли в их планы входило ТАКОЕ снижение явки, поскольку показатели ближе к плинтусу делегитимизируют власть.

С этим все понятно, однако тут же возникает вопрос: а к чему тогда выборы, если они опять ничего не решают? Что остается — опять площадь?

Казалось бы, избиратель — умный, со средним достатком, предъявляющий спрос на политическую свободу — появился зимой 2011—2012-го. Он ясно заявил, что ему нужны честные выборы, он, наконец, готов в них участвовать. Куда же подевался этот избиратель спустя символические девять месяцев?

Публичные акции, которые не дают немедленного эффекта, и запретительно-репрессивное законодательство, разумеется, несколько притушили политическую активность. Опыт единого дня голосования показал, что все по-прежнему под контролем у власти и тех, кому удобнее ей помогать, чем возмущаться и подавать голос. Отсюда — неучастие политизированных граждан и тех, кто не хотел бы даже влиять на ситуацию, у кого политическая апатия проистекает не из разочарования в политике, а из политического конформизма. Причем принципиального.

Наконец, выборы 14 октября проходили все-таки не в центрах протестного движения, а там, где свои специфические региональные условия, где нередко сильны политически консервативные настроения. Разумеется, это лишь отчасти относится к Химкам. И там, на мой взгляд, Евгения Чирикова показала превосходный результат, который является аргументом в пользу более активного участия оппозиции в выборах любых уровней.

Согласно столь же старой, сколь и знаменитой теории Альберта Хиршмана, в политическом (да и в экономическом, и в бытовом) поведении существуют три пути. Выход (Exit), Голос (Voice) и Лояльность (Loyalty). Опция «Выход» — это отказ от участия ввиду его бесперспективности, которая, в свою очередь, связана с глухотой власти.

После Болотной существенная часть горожан выбрала стратегию «Голос», то есть выдвинула определенные требования в надежде быть услышанной. Кто-то спустя несколько месяцев, не дождавшись обратной связи, нажал на клавишу «Выход», что по-человечески объяснимо. Иные, быть может, даже вернулись к опции «Лольяность», поняв, что бороться за перемены в стране — дело долгое и эмоционально затратное. Но стратегию «Голос» никто не отменял.

Причем для кого-то она работает на грани «Выхода» в том числе и буквального — вплоть до получения политического убежища за границей в случае преследований. Кто-то подает голос в рамках опции «Лояльность» — так ведут себя, например, очень многие толковые экономические эксперты, советующие власти. Но главное в «Голосе» — это позитивная программа, это политическое участие, в том числе и в выборах. Другого пути просто нет, если только не выбирать опцию «Пойти и повеситься» или стратегию внутренней или внешней эмиграции.

Просто надо понимать: выборы 14 октября — это не конец, это начало. В том числе и начало появления нового избирателя. Взамен выбывшего.

Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow