СюжетыКультура

«Христофор» из «Ясной поляны»

Литературная премия отметила свое десятилетие

Этот материал вышел в номере № 117 от 15 октября 2012
Читать
Как и все общество, литературные премии окончательно распределились по стратам, и теперь почвенники, реалисты, авангардисты чествуют своих лауреатов в банкетных залах разной степени пышности, не мешая друг другу. «Ясная Поляна», отпраздновавшая в этом году десятилетие, из тех редких премий, которая не вызывает раздражения ни у кого на сварливом литературном поле...

Как и все общество, литературные премии окончательно распределились по стратам, и теперь почвенники, реалисты, авангардисты чествуют своих лауреатов в банкетных залах разной степени пышности, не мешая друг другу. «Ясная Поляна», отпраздновавшая в этом году десятилетие, из тех редких премий, которая не вызывает раздражения ни у кого на сварливом литературном поле. И не потому, что она безликая, просто ее лик - добротная психологическая проза - настолько глубоко внедрен в наше подсознание, что узнается, как близкий человек на фотографии любого качества.

Это подтвердил и выбор лауреата 2012 года – им стал Евгений Касимов в номинации «ХХI век» (750000 руб.) с книгой «Назовите меня Христофором» (Екатеринбург, «Автограф»).

Из 6 претендентов - Юрий Буйда "Синяя Кровь", Олег Павлов "Дневником больничного охранника", Юрий Петкевич "С птицей на голове", Марина Степнова "Женщины Лазаря", Андрей Столяров "Мы, народ" была выбрана самая традиционная, опрокинутая в классику книга повестей и рассказов. Семейные воспоминания, мастерские описания природы, погоды, еды, путешествий, особенно тонкие - жизни собственной души и психологии героев, - все свидетельствует о таланте, о многообразном понимании жизни, о том, что перед нами природный писатель. Каждый, кто любит литературу, ценит точное слово, радуется необычному взгляду и прочим художественным достоинствам, оценит книгу так же высоко, как уважаемое жюри премии. Но завербует ли она читателей, жаждущих новых смыслов, ответов на настоятельные вызовы сложной действительности - большой вопрос. Когда Чехов впервые показал, как люди обедают, только обедают, а в это время рушатся их судьбы, «Дядя Ваня» стал великой пьесой. Но когда театры в сотый раз настаивают на грандиозности этой новости среди рушащегося мира, то не каждый готов бежать в театр, чтобы убедиться в этом. Будем надеяться, что присуждение премии сосредоточит читательское внимание на екатеринбургском прозаике, который берется объяснить, почему «длинное дыхание портрета в легкой раме окна. Просто движение ветви за окном, просто свет небесный и тьма египетская. Просто путь» так важны для понимания себя в мире.

Что касается второго победителя (300000 руб.) - Андрея Дмитриева, то здесь удивительна только сама номинация «Детство. Отрочество. Юность» для романа«Крестьянин и тинейджер».

Уместная для премии «Ясная поляна» как никакая другая, началась она с произведения, которое служит взрослению и развитию души ровно в той мере, как любое явление литературы. Ничего специально юношеского в романе Дмитриева нет, а есть желание воскресить проблемный роман молодого героя. Московский юноша, заваливший сессию и боящийся армейского призыва, скрывается в деревне, поселившись у последнего ее жителя. Легко догадаться, что столкновение двух разных характеров – конфликт не столько личностный, сколько ментальный, социальный, поведенческий. Удивительно, что именно филологу Дмитриеву, которого нередко критика упрекала в книжности его романов, удалось пропащую деревню описать так поэтично, сострадательно, убедительно. Без заискивания, без снисхождения автор разговаривает с читателем о самых горьких, самых насущных его проблемах, и тем самым воспитывает его душу. Как заметил писатель, «в те полтора часа, когда человек читает хорошую повесть и при любых внешних обстоятельствах чувствует себя человеком, — литература ему помогает». Сам Лев Толстой часто повторял, что именно доброе чтение необходимо для поры взросления, так как оно способно заложить понятия справедливости, уважения, любви, честности. О том же говорили члены жюри - критики Игорь Золотусский, Лев Аннинский, Валентин Курбатов, прозаик Владислав Отрошенко, представлявшие номинантов. Надо сказать, каждая из речей тянула на нобелевскую, настолько они были вдохновенны, глубокомысленны, ответственны.

В отличие от этих выступавших Валентин Распутин, отмеченный как автор «выдающегося произведения ХХ века» (900000 рублей), был краток – он просто поблагодарил присутствовавших в Бетховенском зале Большого театра, где на этот раз вручалась премия, за веру в литературу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow