КолонкаПолитика

Высокие технологии: «освоение»

«Почта России» создает единую электронную почтовую систему, а военно-промышленная комиссия — систему электронной идентификации стрелкового оружия. Две странных идеи сразу

Этот материал вышел в номере № 116 от 12 октября 2012
Читать
«Почта России» создает единую электронную почтовую систему, а военно-промышленная комиссия — систему электронной идентификации стрелкового оружия. Две странных идеи сразу

Российские власти в последнее время явно стало заносить в их увлечении хай-теком: много лет их обвиняли в пренебрежении новыми достижениями науки и техники, теперь они ударяются в противоположную крайность.

То они обязывают всех чиновников осваивать социальные сети, как будто чиновникам у себя на рабочем месте больше заняться нечем. То ставят на уши всех московских родителей, заменив обычную запись в первый класс безальтернативной и при этом непрестанно сбоящей электронной очередью. То придумывают законы, которые якобы должны оградить детей от неприятностей, твердя, как заклинание, что это не цензура, как будто это самый важный вопрос. Куда интереснее было бы узнать, как эти благие пожелания, слегка формализованные в рамках официального текста, применить к реальности, которая все время оказывается сложнее смутных ощущений радетелей «детского блага»?

Интернет-СМИ всколыхнула новость о том, что специалистам военно-промышленной комиссии при правительстве России, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин, предложена разработка, прямо списанная со страниц научно-фантастических книг. Речь идет о системе электронной идентификации стрелкового оружия, которая сможет решать, действительно ли владелец держит оружие в руках. Она сможет блокировать выстрел, если из него пытается стрелять чужой или, например, у полицейского закончилась смена. И кроме аналога биометрического паспорта, служить «черным ящиком», куда записываются все действия с оружием: «сколько патронов было потрачено, в каком режиме, в каких условиях», цитируют «Известия» слова своего анонимного собеседника.

Собственно, все возражения против такой системы исчерпываются комментарием одного читателя к этой публикации: «Зачем нужен автомат, который стреляет не когда надо, а когда захочет?» Надежность оружия измеряется в сотых и тысячных процента отказов, а система биометрической идентификации — в единицах тех же процентов. На паспортном контроле в аэропорту всегда есть время спокойно разобраться со случайными сбоями, а у носителя оружия иногда нет в запасе даже тех долей секунды, которые чип потратит на идентификацию. А оружие, кроме всего прочего, эксплуатируется в экстремальных условиях: сумеет ли автомат распознать отпечаток пальца, если их обоих предварительно выкупали в болоте или хотя бы просто в море? Так что система идентификации должна быть намного изощренней обычной, и к тому же дешевой, компактной и малопотребляющей: представьте себе, что посреди войсковой операции вдруг иссякла батарейка. Совместить эти требования с супервысокой надежностью — крайне сложная, если вообще решаемая на современном уровне задача. По этим очевидным причинам еще никто в мире не держит такую систему даже в проекте.

Если же отделить домыслы энтузиастов от реально достижимых вещей, то видно, что речь может идти об обычном усовершенствовании системы хранения оружия, с занесением прямо в него информации о владельце. Радиочастотные метки встраиваются сейчас даже в рубашки и носки, постепенно заменяя собой традиционные бумажные ярлыки и опостылевшие штрих-коды в торговле, потому в этом как раз нет ничего невозможного. Правда, и подделать подобную запись в стандартной метке ненамного сложнее, чем в обычной бумажной книге учета, так что революции тут явно не предполагается. Скучно презентовать такой проект, и это еще вопрос — дадут ли на него денег.

В дележе миллиардов рублей, отпускаемых государством на развитие информационных технологий, довольно оригинальным путем собралась поучаствовать «Почта России»: в декабре правительству России будет представлен законопроект «О почтовой связи», предусматривающий в том числе возможность создания единой электронной почтовой системы. Официальный электронный почтовый ящик должен позволить гражданам, предприятиям, ведомствам и госорганам рассылать и распечатывать юридически значимые документы. Ожидается, что новая система будет частично платной и, возможно, интегрирована с сайтом «Госуслуги» (gosuslugi.ru).

Отметим сразу, что появившиеся в прессе подробности этой системы еще не стали предметом анализа даже внутри самой «Почты России» — там ожидают вступления закона в силу. Потому детали нового сервиса, интенсивно обсуждаемые в Рунете, отражают лишь частное видение предмета со стороны отдельных чиновников. Из-за этого, видимо, сообщения и изобилуют подробностями, способными повергнуть в недоумение любого, имеющего хоть какое-то представление о том, как функционирует интернет.

Первая сомнительная деталь лежит прямо на поверхности: привязка адреса электронной почты к физическому почтовому адресу. Чиновники полагают, что при переезде клиент должен будет закрыть имеющийся ящик и завести другой. При этом на один физический адрес, естественно, придется заводить много почтовых ящиков — согласно числу проживающих. Можно себе представить, какой длины будет такой адрес, если он должен включать почтовый индекс, собственно адрес и как минимум еще и полное имя клиента. И как его будет удобно разбирать — особенно учитывая, что к проблеме адекватного представления кириллицы в электронных адресах пока даже не подступались.

Правда, главная задача новой почты — общение «человек–государство», и разбирать адреса при этом вроде бы необязательно. Тогда, спрашивается, зачем нужен такой сложный и хлопотный в обращении способ? У человека в современном мире и без того имеется довольно много идентификаторов, и среди них есть даже уникальные: например, все тот же номер СНИЛС*, на котором основаны упоминавшиеся «Госуслуги».

Но главные сомнения возникают в самой необходимости такого сервиса. Если говорить о пересылке юридически значимых документов, то для этого существует известный и широко практикуемый во всем мире метод под названием «электронная подпись», основанный на теоретически обоснованных положениях науки криптографии. Исправить российское законодательство, до сих пор ориентированное на бумажные документы, новый сервис, очевидно, не сможет. При этом его надежность (устойчивость к атакам, к перехвату данных, к подложным письмам) будет заведомо ниже, чем любой отработанной криптографической процедуры. Следовательно, либо доверять таким письмам придется с оглядкой, либо придется внедрять в сервис те же элементы криптографии. Во всех этих случаях становится совсем непонятным смысл существования нового сервиса: посылать надежно идентифицируемые письма с «электронной подписью» с таким же успехом можно и через любимый российскими чиновниками Mail.ru.

Как отмечает в интервью «Коммерсанту» советник министра связи Борис Оникул, новый сервис призван улучшить показатели «Почты России». Почему-то «Почта России» не пыталась это сделать до сих пор и ждет аж специального закона. Без такового она удивительным образом умудряется проскочить через все перемены в обществе, практически не изменяясь. Письма — что из Москвы во Владивосток, что на соседнюю улицу — путешествуют неделю-другую: сейчас в некоторых случаях даже дольше, чем полвека назад. Посылку из Петербурга в Москву — путь, который «Сапсан» преодолевает за четыре часа, — можно ожидать недели через три.

«Почта России» неспособна организовать даже банальное в наше время отслеживание отправлений через интернет (только на одной такой услуге она могла бы заработать миллионы). Однажды мне пришлось искать задержавшуюся посылку, и выяснилось, что внутри «Почты» тоже нет способа узнать, где в данный момент что находится: этакий «черный ящик» с входами и выходами, и абсолютно недоступный внутри.

Как ни парадоксально, но с обычной почтой в электронный век происходит то же, что с потреблением бумаги: ее востребованность не снижается, а растет. Меняется только характер корреспонденции: меньше личных писем, зато больше объем пересылки товаров. Так, может быть, сначала все-таки наладить профильные сервисы: своевременную доставку, разгрести очереди в почтовых отделениях, обеспечить прозрачность путей прохождения почтовых отправлений, и только потом начинать разговор об улучшении показателей за счет изобретения новых сущностей не совсем понятного назначения?

…Впрочем, есть догадки. Илья Массух, бывший замминистра связи, когда-то оценивал проект электронной почты для «Почты России» в 10 миллиардов рублей. Готовность потратить такие средства на явно сомнительные цели показывает, что эйфория, охватившая власти, внезапно открывшие для себя перспективы высоких технологий, явно требует доброй, но твердой направляющей руки. Иначе целью всех этих начинаний останется лишь то, что один комментатор на сайте Roem.ru выразил словами: «Не нужно быть Навальным, чтобы услышать звон многоручной пилы…»

  • Страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow