СюжетыКультура

Ольга Чкалова: «Я пережила 4 вечера личных оскорблений»

На прошлой неделе, начиная с понедельника, Первый канал ежедневно по будням показывал в прайм-тайм сразу по две серии восьмисерийного телефильма «Чкалов»

Этот материал вышел в номере № 115 от 10 октября 2012
Читать
На прошлой неделе, начиная с понедельника, Первый канал ежедневно по будням показывал в прайм-тайм сразу по две серии восьмисерийного телефильма «Чкалов»
— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме. Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.
Изображение

— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме, — говорит мне Ольга Валерьевна Чкалова, младшая дочь легендарного советского летчика-аса. — Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.

— Обычно авторы и режиссеры в подобных случаях приводят свой главный аргумент: это не документальный, а художественный фильм…

— Художественное осмысление образа талантливыми людьми, даже если бы оно радикально противоречило моим представлениям, меня бы не оскорбило. Если люди знакомились с героем своего произведения, вникали в его слова и поступки, читали все, что было сказано о нем, мыслили и честно выстроили образ, это значит, он им уже близок. С ними можно вступить в полемику… Но в уже показанном телесериале «Чкалов» я вижу другое — холодное, бездушное, злонамеренное, ходульное выстраивание сюжета по законам плохого, абсолютно бездарного вестерна, в котором нет ничего общего с правдой… Взяты факты биографии известного, заслуженного человека: да, Валерий Чкалов жил именно в довоенной эпохе. Да, он женился на девушке по имени Ольга. Да, он был летчиком, да его отстраняли от полетов, выгоняли из армии, да он был осужден, да, позднее стал Героем Советского Союза. То есть какие-то реперные точки сохранены, но тем больнее и обиднее, что речь идет именно о моем отце, именно его безжалостно оболгали. Не знаю только, на потребу чему? И самое непереносимое для нас с сестрой заключается в том, что создатели фильма всюду утверждают, что работа шла в союзе с дочерьми летчика Чкалова. То есть мы эту лживую, грязную историю, которую они предъявили публике, якобы одобрили! Я хочу, чтобы все знали: мы к этому не имеем никакого отношения!

— А создатели фильма к вам вообще не обращались за консультациями?

— В 2007 году сценарист Алексей Поярков позвонил моей сестре Валерии и попросил ее посмотреть наброски сценария фильма об отце. Сестра сделала там немало поправок. А потом он пропал и не подавал с тех пор ни звука. А полгода назад мы прочитали, что скоро на экран выходит сериал, приуроченный, цитирую: «…к 75-летию беспосадочного перелета Валерия Чкалова из Щелкова в США через Северный полюс. Перелет был совершен летом 1937 года на борту Ант-25: 9 тысяч км за 63 часа 16 минут». До сценариста не дозвонились. Нашли режиссера Игоря Зайцева, сказали, что хотели бы ознакомиться с фильмом, прежде чем он будет предъявлен широкой публике. Он ответил: «Мы открыты для общения», но добавил, что ему нужно переговорить с продюсером и он перезвонит. Не дождавшись обещанного, я перезвонила сама. Он извинился, сказал, что потерял наш номер. И что теперь непременно все выяснит и перезвонит… И снова — тишина. Такое, знаете ли, вежливое хамство. Лето прошло, к дате события они не успели, и мы перестали дергаться. И вот — октябрь. На экране якобы папа. Который без конца только и делает, что пьет, дебоширит, крутит романы то с какой-то Марго, то с цыганкой чуть ли не на глазах у жены и детей. Он, ко всему прочему, всех предает, ну ни дать ни взять — подонок… Этого всего не было никогда!

— Каким вы помните отца?

— Я родилась на седьмой месяц после смерти папы. Он погиб в декабре 1938 года, и тогда моему старшему брату Игорю, которого сегодня уже нет с нами, было 11 лет, сестре Валерии — 4 года. Но благодаря маме у нас у всех было полное ощущение, что мы растем рядом с папой. Его кабинет был всегда открыт, его слова, шутки, его поступки — это все незримо присутствовало. Мы все детство и юность общались с его друзьями, которые очень многое, вплоть до деталей, мельчайших подробностей, рассказывали нам о папе. Когда повзрослели, стали читать и прочитали все архивные документы, все воспоминания людей, которые были с ним знакомы. Я полагаю, что иногда, при живых отцах, дети знают о них и чувствуют их меньше, чем это было и есть у нас. Папа безумно любил маму, уже опубликована его переписка с ней, в его письмах очень видно, как он безумно тосковал по ней и детям, когда оказывался в разлуке с семьей. Я помню наизусть, вот к примеру: «…Получил сегодня сразу три письма от тебя, и у меня сегодня день радости. Твои письма для меня так же ценны и нужны, как заблудившемуся в пустыне вода. Они меня приводят в то хорошее состояние, которое я называю отдыхом души и успокоением нервов».

Папа был умным, образованным, интеллигентным человеком. Если зритель, посмотревший фильм, прочитает дневник настоящего Валерия Чкалова, который он начал вести в брянской тюрьме, то просто не поверит, что так мог излагать свои мысли туповатый, хамоватый, хулиганистый негодяй, облик которого ему навязали… На протяжении восьми серий у отца в фильме простецкая, нелепая речь… А папа писал в дневнике: «Когда человек попадает в каменный мешок, он перестает быть человеком — это живое существо, лишенное своего «я». Человек, имея свободу, не ценит ее, но стоит ее лишиться, как он сознает, что потерял все дорогое…»

Между героем сериала и автором этого письма, согласитесь, — пропасть. Герой сериала и двух слов связать не может, он — в лучшем случае просто лихач, презирающий и людей, и все опасности. А он был в своем деле новатором, испытателем, великим тружеником, высококлассным профессионалом. Он был смелым, рисковым, открытым человеком, и его действительно называли «воздушным хулиганом». А он объяснял, что без риска — нельзя, что «летчик-истребитель, готовясь к будущим боям, должен стать таким, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым». Он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа не ради куража или ухарства, он отрабатывал технику пилотирования, чтобы понять, на что способна машина и он сам. У него был полет под Троицким мостом — тоже тренировка. Там случилась авария, самолет задел провода, трибунал его осудил. Сослуживец отца по эскадрилье в Ленинграде рассказывал: «Однажды я увидел, что Валерий Павлович с карандашом и бумагой в руках трудится над какими-то схемами и чертежами. На вопрос, чем он занимается, Чкалов ответил, что вот все думает, как обратную петлю сделать. Но ничего не выходит — плоскость отвалится. …На ненужный риск он не шел». И война Великая Отечественная началась именно на тех самолетах, которые испытывал отец.

— Правильно ли я понимаю ваши ощущения — создатели фильма не изучали жизнь своего героя, а ворвались в нее, как воры-грабители, все раскидали, побросали важное, потоптались, схватили то, что плохо лежит…

— Абсолютно правильно, и пользуясь вашей аналогией, я еще добавлю, что они действовали в перчатках — ничего не потрогали собственными руками, не почувствовали ни духа эпохи, ни личности. Что «плохо лежало»? У отца был близкий друг, бывший однокурсник Александр Анисимов, они с ним действительно соперничали, так как оба были высококлассными летчиками. Но соперничали именно в профессиональном плане. Никогда Александр не был влюблен в мою маму, не могло быть у них из-за нее никакой дуэли. Но на потребу чему-то авторы фильма не только здесь закручивают сюжет любовного треугольника, но еще и добавляют эту роковую Марго, которая тоже становится общей для них любовницей. То есть у них есть какая-то ткань, и они шьют все, что им заблагорассудится… Такую чушь несусветную.

— Ну да, шьют, как вьетнамцы под брендом известных итальянских фирм, и выбрасывают на рынок.

— Выбрасывают на барахолку омерзительную дешевку, подделку, которая просто даже в элементарную какую-то логику характеров не вписывается. Ну вот они же сами показали в фильме венчание отца с мамой в церкви. Это — 1927-й, просто очевидно, как это опасно было для карьеры отца. А почему он это сделал? Да потому, что наш дедушка, Павел Григорьевич, был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Он был всю жизнь глубоко верующим человеком. Папа венчался из уважения к его чувствам. А в фильме дед приезжает из деревни, проделав долгий путь, а Валерий Чкалов до такой степени увлечен роковой любовью к страстной Марго, что уходит из дома к ней. И дедушка, его отец, обидевшись, уезжает на следующее же утро. Не мог Валерий Чкалов, который готов был из-за отца бросить на карту все, уйти в первый же вечер его приезда! Это — невозможно. Что еще интересно: мама в фильме тем временем музицирует на фортепьяно. Она на этом инструменте, кстати, никогда не играла, она хорошо пела, но не это важно. А то, что она на недоуменный вопрос деда: «Куда это сын на ночь глядя?» — с покорностью в голосе объясняет, что муж в последнее время берет уроки танго. То есть она знает про эту преподавательницу танцев, Марго, знает, что муж изменяет, но принимает ситуацию. Мама никогда бы не смогла такого потерпеть! Она была удивительно гордой женщиной, с прямой спиной, с характером. Питерская интеллигентка, филолог, всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу, издавала с детьми газету. Мне рассказывала мама, что незадолго до гибели отец говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Мама в самых трудных ситуациях была для отца лучшим советчиком и другом. А в фильме она — бессловесная, в полном смысле слова деревенская дурочка. Вот якобы 1935 год, и мои родители на приеме у Сталина. Я оставлю за скобками то, что в этом фильме вообще все даты перепутаны и что в указанный год Чкалова еще в Кремль не приглашали. Оставлю и то, что банкет напоминает обед в какой-то столовке, — тут уже вопрос бюджета и хоть какого-то желания показать реалии минувшей эпохи. Но вот Сталин якобы приглашает маму на танец, а она только что после родов, чуть ли не падает. Но идет танцевать, вся такая обмякшая, с придыханием. Я думаю, содрогнулись все, кто помнит маму, — это безобразная попытка спроецировать собственные представления о поведении людей в предлагаемых обстоятельствах…

— Вы сами заговорили о Сталине, в кадрах с ним актеру Дятлову совсем уже невозможно, он очевидно беспомощен, неестественен. Чкалов вместе с «отцом народов» лезет под стол, обращается к нему исключительно на «ты». Выглядит это все карикатурно.

— У меня, кстати, актер, игравший роль Чкалова, отторжения не вызывал, он просто делал то, что велено. Весь фильм — карикатура и бездарный гротеск. Взято действительно тяжелое, мрачное время и показано как сплошная несуразица. Там как будто бы и не было личностей — все идиоты; походя в этом фильме ернически пнули многих порядочных, известных людей. И про Сталина… У отца никогда не было с ним панибратских отношений, они общались на официальных приемах или по делу — в кабинете. Друг отца, Георгий Байдуков, рассказывал мне, что только однажды отец, когда его чествовали за только что совершенный подвиг, от переполнявших его чувств предложил Сталину выпить на брудершафт. Переполошилась охрана, все напряглись. Отец выпил полный стакан водки, Сталин свой только пригубил… Такая ситуация была один раз, под влиянием момента. А в жизни отец субординацию всегда соблюдал — он не был безумцем и не мог хлопать по плечу «вождя всех народов» со словами: «Послушай, Иосиф…»

Отец был популярным, он много общался и дружил с известными актерами, писателями, они могли выпить, поговорить. Об этом есть опубликованные воспоминания. Но кутить с цыганами, беспробудно пить, хамить, предавать друзей и семью — так представить жизнь человека, чья жизнь оборвалась на пике славы, в 34 года, и который так много успел сделать, — это, я считаю, позорище прежде всего для создателей фильма. У меня ощущение, что историю нашей семьи закопали в безобразную яму…

— Вы не собираетесь подать в суд на создателей фильма? Я помню, что родственники Есенина также были возмущены пошлым духом сериала о поэте, который, кстати, снял тот же режиссер Зайцев.

— Судиться с Первым каналом бессмысленно, мы только поднимем им рейтинг. Мы уже видели подобную ситуацию, когда шло обсуждение по поводу столь же бездарного фильма об ученом-физике Льве Ландау. Все, чего хочу я сегодня, это сказать людям: вы сегодня видите, что на экранах появляются пометки 16+, 18 +.

А на этот сериал нужно ставить просто жирный крест. Нет такого возраста, в котором можно было бы смотреть посмертную грязную клевету на конкретных людей, которые до сих пор остаются легендами своей страны.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow