СюжетыПолитика

«А вы не думали, что даже самый крутой президент может просто надоесть народу?»

Наш спецкор — из Тбилиси

Этот материал вышел в номере № 114 от 8 октября 2012
Читать
Власть в Грузии сменилась, и дальнейшее развитие страны пока не берется предсказать никто. Пока не ясна четкая программа ни в социальной политике, ни во внутренней, ни во внешнеполитическом курсе: слишком разношерстная команда собралась в коалиции «Мечты».

Власть в Грузии сменилась, и дальнейшее развитие страны пока не берется предсказать никто. Пока не ясна четкая программа ни в социальной политике, ни во внутренней, ни во внешнеполитическом курсе: слишком разношерстная команда собралась в коалиции «Мечты».

В пятницу были сформированы комиссии из представителей теперь уже правящей коалиции и оппозиции ЕНД, они начали процесс «бархатной» передачи власти; такого еще лет десять назад невозможно было представить. Впервые за историю независимой Грузии власть меняется мирным путем, а в стране появилась сильная и сплоченная оппозиция. И такую возможность грузинам дали реформы, проведенные командой Саакашвили.

Похоже, что победа оппозиции на выборах оказалась неожиданной в первую очередь для нее самой. До сих пор у коалиции нет списка кандидатур даже на ключевые должности (исключение — пост премьер-министра, кандидатура Иванишвили тут очевидна). Согласно конституции, президент Саакашвили все еще может непосредственно влиять на состав кабинета министров, но он демонстративно отказался от этого права, дав оппозиции полный карт-бланш на формирование нового правительства.

Иванишвили уже сделал ряд ключевых заявлений. Об изменении политики по отношению к Абхазии и Южной Осетии под лозунгом «все, кроме независимости» (впервые после августовской войны Грузия готова начать прямые переговоры с конфликтными регионами). О желании вести переговоры с Россией. О возможности открытия Эргнетского рынка на границе с Южной Осетией (крупнейшего рынка контрабандной торговли в регионе, который до своего закрытия в 2003 году кормил всю Южную Осетию и близлежащие регионы Грузии). И, наконец, о снижении цен на продукты и лекарства. На встрече с крупным бизнесом Иванишвили прямо сказал: «Снижайте цены, пока к вам не постучали в дверь».

Со дня выборов прошла неделя, и с каждым днем становится яснее, что большинство грузин голосовало не за Иванишвили, а против действующей власти.

Взять, к примеру, элитный департамент МВД по борьбе с наркоманией, который для Грузии имеет стратегическое значение: в 90-е годы эта болезнь приобрела масштабы национальной катастрофы. За годы, что у власти был Саакашвили, ее почти удалось победить. Департамент укомплектован профессионалами, которые имеют почти все: экипировку, хороший заработок, социальные льготы. Работа в департаменте — предмет мечтаний. Поскольку подразделение секретное, сотрудники голосовали прямо на местах. Выяснилось, что большинство из них отдало свои голоса за оппозицию. Не берусь объяснять этот феномен, пока безуспешно пытаюсь его только понять.

Здесь, в Грузии, мне очевидна одна ошибка грузинского руководства — потеря прямого контакта с народом. Под лозунгом «дело вместо разговоров» дебаты политиков превратились в монолог, а непопулярные решения, принимаемые правительством, никто не удосуживался объяснять. Этот вакуум заполнялся домыслами и слухами.

Предприниматели жалуются на чрезмерно жесткое, с их точки зрения, «выбивание» налогов из населения, особенно из мелкого бизнеса. Амбициозная идея создания на голой земле грузинской аналогии Гонконга — города Лазики, проект глубоководного порта, развитие туризма, масштабная реставрация городов воспринимались как бессмысленная трата налогов. Строительство дорог по всей стране, соединявших бедные провинциальные деревни, не привело к реальному росту благосостояния.

Отсутствие выхода на российский рынок население Грузии воспринимает очень болезненно, грузинские «бренды» — от цитрусовых до вина и минеральный воды — традиционно пользовались популярностью в России, отсутствие экономических связей больно бьет по сельскому населению. Не могут простить Саакашвили «потерю» Абхазии и Южной Осетии. А сотни тысяч беженцев в большинстве своем так и не сумели найти себе применения. На этом фоне любые победные реляции харизматичного президента, который в последнее время не устает повторять, что «в Грузии все самое лучшее в мире», вызывают все большее раздражение. За 9 лет люди просто устали от одних и тех же лиц.

Именно поэтому социальные обещания Иванишвили о повышении пенсий, бесплатной медицине, развитии сельского хозяйства имели в обществе такой грандиозный эффект. Страна не может жить далекой перспективой, она живет от лета до зимы.

Даже идеологи, стоявшие у истоков реформ, признают: «за девять лет команда Саакашвили эмоционально выдохлась, наступил период стагнации, — говорит глава Института демократии Леван Рамишвили. — С приходом оппозиции Грузия сделает шаг назад на пути реформ. Но это отрезвит команду Саакашвили и в будущем вернет ему кредит доверия в обществе и новый импульс реформам».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow