СюжетыОбщество

«Мы ждем тебя в нашем тесном террористическом кругу»

Сотрудникам российского офиса Human Rights Watch объявлена SMS-война

Этот материал вышел в номере № 114 от 8 октября 2012
Читать
Сотрудникам российского офиса Human Rights Watch объявлена SMS-война
Изображение

Они — это Таня Локшина, ведущий российский сотрудник Human Rights Watch, плюс ее муж Шура Верховский, такой же лохматый. Александр, директор знаменитого центра «Сова», кажется, на первом месте в списке врагов русской коричневой нечести. А Таня — один из лучших действующих экспертов по Кавказу. Ее жизнь и работа — триллер: ее прослушивали, угрожали, на нее нападали, задерживали, однажды даже выкупали за ящик коньяка… Есть куча людей, для которых она враг.

И вот — ребенок. Уже почти декрет. Последняя перед ним командировка в Дагестан.

Утром 28 сентября Таня выходила из дома, чтобы купить билет на рейс Москва — Махачкала. Тогда и пришла первая эсэмэска, а за ней — еще две. Примерно с таким содержанием: «Ты, мол, смелая женщина. Беременная, а едешь к нам на Кавказ! Мы ждем тебя в нашем тесном террористическом кругу лесных братьев с нетерпением. Алах свидетель!» (именно так, с одной буквой «л»).

Дальше начался SMS-террор. Локшиной совершенно ясно дали понять, что знают о ней все: срок беременности, пол ребенка, ее фактический адрес, номер рейса ее и время вылета ее мужа, который улетал в командировку.

— Я сама не знала, каким рейсом он летит и в какое время, — рассказала мне Таня. — Мы эти детали, естественно, не обсуждали. Очевидно, что они прослушивают телефон, следят, имеют доступ к почте, а возможно, и к закрытым базам данных.

Они — это те, кто на протяжении трех дней посылал беременной женщине SMS-угрозы, в каждой напоминая о «неродившемся ребенке». В конце концов пообещали: «нелегкие «роды».

В голосе Тани не удается услышать ни грамма паники. Она начинает злиться, только когда рассуждает о том, что, с одной стороны, не может поддаваться угрозам, с другой — ехать в Дагестан, потому что это может навредить местным (дагестанским) правозащитникам…

«Я — проблема. За мной — хвост. Я могу подставить людей». Вся Локшина — в этом. Она всегда решает проблемы других. Чего бы ей это ни стоило. Такие же — Светлана Ганнушкина и Катя Сокирянская. Вы не представляете, сколько человеческих жизней они спасли. Вопрос о том, кто спасет их, не стоит. Потому что так его не ставят они.

…В понедельник SMS-травля прекратилась. Ровно после того, как Локшина подошла к зданию ФСБ и вручила дежурному офицеру свое лаконичное обращение. Она ни на что особо не надеялась (в МВД вообще послала обращение факсом), но все-таки думала: вдруг захотят посмотреть телефон с эсэмэсками? В ФСБ сказали, что сначала обращению должны присвоить номер. Займет это три дня.

За три дня Локшиной никто не позвонил. Несмотря на то что в дело вмешались лично уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов.

Было очевидно, что проверкой ее, по сути, заявления о преступлении никто заниматься не намерен. И тогда было принято решение о пресс-конференции.

Опять пошли эсэмэски, только теперь уже коллегам Локшиной. В случае проведения пресс-конференции SMS-террористы обещали вывалить компромат в интернет.

Пресс-конференция прошла. При полном аншлаге.

Вообще, тут есть какое-то системное недопонимание врага. Потому что надеяться на пугливость таких российских правозащитников, как Локшина, пусть и беременная, — это глупо. Локшину невероятно трудно запугать. Потому что она принципиально бесстрашный человек и этой своей принципиальностью иногда раздражает коллег и друзей, которые невольно экстраполируют хрупкую и нежную Танину внешность на ее внутреннее человеческое содержание. Внутри Локшина — сверхтвердый сплав воли и ответственности.

Совсем недавно Татьяна написала текст для CNN про закон об иностранных агентах и политическом изгнании USAID из России. То есть, по сути, о намеренной изоляции многострадального гражданского общества от помощи, на которую государство само не способно. Этот текст за сутки стал одним из самых читаемых в мире. Об активных SMS-угрозах Локшиной и пассивности российской правоохранительной системы тоже написали все ведущие мировые СМИ.

Видимо, где-то были болезненно затронуты чьи-то железные нервы. Через несколько часов после пресс-конференции МВД нехотя выплюнуло на сайте свой пресс-релиз: «Проверка по обращению Локшиной БУДЕТ ПРОВЕДЕНА».

Тане никто не звонил. Прошла неделя, как продолжается эта циничная и мерзкая война с беременной женщиной, всю сознательную жизнь профессионально защищавшей права людей.

«Новая» обращается в Генпрокуратуру и СК: взять Локшину под охрану, обеспечить расследование

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow