СюжетыЭкономика

Московская бюрократия обживает Сеть

Как записаться в школу или на прием в поликлинику, не выходя из дома

Портал московских госуслуг (pgu.mos.ru) был без лишнего ажиотажа запущен в августе 2011 года, и сейчас, спустя год, можно подвести некоторые итоги сервиса. Портал оказался довольно популярным: к середине сентября 2012 года на нем зарегистрировалось около 311 тысяч москвичей

Портал московских госуслуг (pgu.mos.ru) был без лишнего ажиотажа запущен в августе 2011 года, и сейчас, спустя год, можно подвести некоторые итоги сервиса. Портал оказался довольно популярным: к середине сентября 2012 года на нем зарегистрировалось около 311 тысяч москвичей, то есть примерно такая же доля проживающих в столице, как за два с лишним года на федеральных «Госуслугах» (gosuslugi.ru) от всего населения страны.

Изображение

Московский портал выгодно отличается от федерального тремя возможными уровнями регистрации. Упрощенным первым уровнем может воспользоваться, например, школьник, еще не имеющий свидетельства пенсионного страхования (СНИЛС). Для него будет доступна запись к врачу и услуга оперативного информирования о результатах государственной итоговой аттестации (ГИА) и ЕГЭ. Сервис оказался на удивление востребованным: из всех зарегистрированных на портале шестая часть, около 50 тысяч — учащиеся 9–11-х классов.

Регистрация второго уровня, позволяющая пользоваться большинством услуг, доступна всем прямо из дома: для нее требуется только действующий адрес электронной почты и номер СНИЛС. Говорят, можно воспользоваться имеющейся регистрацией на федеральном портале, но найти официальную информацию об этом ни на московском сайте, ни на федеральном не удалось. Поэтому я прошел процедуру регистрации заново, и, в общем, она ничуть не сложнее регистрации на любом другом серьезном сайте. С одним только ожидаемым подводным камнем, к которому я лично был готов, но подозреваю, что «блондинка» может на этом этапе споткнуться, а некоторые пользователи вообще попасть в безвыходное положение.

Проблема характерна не только для данного сайта, но здесь она выглядит особенно неуместно: в процессе регистрации для проверки адреса почты вам высылается на него код авторизации, который нужно для продолжения процедуры ввести в онлайновую форму. Значительная часть публичных почтовых ящиков в числе других использует довольно широко распространенный способ борьбы со спамом, называемый методом «серых списков», — когда почтовому серверу отправителя предлагается повторить отправку письма позднее. Сервисы автоматизированных рассылок (в число которых вместе со спамерами попадают и службы регистрации на различных сайтах), как правило, такие запросы игнорируют. В результате подобные письма почти со стопроцентной гарантией окажутся в папке «Спам», причем чаще всего с большой задержкой: в данном случае она составила около часа (в других случаях бывает и значительно больше). А если у пользователя нет доступа к папке «Спам» (подобных упрощенных почтовых ящиков тоже предостаточно), то он вообще письма с кодом не получит.

Наконец, третий, наивысший уровень регистрации предполагает получение статуса проверенного пользователя, что позволит ему, по выражению создателей портала, «получать юридически значимые сервисы». Для этого требуется лично предъявить паспорт в районной инженерной службе, Городском центре жилищных субсидий или Многофункциональном центре обслуживания, что выглядит разумным требованием. На «юридически значимые сервисы» пока подписалось около 3 тысяч москвичей — примерно 1% от общего количества подписчиков сайта. Что выглядит естественным, так как далеко не каждый день нам требуются, например, документы на жилплощадь по всей форме. Вся эта многоуровневая процедура в целом, на мой взгляд, выглядит проще и понятней двухнедельного ожидания бумажного письма «от дяди» при регистрации на федеральном портале.

Наиболее востребованные услуги у москвичей, согласно сообщениям Информационного центра правительства Москвы, связаны с образованием, здравоохранением и отдыхом детей. Например, около 50 тысяч москвичей воспользовались услугой онлайновой записи к врачу в районную поликлинику, к сервису записи в первый класс обратились 83 тысячи горожан, летний выездной и городской лагеря выбрали на портале 50 тысяч родителей. В последнее время к этим популярным сервисам добавилась возможность оплаты услуг ЖКХ в онлайне — те, кто пробовал, говорят, что никаких особых сложностей не наблюдали.

К бросающимся в глаза недостаткам портала московских госуслуг я бы отнес малую наполненность раздела «Услуги по ведомствам». Исчерпывающе представлены лишь структуры заказчика — самого правительства Москвы. Районные органы власти присутствуют, мягко говоря, не полностью: из 125 московских районов на портале представлены всего 14 управ (все — из Восточного административного округа). Хотелось бы, чтобы этот портал стал действительно общемосковским центром, где гражданин может получить достоверную и полную информацию об услугах, предоставляемых властями различного уровня и ведомственной принадлежности. Для примера: на сайте моего района (в списке портала он отсутствует) висит расписание приема участковых и контактные данные опорного пункта, устаревшие примерно лет пять назад.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow