Брэдли Биркенфельд — банкир, осужденный за помощь в укрывательстве налогов и отсидевший два года, получил премию от налоговой службы $104 млн — крупнейшее в истории денежное поощрение, выплаченное федеральным правительством американскому гражданину.
Всё очень просто: Биркенфельд, 47-летний сотрудник швейцарского банка UBS, рассказал налоговикам о том, как его боссы помогали укрывать налоги богатым гражданам США, имеющим на своих счетах свыше $20 млрд. Величина гонорара соответствует вкладу, который внес Биркенфельд в федеральный бюджет США.
Сначала из-за разоблачений заключенного его бывший работодатель — банк UBS согласился заплатить $780 млн, признав, что помогал укрывать налоги на 250 счетах в Швейцарии. Потом банк выдал информацию еще о 4450 счетах американцев. После признаний UBS около 33 тысяч американцев сами пришли в налоговую службу с повинной, в результате чего бюджет пополнился еще на 5 миллиардов долларов. По закону, принятому в 2006 году, налоговая служба имеет право выплатить осведомителю до 30% от суммы налогов, которым он помог попасть в бюджет. Поэтому Брэдли Биркенфельд мог рассчитывать и на более серьезные деньги.
«104 миллиона, выплаченные налоговой службой, — это 104 миллиона посланий осведомителям во всем мире: сейчас стало безопасно и даже выгодно сообщать об укрывательстве налогов», — заявил адвокат заключенного-миллионера Стивен Кон. Теперь адвокат добивается для Биркенфельда президентского помилования. Приговоренный к 40 месяцам тюрьмы, банкир после двух лет за решеткой переведен под домашний арест. Так что свою награду он пока может тратить только через интернет.
«Вознаграждение в 104 миллиона долларов — это целое состояние. Но ведь будут собраны миллиарды долларов невыплаченных налогов, которые в противном случае никогда бы не были выплачены», — объяснил сторонник программы осведомителей сенатор Чарльз Грассли, инициатор принятия закона, благодаря которому осужденный получил рекордную награду, а министерство юстиции только в прошлом году в общей сложности вернуло в американскую казну $27 млрд.
Сенатор Грассли — к тому же инициатор проведения в мае национальной недели общественного осведомителя. Для таких граждан в США придумали термин whistle-blower, дословно «свистун»-правдолюб. В отличие от банкира Биркенфельда, большинство «свистунов» действует бескорыстно. Их увольняют с работы, называют сумасшедшими, но число их растет. Символ движения общественных осведомителей — свисток. Впрочем, Фрэнк Серпико, отставной нью-йоркский полицейский, 40 лет назад разоблачивший коррупцию по месту службы и ставший иконой движения (Аль Пачино сыграл его в биографическом фильме), предпочитает выражению «Дуть в свисток» другое: «Зажигать лампу», то есть проливать свет на неприглядные факты.
10 лет назад Колин Роули была признана журналом «Тайм» Человеком года. Она указала на ошибки ФБР в расследовании деятельности Закариаса Муссауи. Если бы ошибки были исправлены, правительство знало бы заранее об атаке 11 сентября. Сначала ее хотели уволить. Роули защитила пресса. Ее записками заинтересовался генеральный прокурор, ее вызвали для дачи показаний в конгресс.
Большинство «свистунов» таким похвастаться не может. Принятый палатой представителей в 2008 году законопроект о защите общественных осведомителей из спецслужб и силовых ведомств так законом и не стал. Действительно: кем считать рядового Брэдли Мэннинга, обвиненного в передаче сотен тысяч секретных документов сайту Wikileaks: общественным осведомителем или предателем, нарушившим воинскую присягу?
К доносительству, особенно за деньги, может быть сложное отношение. Генетической памяти нашего народа слово «стукач» ближе, понятнее, чем общественный осведомитель. Известный борец с коррупцией Дмитрий Медведев в марте этого года, еще будучи президентом, признал: «Почти библейская тема — можно ли «стучать» за деньги, хорошо это или плохо, и как нужно «стучать» — громко или потише. Знаете, у меня нет ответа на этот вопрос… С одной стороны, как у любого человека, всякого рода доносительство за деньги у меня вызывает скорее вначале чувство отвращения. С другой стороны, когда я начинаю смотреть на опыт так называемых передовых государств, — это помогает».
В США можно получить 104 миллиона, как Биркенфельд, а можно потерять работу и даже попасть под суд, несмотря на то что в общей сложности в 19 различных законах говорится о запрете преследований за критику. Гарантий нет, однако движение общественных осведомителей растет и ширится.
За 10 лет коалиция «в защиту общественных осведомителей» превратилась в движение, объединяющее свыше 300 организаций: профсоюзных и правозащитных. Провалы в работе спецслужб и разведки, безопасность авиаперелетов и атомных станций, бракованные лекарства, взятки в полиции — вот лишь некоторые области, в которых, благодаря тем, кто «свистит в свисток», Америка становится безопаснее.