СюжетыОбщество

Не учи учеными

Уникальную школу закрывают, потому что в ней работают профессора, а не учителя

Этот материал вышел в номере № 105 от 17 сентября 2012
Читать
Скандал недели: суд запретил уникальный физматлицей, потому что там нет дефектологов, а профессора — не педагоги
Изображение

22 августа суд Советского района г. Новосибирска вынес постановление, фактически прекращающее работу уникальной физико-математической школы при Новосибирском государственном университете. А сам университет, в состав которого входит школа, был оштрафован на 100 тысяч рублей. Всё это потому, что в школе работают не учителя с педагогическим образованием, а университетские преподаватели и научные сотрудники Сибирского отделения Российской академии наук. 18 сентября постановление районного суда будет обжаловано в областном.

Летом в школе проводил внеплановую проверку Рособрнадзор. Причиной проверки стала жалоба матери отчисленного ученика. Как следует из акта проверки Рособрнадзора, по самому предмету жалобы никаких нарушений не обнаружилось. Однако Рособрнадзор рассмотрел документы школы и счел, что ее штатное расписание не соответствует требованиям, предъявляемым к общеобразовательным школам и школам-интернатам (нарушает «п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 612, и приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). В штате школы-интерната, замечает Рособрнадзор, должны быть учителя (в физматшколе — не учителя, а преподаватели, как в вузе). Обязательно нужны социальный педагог, дефектолог, логопед, вожатый, концертмейстер, мастер производственного обучения и т. п. (нет, «нянечки», насмешившей весь Рунет, в этом списке нет).

Еще одна претензия Рособрнадзора — что в должностной инструкции преподавателя и старшего воспитателя нет требования, чтобы он имел профессиональную подготовку по направлению «образование и педагогика». Это не просто педагогическое образование, а образование по особому направлению; скажем, человек со специальностью «Педагогика и психология», не говоря уже о физике или филологии, должность старшего воспитателя или преподавателя занимать не может. Среди физматшкольных воспитателей довольно много университетских выпускников; среди преподавателей — 21 профессор, 21 доктор наук, 81 кандидат наук, 72 доцента. Суд требует привести штатное расписание в соответствие с нормативными документами. Это значит — уволить профессуру и набрать обычных пединститутских выпускников.

Воспитатели и старшие воспитатели школы в этом году проходят повышение квалификации по требуемому направлению. Но вот с требованием брать на преподавательскую работу только обладателей пединститутских дипломов по направлению «Образование и педагогика» школа и университет согласиться никак не могут. Они настаивают на том, что СУНЦ НГУ (специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета) не может считаться обычной общеобразовательной школой и на нее распространяются другие правовые нормы.

Университет, ответчик по делу, представил в суд полный комплект документов, регламентирующих работу школы. Из документов видно: школа (так же, как и другие школы-интернаты при университетах) на совершенно законных основаниях с 1988 года входит в состав университета. На этот счет существуют документы Советов министров СССР и РСФСР, а также постановление Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, никем не отмененные. Штатное расписание таких школ принципиально отличается от обычного школьного, а к преподавателям применяются те же правовые нормы, что и к преподавателям вуза.

Однако суд, как мы регулярно наблюдаем в последнее время, просто отмахнулся от доводов ответчика: «С доводами законного представителя университета о том, что неправомерно отождествлять СУНЦ НГУ с обычной общеобразовательной школой или школой-интернатом, поскольку на СУНЦ НГУ распространяется специальная норма права, суд согласиться не может». Вы же реализуете «образовательные программы среднего (полного) общего образования»? Реализуете. Это не является высшим образованием? Не является. Значит, требования к преподавателю должны быть школьные, точка. Суд «считает несостоятельными доводы» ответчика… Суд считает, что вина НГУ «в совершении вышеуказанного административного правонарушения доказана».

Всё очень просто и вроде бы по закону, только вышла бессмысленная глупость. Выполнить постановление суда — это значит ликвидировать школу. Выявленные Рособрнадзором «нарушения» — это самая суть, сама специфика школы, которая позволяет ей почти полвека растить хороших ученых. В будущем году школе исполнится 50 лет — если она, конечно, доживет до этого юбилея.

Физматшкола появилась в 1963 году: тогда постановлением Совета министров СССР были созданы школы-интернаты физико-математического и химико-биологического профиля при Московском, Ленинградском, Новосибирском и Киевском университетах. Сейчас таких школ в России всего четыре: Киев оказался за границей, но еще один СУНЦ возник в 1990 году при Уральском госуниверситете.

В физматшколе учатся 500 человек, причем только старшие классы: восемь десятых и четырнадцать одиннадцатых (вообразите себе обычный школьный выпускной почти на 300 человек, и не меньше десятка — медалисты). Зачем им дефектолог, логопед и вожатый — поди догадайся.

В СУНЦ есть заочная физматшкола, где учатся талантливые дети со всей страны, и летняя школа, куда они съезжаются для очной работы. В советское время и в 90-х в ней учились талантливые дети со всего бывшего СССР: Заполярье, Дальний Восток, Сибирь, Средняя Азия… Сейчас приезжающих из бывших азиатских республик не так уж много, и в основном они из Казахстана, меньше — из Таджикистана и Киргизии, у СУНЦ НГУ есть договоры со странами, она проводит в них выездные школы, но в основном работает теперь уже с российскими гражданами — дети по-прежнему приезжают с половины страны.

Физматшкола и ее общежитие стоят в студенческом городке НГУ (классический университетский кампус, каких в стране мало) среди университетских корпусов и общежитий. Фымышата, как их всегда звали и зовут до сих пор, просто физически — неотъемлемая часть университетской жизни. Студгородок, в свою очередь, — часть жизни всего Академгородка; в университете преподают в основном ученые из институтов СО РАН, а студенты включаются в научную работу в институтах. Фымышата получают возможность заниматься настоящими исследованиями уже в старших классах.

Выпускники школы, говорит ее директор Николай Яворский, составляют примерно половину стобалльников по ЕГЭ всей области: в последние годы в школе было по 10, 16, 17 детей, набравших по 100 баллов на экзаменах. Среди выпускников прошлых лет — 4 тысячи кандидатов наук, более 500 докторов наук, 7 членов-корреспондентов РАН, 2 академика РАН и академик РАО.

И даже не спросишь по-аверченковски: «Кому это всё мешало?» Да никому не мешало, просто обнаружили вот непорядок, надо устранить, привести в соответствие. Многие сейчас рассуждают в духе: «Это очередной шаг кровавого режима по уничтожению образования» — но давит школу даже не кровавый режимТМ, а общая глупость происходящего: бюрократические предписания, суд, независимый от здравого смысла, нежелание разбираться в сути дела и юридическая пустота там, где должен быть четко оговорен особый статус исключительной школы.

Все документы ФМШ, затем СУНЦ НГУ, датированы советским периодом; за 20 лет постсоветской истории у нее не появилось никаких документов, фиксирующих ее особый статус в Российской Федерации. А это позволяет районному суду в два счета ликвидировать школу, созданную правительственным постановлением. Значит, нужно правительственное постановление, чтобы школу оставили в покое. Директор СУНЦ НГУ Николай Яворский считает, что вмешательство власти решительно необходимо:

— Нужно устранить правовой вакуум в этой области, чтобы снять возможные юридические коллизии. Это ведь не только нас касается: во многих школах работает вузовская профессура; ну что — запретить консерваторским профессорам преподавать в Гнесинке?

На вопрос о том, как директор оценивает перспективы предстоящего разбирательства в облсуде, Николай Яворский отвечает дипломатично:

— Мы надеемся, что уже на этом этапе будет принято правильное решение.

Школа работает в обычном режиме и не собирается увольнять профессоров; директор уже заявил интернет-журналу «Сиб.фм»: будем работать, пока нас отсюда не выведут в наручниках.

В поддержку школы уже выступил министр науки, образования и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов. В ближайшее время должен быть опубликован документ с изложением позиции Сибирского отделения Российской академии наук.

Игорь Реморенко, заместитель министра образования, прокомментировал ситуацию в своем «Твиттере» так: «Получили материалы суда, изучаем. Но на первый взгляд ситуация более чем странная. Типовые штаты образовательных учреждений отменены ещё в 2008 году. Это означает, что любой директор школы может взять в штат хоть крановщика (иногда и это необходимо, если школа занимается профподготовкой по данному профилю в старших классах). Не говоря уже про преподавателей университетов, работающих во многих школах России. Более детально — после изучения материалов дела в ближайшие дни».

Идея заставить ФМШ заменить профессуру учителями с обычным пединститутским образованием подняла бучу общественного обсуждения. В одном из споров по этому бесспорному поводу прозвучало чрезвычайно интересное мнение: зачем тратить деньги на обучение этих детей, если они выучатся, станут учеными и все свалят за границу двигать науку чужой страны? Пусть лучше учатся, как все, и сидят здесь.

Интересно, восторжествует ли это мнение на государственном уровне?..

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow