СюжетыПолитика

Шуршали языком плакаты

В этот раз на них оказались конкретные требования людей, у каждого из которых — свой личный, частный бунт в душе

Этот материал вышел в номере № 105 от 17 сентября 2012
Читать
В этот раз на них оказались конкретные требования людей, у каждого из которых — свой личный, частный бунт в душе

12.00.«Марш» — от Страстного бульвара до проспекта академика Сахарова — был анонсирован на 2 часа дня, но уже к полудню у металлоискателей начали собираться люди. Вчера всем активистам пришлось хорошенько понервничать — поводы обсуждали в толпе: лишение Гудкова депутатского мандата, странная история с обвинением Ольги Романовой в угоне двух машин, панические твитты Навального: «У нас не хватает 700 тысяч рублей»…

Члены «Левого фронта» сразу же развернули бурную деятельность: Сергей Удальцов и с соратниками, и с журналистами общался исключительно через мегафон. Было шумно. Неподалеку женщина утешала дочку лет пяти: «Не бойся, дорогая, это не страшно — просто прогулка».

«Сторонники левых взглядов, проходите в колонну налево!» — звучало из мегафона возле металлоискателей, у которых полицейские отбирали воду: в этот раз ее проносить было запрещено. Страстной бульвар делил протестующих надвое: справа строились либеральные движения, «Белая лента», «Демвыбор», недавно созданная «Партия 5 декабря» и националисты. «Беспартийные» граждане в основном шли направо — к либералам.

14.00. Колонны двинулись под известным уже лозунгом «Россия будет свободной!». Наибольшее оживление царило в левой части бульвара, где парадом командовали Сергей Удальцов, Дмитрий и Геннадий Гудковы. В правой колонне раздавался голос Алексея Навального: «Жулики и воры — пять минут на сборы!»

«Зачем назад-то прилетел?» — вопрошал президента РФ лаконичный белый плакат. По поводу полета Путина с журавлями на акции много хохмили: в толпе разгуливал парень в белом шлеме и халате, явно изображая гаранта, а к традиционному лозунгу «Путин — вор» балагуры прибавляли: «Путин — стерх!» Активисты движения «Сопротивление» шагали в белых футболках, образующих лозунг «Долой самодержавие», — над толпой плыли картонные силуэты человеческих фигур: на каждом виднелось имя одного из «узников 6 мая».

Лозунг «Свободу политзаключенным» был, пожалуй, единственным, который дружно поддержали все пришедшие. В общегражданской колонне требовали ввести «список Магнитского», где-то в стороне заявляли: «Хватит раскачивать, пора переворачивать!»

Флагов, плакатов и лозунгов в этот раз, кажется, еще больше, чем обычно, — всех цветов, мастей и посылов. Видимо, к оппозиционному митингу решились, наконец, примкнуть недовольные не только политикой Путина, но и, например, своей зарплатой или уровнем жизни: «Образование — право, а не привилегия», «Учиться! Учиться! Учиться — бесплатно!», «Требуем бесплатную медицину и образование!», «Голодный врач — несчастный больной!».

Преподаватели и студенты сформировали свою колонну: здесь РГГУ, МПГУ, Российский студенческий союз, Ассоциация преподавателей высшей школы. Рядом с ними маршируют врачи, ученые.

К социально-экономической тематике решили, наконец, обратиться и сами лидеры оппозиции.

— Сейчас наравне с требованиями политическими появляются и социально-экономические, — рассказал «Новой» Борис Немцов. — Их три основных: заморозить тарифы ЖКХ, предоставить право на забастовку и профсоюзную деятельность, повысить расходы на образование и медицину.

Во главе колонны работников науки и образования плыл большой белый шар с надписью: «Вернем России мозги». Среди плакатов такой: «Чиновники, не стыдно набирать 03?!» На спине у мужчины: «Предупредите Минздрав: нищий врач опасен для вашего здоровья».

Андрей Демидов, учитель истории, выступал на сцене от своей колонны: «Я здесь от ученых, учителей и библиотекарей. В этот раз в нашей колонне еще и медики. Власть это очень напрягает, потому что она считает почему-то бюджетников своей опорой. Ставка молодого учителя в Москве 15 тысяч. Все остальное не гарантировано. Если власть демонстрирует, что на образование, медицину, науку нет денег, это значит, что у нее другие приоритеты. У детей не будет лекарств, зато у полицейских появятся новые дубинки и бронированные автомобили? Будут закрываться школы и открываться новые тюрьмы? Мы не хотим этого, поэтому мы здесь. И мы требуем: власть, или меняй политику, или уходи. Знания — сила. А значит, мы победим!»

Часть научно-образовательной колонны — это учителя во главе с независимым профсоюзом «Учитель». Его председатель Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права, уверен, что шествия и митинги должны завершаться четкой программой. Учителям, по его мнению, сейчас надо объединяться, пока их не перессорила новая система оплаты труда — в начале октября люди получат зарплату, рассчитанную по-новому. И начнется недовольство.

Саша Поливанова — член группы, которая занимается сбором и анализом лозунгов протестных митингов (в ней исследователи из РГГУ, Центра русского фольклора, Центра этнографии, Института славяноведения), рассказывает: заметно, что на этом шествии гораздо больше, чем на предыдущих, лозунгов, представляющих локальные интересы: общежитие № 9, проблемы Урюпинска, строительство трассы, район Ясенево. Частотность лозунга «За честные выборы» резко упала. То ли проснулось сознание в низах, то ли движение расслаивается и начинается борьба за решение локальных проблем…

15.30.У сцены на проспекте Сахарова собирается толпа. Митинг открывает «пока еще депутат» Илья Пономарев — сообщает, что людей сегодня больше, чем на каждом из предыдущих митингов. В ГУ МВД с ним бы поспорили — по их данным, сегодня на проспекте Сахарова было не более 14 тысяч человек. По оценкам независимых наблюдателей, тысяч 20.

Алиса Образцова, одна из ведущих митинга, рассказала «Новой»: несмотря на то, что власти согласовали митинг до 22 часов, организаторы заранее понимали, что люди не готовы стоять так долго.

С этим мнением активно спорил Сергей Удальцов, который в своем выступлении призывал людей не расходиться слишком рано и устроить Майдан: «Готовьте свои вопросы, будем обсуждать, делиться мнениями! Это будет действительно народное вече». «Ой, Сережа, допрыгаешься ты до портрета на красном знамени!» — причитала в толпе старушка.

— Обыски, преследования, новые законы — все это говорит о том, что власть закусила удила, — пояснил «Новой» Геннадий Гудков, которому достались самые громкие аплодисменты из всех выступающих. — Если так будет продолжаться, с ней точно нельзя будет идти на диалог. Сейчас, я считаю, надо дать ей время опомниться. Но у нее очень немного времени. И если этого не произойдет, то вот это мирное движение перестанет быть мирным.

Основное отличие от предыдущих маршей заключалось в том, что организаторы учли социальную тематику и предоставляли сцену не только Алексею Навальному, Илье Яшину, Илье Пономареву, но и учителям, врачам, военным, которые, заметно волнуясь, все же формулировали единую мысль: нынешняя социально-экономическая политика России оставляет желать лучшего.

Дмитрий Быков обратился к молчаливому большинству, «которое запаслось попкорном и наблюдает за происходящим»: «Когда Россия станет свободной — а она станет, — вам будет стыдно, что лучшие события в истории страны не расшевелили вас». Вслед чему Алексей Навальный заметил, что не хватает «личной ярости» в борьбе: нужно осознавать, что свобода и чувство собственного достоинства — такие же конкретные вещи, как дворцы, яхты и капитал за рубежом, которых боятся лишиться чиновники.

Резолюцию митинга сформулировал один из организаторов, Петр Царьков: «Мы требуем — отставки! Наша цель — немедленное освобождение политзаключенных, проведение честных выборов под общественным контролем. Мы хотим заморозить тарифы на ЖКХ, прекратить развал образования, науки и медицины!» Резолюция была принята большинством голосов. Двое в толпе проголосовали против. Сколько воздержалось — оценить трудно.

Под занавес оппозиция анонсировала новый «Марш миллионов» — 20 октября. В надежде, что люди уж точно успеют вернуться из отпусков.

А закончилось все традиционно: Сергей Удальцов призвал всех не расходиться. Стемнело, сцену начали разбирать рабочие. Удальцов шумел в мегафон: «Представьте, что было бы, если бы все, кто был сегодня на митинге, остались до этого момента!» ОМОН начал оцеплять проспект Сахарова. Удальцов задержан. В считаные минуты территория была очищена — тех, кто пытался этому помешать, загнали в метро.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow