«Лицо — самый доступный отражатель мыслей, чувств, внезапных порывов и затаенных намерений человека. Тема неисчерпаемая», — считает профессор МАРХИ Владимир Юдинцев и доказывает это выставкой графических портретов «Лица архитектурной национальности», работающей в галерее ВХУТЕМАС. «Здесь друзья и жены, дети, люди, влияющие на тебя. Ни один портрет не рисовался «с натуры», а восстанавливался памятью после любого события или простой посиделки путем подбора выражений и свойств лица. При таком подходе второстепенное в картинку не попадает. Что-то рисуется за пять минут, а что-то можно «мусолить» и месяц. Потом встретишь человека и видишь, что черты и пропорции не те, а узнаваемость налицо», — говорит Юдинцев. А вы смотрите сами.
Ул. Рождественка, 11.До 12 сентября
Как Панджи искал Таджи
В последние дни августа во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства состоялось событие двойной значимости: с выставкой «Андакен Пенурат, юный князь Панджи. Мир индонезийского театра» открылся новый многофункциональный выставочный зал, что для консервативного, в общем, музея — действительно событие. Сама же выставка, представляющая 50 произведений театрально-декорационного искусства из государственных и частных собраний России и Индонезии, откроет вам, как следует из ее названия, индонезийское театральное искусство. На Малайском архипелаге театральные представления — одна из важнейших составляющих духовной культуры. Слово ваянг, которым обозначают кукол и само театральное действо с ними, известно каждому индонезийцу. На выставке представлены куклы театра теней ваянг кулити театра объемных деревянных марионеток ваянг голекс острова Ява, маски представления ваянг топенгс Восточной Явы и острова Бали. Но главным, пожалуй, экспонатом является 60-метровое живописное панно XVIIIвека, воссозданное, впрочем, в веке XXI, на котором изображены сцены путешествия юного принца Панджи в поисках пропавшей принцессы Секар Таджи. Оно было предназначено для спектаклей театра ваянг бебер, почти исчезнувшего искусства рассказа, сопровождаемого показами рисованных картин, намотанных на два вертикальных шеста.
Ул. Делегатская, 3.До 23 сентября
Лики ночи
«То, что понятно ночью, скрыто в потемках днем», — пел в 1970-х Б.Г. Серия черно-белых откровенных ночных образов Visages de Nuit, запечатленных фотографом Венди Пэтон, впервые была показана в 2009 году на выставке «Ключи к идентификации» в Международном центре фотографии и галерее Риты Хиллман в Нью-Йорке. Европейский дебют серии Пэтон состоялся в январе 2011 года в кёльнской галерее Focus. Сейчас «Лики ночи», черно-белые отпечатки невыразимой человеческой сущности, можно увидеть в Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Пэтон, которая снимает исключительно на пленку, работала над серией спонтанно в течение шести лет, заинтригованная таинственными переменами человеков в ночи, когда они, кажется, чувствуют себя более свободными быть тем, кем они хотят быть, примерять на себя разные образы и маски — и быть самими собой. Это именно та свобода самовыражения, которую Пэтон хочет видеть в своих моделях.
Болотная наб., 3, стр. 1.До 7 октября
Любите книгу, источник знаний
В самом разгаре 25-я Московская международная книжная выставка-ярмарка, открывшаяся 5 сентября в 75-м павильоне ВВЦ. На ярмарке, как всегда, организованы тематические экспозиции, запланированы встречи с писателями, презентации книг и социальных проектов, намечены концерты, показы фильмов и художественные выставки. Но главное, разумеется, не это. Главное —это то, что издательские компании России и многих других стран представляют здесь свои новинки по издательским ценам. Можно просто бродить между стендами, натыкаясь на «свое», а можно, если вы ищете что-то конкретное, воспользоваться «электронным компасом» — специальной поисковой системой, которая поможет сориентироваться в книжном море.
Проспект Мира, 119.До 10 сентября
Совместное зрение
Сергей Лоцманов — один из немногих молодых художников, который работает со сложной техникой нанесения геометрических образов акварелью и тушью на бумагу, а также создает концептуальные инсталляции из найденных материалов. Его тема — это дрейф в мире образов повседневности, когда непрерывное течение жизни воспринимается как череда ссылок, простой выезд на природу становится набором цифровых кадров, и взгляд уже не существует сам по себе, подчиненный тому или иному оптическому приспособлению. На открывшейся сегодня в «Галерее 21» персональной выставке «Синоптикон» представлена новая живописная серия художника, получившая свое название — буквально «совместное зрение» — вслед за тем, как английский социолог Зигмунт Бауман называет систему постмодернистского контроля — камеры слежения, кредитные карты, базы данных.
Пуговишников пер., 11, стр. 3.До 10 октября
8 сентябрявпервые в России 11-кратный чемпион мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Виталий Кличко в титульном поединке встретится с немцем Мануэлем Чарром. 40-летний Кличко за свою карьеру провел 46 боев, одержав 44 победы, из них 40 — нокаутом. При этом он ни разу не терял чемпионский титул на ринге. Его визави за свою профессиональную карьеру ни разу не был побежден и занимает в настоящий момент 7-ю строчку рейтинга WBC. На его счету 21 беспроигрышный поединок, из которых 11 были закончены нокаутом. До основного боя пройдет серия титульных андеркартов, а также выступят популярные артисты и диджеи. Приятной неожиданностью для организаторов боксерского вечера стало решение супруги Виталия Кличко Натальи также принять участие в музыкальной программе. Шоу, на которое ожидается порядка 30 тысяч зрителей, будут обслуживать лучшие шоумены в боксе: ринг-анонсер №1 в России Александр Загорский и самый известный в мире спортивный конферансье Майкл Баффер.
Олимпийский проспект, 16, корп. 2.Начало поединков андеркарт в 21.00, начало боя Кличко–Чарр — около 1.00
Их будет трое
В выставочной практике соединение произведений Казимира Малевича, Николая Суетина и Ильи Чашника является давней традицией, отражающей особенную близость их художественных установок. Двое последних были ближайшими соратниками и верными последователями первого в деле супрематизма. «Нас будет трое…» — писал Малевич в письме Суетину об узком круге супрематистов-новаторов. И это как раз о новой выставке в Третьяковской галерее на Крымском Валу, для которой фонд Sepherotпредоставил более ста работ художников, среди которых графика автора «Черного квадрата» разных периодов, его наброски супрематических композиций, рисунки к неосуществленным или утраченным фигуративным композициям конца 1920-х, а также станковые рисунки, архитектурные проекты, эскизы тканей и росписи стен Суетина и Чашника. Посмотреть на цветовой и композиционный аскетизм и почитать килограммы слов, ему посвященных, можно уже вчера.
Крымский Вал, 10.До 25 ноября
Поэма «Охота на Снарка», разнузданное поэтическое баловство «в восьми воплях» Льюиса Кэрролла, впервые в своей истории перенесена на театральную сцену: «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова представляет постановку абсурдистского шедевра 7, 8 и 9 сентября. «Невозможное путешествие невероятной команды в поисках невообразимого существа» прекрасно отсутствием любых правил и основ. Спектакль, режиссером которого стал сам Серебренников, «грешит» тем же. Дамы в вечерних платьях, господа в black tie, а также бобер в мохнатой шкуре поют фантастические строки a capella — сложная, но не скучная партитура Юрия Лобикова, в качестве актера к тому же возглавляющего незадачливый отряд, не предполагает инструментального сопровождения, и люди превращаются и в музыкальные инструменты, и в невиданных существ, и в географические карты. Белое сценическое пространство раскрашивается на глазах у изумленной, как говорится, публики, комедия неожиданно оборачивается хоррором, а пенящееся веселье приобретает трагический смысл. Завораживающий визуальный ряд напоминает работы Пауля Клее, как и Кэрролл, находившего источник вдохновения в мире детства с его непосредственностью и акробатической пластичностью, агрессией и верой в чудеса, беззаконием и нежностью.
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6.Начало спектаклей в 20.00
«Веселая драма»
8 и 10 сентябряна сцене Большого выдающийся пианист и дирижер нашей с вами современности Даниель Баренбойм и труппа и оркестр старейшего и самого заслуженного в Европе оперного дома La Scala дают моцартовского «Дон Жуана». Если маэстро представил публике более-менее классическое прочтение партитуры Моцарта, то канадский режиссер Роберт Карсен решил знакомый сюжет не без экспериментаторства. Сценографические задумки, по которым актеры выходят в партер, сидят на краю сцены, а Статуя Командора в знаменитой сцене на кладбище появляется из центральной ложи Большого (которая, как известно, никогда не пустует), делают зрителей пусть и пассивными, но участниками действия. Знаменитая формула «театр в театре» нашла в спектакле Карсена и метафорическое, и вызывающе буквальное преломление. Апофеоз этого «интерактива» случается уже после увертюры, когда занавес раздвигается и публика видит… себя — в огромном зеркале.
Театральная пл., 1.Начало спектаклей в 19.00
На бал!
Завершается фестиваль искусств «Архангельское. Мистерии», на протяжении всего лета погружавший зрителей в атмосферу различных эпох посредством тематических представлений. Под занавес завтра в Парадном дворе и Овальном зале музея-усадьбы «Архангельское» состоится «Русский бал. Променад». С 18.30 гостям будут предложены выставки «Три века танца» и «Из истории русского бала», а также мастер-классы росписи вееров, масок и других бальных аксессуаров. В 19.00 в исполнении «Амадей-квартета» зазвучат произведения Глинки, Алябьева, Моцарта и Дворжака. А в 20.00 начнется концерт из произведений Чайковского, Шопена, Листа, Свиридова, Венявского, а также сочинений, написанных специально к этому вечеру, — фейерверк вальсов, полонезов и мазурок. Дамам организаторы обещают веер в подарок.
5-й км Ильинского шоссе.От м. «Тушинская» автобусы №№549, 541 или маршрутное такси №151
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Культурно-образовательный проект «Эшколот» регулярно привозит лекторов из ведущих университетов мира читать публичные лекции в Москве. 9 сентября с 19.00 в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» археолог Михаил Фрейкман из Иерусалимского университета расскажет о мегалитической культуре Ближнего Востока, в частности, об «израильском Стоунхендже» — гигантском монументе Руджум эл-Хири на Голанских высотах. Почти полное отсутствие данных, которые позволили бы понять, когда он был построен и как использовался, делает его одной из самых интригующих археологических загадок. А 10 сентября в 20.00речь пойдет о том, было ли древнее царство Давида и Соломона вымыслом потомков или исторической реальностью. Ученый проанализирует все сохранившиеся материальные свидетельства существования древнеизраильского царства, и особенно последние археологические находки в Хирбет-Кейафа, перевернувшие многие устоявшиеся воззрения историков. Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация на сайте http://www.eshkolot.ru.
Берсеневская наб., 14, стр. 5
Альтернатива Бойса
Впервые об альтернативе существующей действительности Йозеф Бойс заговорил в 1950-е, когда возник замысел проекта «Человек запада» — экспериментальной разработки модели реальности средствами искусства. В нем художник сделал конкретные выводы относительно зародившихся в Германии в период Второй мировой войны разрушительных тенденций общественного развития. Условием появления подлинной альтернативы этому для Бойса было расширение традиционной концепции искусства: творческий процесс должен был охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью. Он говорил о своем творчестве как об «антропологическом искусстве» и утверждал, что «каждый человек — художник». Наделенные внутренним творческим потенциалом, люди могут строить новые социальные системы и преобразовать мир посредством художественной практики, то есть становиться творцами «социальной скульптуры». На первой масштабной выставке Йозефа Бойса в Москве, которая получила название «Призыв к альтернативе» и откроется 12 сентября в Государственном музее современного искусства, будут показаны его инсталляции, включая эмблематические для его творчества работы «Конец XXвека» и «Трамвайная остановка», тиражные объекты, графика, видеодокументация перформансов. Экспозиция, обещающая стать одним из центральных событий культурного года Германии в России 2012–2013, — это своего рода ретроспектива идей Бойса, попытка понять, насколько предложенные им альтернативы актуальны для настоящего и будущего.
Гоголевский бульвар, 10
Певцов много, а Певцов один
13 сентябряна сцене клуба «Гнездо глухаря» — народный артист России Дмитрий Певцов и группа «КарТуш» с концертной программой «Мой капитан». «В электричестве» прозвучат песни Владимира Высоцкого, Алексея Кортнева и группы «Несчастный случай», Дианы Арбениной, Микаэла Таривердиева и других. Особой любовью публики, говорят, пользуется номер из ленкомовского спектакля «Юнона и Авось», в котором Певцов играет главную роль.
Цветной бульвар, 30.Начало в 20.00
Молчаливое присутствие
В 2012 году исполняется 100 лет со дня рождения авангардного американского композитора Джона Кейджа и 60 лет со дня первого исполнения знаменитой композиции молчания «4'33''». Государственный центр современного искусства запускает проект «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие», посвященный творчеству композитора и его влиянию на формирование новейшей радикальной культуры России. Первое событие проекта — музыкальный фестиваль «Путеводитель Джона Кейджа по грибным местам музыкального Нью-Йорка». На фестивале выступят звезды нью-йоркской музыкальной авангардной сцены: Алан Файнберг (фортепиано), Фред Шерри (виолончель), Юра Ли (альт, скрипка), Аарон Бойд (скрипка), Дэвид Фулмер (альт, скрипка). Программа фестиваля состоит из четырех тематических концертов: 11 сентябряв 19.00 и 15 сентября в 18.00 в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории (Б. Никитская, 11), 13 сентября в 19.00 — в Галерее «Система» (между прочим, это башня первой московской телефонной станции, куда вход бесплатен, но нужна регистрация по телефону 495 233-72-20; адрес: Милютинский пер., 5/1) и 14 сентября в 19.00 — в Камерном зале Московской государственной академической филармонии(Триумфальная площадь, 4/31).
Анти/советчик
— Я заядлый москвич, горожанин, и совет мой тем, кто, «как я», простодушен: в один из предпоследних уже погожих дней бабьего лета пройдитесь по Москве, желательно по местам своего детства, если организуете себе такую возможность и душа не против. Для меня это Покровка, Чистые пруды… (Есть у меня такой привет Чистым от Патриарших: «MonПешеход, счастливого пути,/Прозрений на ходу, пока не проза… И устаревший транспорт пропусти,/И трогательный транспорт — пропусти!/Не повторяй ошибки Берлиоза…») Побродите — и насладитесь некоторой нелишенностью свободы. О, у нас в России это немало.
Что до культурной конкретики, то советую заглянуть в мой любимый Московский дом фотографии Ольги Свибловой. Там уже с 3 сентября забурлила привычная жизнь — экспозиции на все вкусы. К примеру, «Гриша Брускин «Время Ч» или «Анимационное кино Германии». А можно взять и пойти туда, куда собирался все детство, но так и не дошел, — в Музей искусства народов Востока!
Конечно, не смогу удержаться от корыстно-нескромных советов. Например, от приглашения всех вас на нашу с художником Андреем Рыбаковым выставку. Вот уже два года нас связывает совместный арт-проект «Изостишия»: Андрей заставляет меня пером или кистью по 15–20 раз выводить, рисовать мои строки и стихи, а потом всю эту «авторскую каллиграфию», то есть каракули поэта, превращает в коллажи и картины. Так что я теперь тоже, типа, художник. Это уже не первая наша экспозиция продлится до 18 сентября в Открытом Клубе (ул. Спиридоновка, 9/2, по вторникам и четвергам).
По традиции буду выступать на Московской книжной ярмарке. Приглашаю на мою авторскую площадку 8 сентября с 17.00 до 18.00, где представлю на автограф-сессии свои и новые, и уже раритетные книги, а главное, с удовольствием почитаю вам новые стихи. А чуть раньше, в 15.00, на стенде издательства «Ардис» я еще раз озвучу свои аудиокниги. (Ну, все это — насколько можно что-то всерьез планировать под Богом.)
Что же касается Анти-, не советую ходить туда, куда не хочется, к чему душа не лежит. И сегодня это не такой уж благоглупый совет, как может показаться, — не стоит ходить туда, где явно не ждут или ждут слишком корыстно, где можно нечаянно оказаться участником дурного флэшмоба, стать заложником креатива вожаков и вождей.
Сказал все, что хотел. Резюмирую все насоветованное давней своей давней строкой: «Успейте на свободе и при жизни». Ненавязчиво Ваш.
Мелочь, а приятно
Вне графика
7 сентября, то есть сегодня, в кинотеатре «Ролан» — «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, притом что официальная дата выхода фильма в российский прокат — 18 октября 2012 года.
Чистопрудный бульвар, 12а.Начало в 21.00
Мелочь, а неприятно
Трудности перевода
Всегда было любопытно, как российские прокатчики подбирают идиотские названия для иностранных фильмов. Может, у них есть специальный секретный каталог? Как бы то ни было, новая картина Оливера Стоуна Savages(«Дикари», если уж совсем в лоб переводить) выходит на отечественные экраны 13 сентября под названием «Особо опасны». Что ж, все могло быть гораздо хуже…
Кроме того
Буря! Скоро грянет буря!
10 сентябрявыходит 35-й альбом Боба Дилана Tempest. Название пластинки породило волну слухов, что альбом станет последним в карьере великого американского «барда» — по аналогии с последней пьесой Шекспира TheTempest, «Буря». Однако Дилан развеял слухи, указав на отсутствие определенного артикля в названии его работы. Музыкальный журнал RollingStoneпоставил альбому 5 звезд из 5 возможных, отметив, что это одна из самых мрачных записей в бэк-каталоге музыканта.
Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой открывает свой новый сезон 11 сентября спектаклем «Времена…Года…» (концерт без слов, музыка А. Вивальди, Й. Гайдна, П. Чайковского, А. Пьяццоллы, режиссер Иван Поповски). В этом же месяце будут показаны самые любимые зрителями спектакли: «P.S. Грезы…» —14 и 21 сентября, «Снился мне сад…» —16 и 17 сентября, «На свой необычный манер…» —20 сентября, «Капли Датского короля» —22, 24 и 30 сентября.
Начало спектаклей в 19.00
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68