СюжетыПолитика

«Возогнать» рейтинг и перегнать Югру

Московские пиарщики советуют сахалинскому губернатору защищать остров от «недружественного поглощения Приморьем»

Этот материал вышел в номере № 99 от 3 сентября 2012
Читать
Московские пиарщики советуют сахалинскому губернатору защищать остров от «недружественного поглощения Приморьем»
Изображение

Слушаю хозяина кабинета и диву даюсь: он, оказывается, ничего не знает о внушительном десанте столичных пиарщиков, который действует в области вот уже десять месяцев, о тотальной цензуре в СМИ, об имитационных общественных организациях, созданных властью. Мой собеседник, главный областной идеолог, — опытный бюрократ, созревший в Самаре. Как можно затыкать рот неудобным общественникам и журналистам, знает прекрасно: пять лет назад этот волжский город на весь мир прославился вакханалией ФСБ и МВД, устроенной после местного «Марша несогласных». Была разгромлена местная редакция «Новой газеты», прошли обыски в типографиях, задержания журналистов. Правда, не он, работавший в аппарате правительства Самарской области, рулил тогда информационной политикой. Но, как говорится, рядом были хорошие учителя.

Мне бы никогда к нему не попасть: и аппарат губернатора, и правительство давно не отвечают на запросы об информации, исходящие от независимой прессы. Особенно если они касаются расходования бюджетных средств — тут даже прокуратура им не указ. Но мне в руки попали документы, уж очень нежелательные для имиджа губернатора Александра Хорошавина. И копии их, переданные секретарше главного идеолога, видимо, возымели действие — встреча была назначена оперативно.

Что же это за документы? Первый — распоряжение заместителя губернатора, руководителя аппарата губернатора и правительства области Дмитрия Братыненко, разосланное во все органы исполнительной власти Сахалинской области. Чиновник просит подчиненных принять участие «в разработке плана мероприятий по позиционированию имиджа губернатора Сахалинской области». Видно, совсем плохо с репутацией главы региона, раз его позиционирование ставят на такие серьезные рельсы.

Второй документ — уже готовый план, составленный, скорее всего, некими пиарщиками и отправленный для анализа в отдел по работе с общественностью управления внутренней политики аппарата губернатора и правительства. При чтении бумаги берет оторопь — от цинизма, псевдонаучности и барственности кулинаров, готовивших эту лапшу. Они предлагают различные инструменты воздействия на электорат. Например, ролики с синхроном губернатора, посвященные социальным гарантиям островитян. Предупреждают: вообще-то ролики дают кратковременный эффект… но«на предвыборном этапе могут стать существенным элементом возгонки рейтинга». Предлагают выпустить серию роликов с инфографикой «Сахалин — лидер ДВФО», используя в них только «выгодные показатели сравнения».

Пресс-секретарь губернатора и нештатные советники по отраслям тоже приравнены к инструментам воздействия. Последние «особенно полезны в достаточно продолжительные периоды отсутствия губернатора в регионе, фактически выступают «голосом губернатора», обеспечивая эффект его присутствия в регионе». Предлагают кулинары и нечто новенькое: создание института уполномоченных губернатора по ситуациям и проектам.

Модное слово «концепт» — в каждом абзаце. Если верить лингвистам, то это всего лишь смысл текста. Но за слово «смысл» пиарщикам не заплатят. А вот за «концепт», да еще «тематический», — другое дело, хотя бред полный. Итак, «тематические концепты»: губернатор в своих выступлениях должен четко«формулировать цель/индикатор развития». И чтобы он чего не перепутал, следует разъяснение: «прирост населения, рост зарплат, жить не хуже Югры/Хабаровска/Петербурга». Кроме того, имя хозяина в сознании подданных должно идентифицироваться с каким-нибудь большим проектом — например, строительством моста на материк.

Все эти «инструменты» и «тематические концепты», по мнению пиарщиков, должны создать качественно новый образ: губернатор «думает обо всем Сахалине, он — модератор общественной дискуссии, защитник территории».

От кого же он ее будет защищать? Ответ таков: «… от различных реальных или имитируемых внешних воздействий». Есть и перечень, из которого заказчик «возгонки» должен сам определить, что представляет реальную, а что имитируемую угрозу: «дискуссии с Москвой (раздел продукции по СРП), недружественное поглощение Приморьем, внешняя экспансия на местный бизнес, недостаточная социальная ответственность большого, в т.ч. иностранного, бизнеса».

«Модератора общественной дискуссии» явно пришлось добавить после протестных событий в столице, и этот кусочек плана, навязанный действиями оппозиции, выглядит чужеродно. Привожу его полностью: «Отказ от нынешней модели «навязанного решения» и даже модели «последующего общественного обсуждения», переход к (инициируемой) общественной дискуссии и властные решения как результат оценки общественной дискуссии. Требуется активизация работы с общественными организациями и инициативами».

Называется и дата, когда должна начаться возгонка рейтинга: август 2012 года, пятилетие Хорошавина у власти.

Сколько подобных предложений было внесено? Каков он, сводный план, который не только готов, но претворяется в жизнь? Кто авторы вышеприведенных кулинарных упражнений? Всё это я и хотела узнать у заказчика.

В последний раз в высоких начальственных кабинетах я была при предыдущем губернаторе. Поэтому оценила перемены в (не) доступности власти. Кольцо охраны стало двойным. Сначала внизу, в холле, проверяют документ, удостоверяющий личность, созваниваются с приемной VIP-персоны. Затем, уже на пятом этаже, где кабинеты небожителей, — опять оказываешься перед закрытыми наглухо дверьми. По телефону, уже самостоятельно, набираешь код заветной приемной, чтобы там вновь удостоверились, что это именно ты.

Секретарша забирает мобильник. Никакие наивные уверения, что он отключен, т.е. разговору помешать не сможет, не действуют: «Так положено». Но это же противозаконно, говорю я уже хозяину кабинета, какое вы имеете право изымать личную вещь? Может, пока мы с вами беседуем, там, в приемной, изучаются мои личные контакты. И опять слышу, что эти правила — для всех, а правительство — режимный объект. «Мы тоже не можем пользоваться своими мобильниками и в туалет ходим со специальным электронным ключом».

Кабинет главного лица, ответственного за информационную политику, впечатляет, но это роскошь не прежних времен сталинского ампира. Нынешняя роскошь — это самая современная электроника: компьютеры, телефоны, гаджеты. Комментарий хозяина краток: да, распоряжение такое рассылал — план мероприятий по позиционированию главного лица региона действительно готовится. Наступили новые времена, сейчас имидж губернатора — это прежде всего позиция открытости губернатора. «Мы хотим, чтобы власть была максимально приближена к народу, чтобы население вовлекалось в процесс управления. Пока этого нет».

Но предъявить и прокомментировать настоящий сводный план (а ведь он уже больше месяца как готов, может, уже и действует) — отказался.

Попробовала я порассуждать в его присутствии о том, где мог родиться этот план, который мне передали его подчиненные.

— Судя по тексту — не доморощенный, — говорю. — Наши чиновники и слов-то таких не знают: «PR-экспертиза», «тематические концепты»… Потом, вот это: «жить не хуже Югры», «недружественное поглощение Приморьем»… Сахалинец никогда бы так не написал. Это ваш московский десант тупо скатал с какой-нибудь пиар-болванки губернаторского уровня. Или президентского. Во всяком случае, мантру «защитник территории» я, например, не раз слышала на пропутинском февральском митинге «Курилы наши! И точка!». А ведь известно, что именно москвичи его организовывали, как и агитационные спецвыпуски «Губернских ведомостей», из-за которых редакцию до сих пор таскают по судам.

— Какой московский десант?

— Да те 40 пиарщиков, прибывших в Южно-Сахалинск накануне выборов в Госдуму. Тех, что вы разместили в кабинетах редакторов холдинга «Губернские ведомости».

— Сорок пиарщиков? Я разместил?

— Не вы — ваши подчиненные. После президентских выборов половина десанта смылась, а половина осталась — обеспечивать нам правильные выборы в облдуму.

Хозяин кабинета засмеялся и покачал головой:

— Как же вы не любите власть…

Вот так мы и поговорили.

Наверное, он пожалел о встрече: «Пустил козу в огород». Но дело абсолютно не во мне. Не надо вообще никого из обычных людей, живущих в реальном мире, пускать на свою тщательно охраняемую территорию. Потому что они утрачивают там остатки уважения к власти. Какие там «отказы от нынешних моделей навязанного решения»! Какие «новые подвижки в сторону диалога с народом и открытости власти»!.. Иноязычие, иносуществование этой власти не оставляют сомнения: система не реформируема.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow