3 сентября состоятся выборы президента российского футбольного союза (РФС): 104 футбольных субъекта—в их числе межрегиональные объединения, региональные федерации—соберутся в московском отеле «Монарх» для того, чтобы определить нового руководителя футбольной отрасли, и, соответственно, выбрать вектор ее развития. Одна из основных кандидатур—г лава Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) Сергей Прядкин—хорошо известна читателям «Новой газеты» по нашим расследованиям.
С 2006 года Прядкин—один из ключевых менеджеров отечественного футбола: сначала он занимал пост гендиректора РФС, чуть позже стал президентом Российской футбольной премьер-лиги, а также контролировал Комиссию по агентской деятельности. А потому Сергей Прядкин не может не отвечать за те негативные явления, которые укоренились в отечественном футболе: двойные стандарты при лицензировании клубов, перманентное увеличение размеров клубных бюджетов, огромные отчисления в пользу агентов, отсутствие адекватного разбирательства по поводу договорных матчей и странного судейства—за все то, что вызывает падение интереса к российскому футболу и превращает его в сомнительный бизнес-проект, имеющий со спортом мало общего. Поэтому мы и сочли возможным уделить столь пристальное внимание изучению прошлого и настоящего этого спортивного функционера.
Силы, поддерживающие Сергея Прядкина на пути к президентству, — серьезны: топ-клубы, главы госкорпораций, спонсирующие футбольные клубы, подавляющее большинство агентов, некоторые региональные федерации… По словам сотрудника администрации Ростовской области, встретившегося со мной на условиях анонимности (фамилия редакции известна), почти наверняка за Прядкина проголосуют федерации, входящие в межрегиональное объединение «Юг»: «На встрече в Азове Прядкину в приватной беседе гарантировали свою поддержку: глава МРО «Юг» Лом-Али Ибрагимов, представитель Ставрополя Сергей Барабаш и краснодарский делегат Иван Перонко. Остальных Прядкин убеждал, называя имена высокопоставленных лиц, поддержкой которых якобы заручился. Наш делегат поначалу тоже думал голосовать за Прядкина. Сейчас этот вопрос находится в подвешенном состоянии».
Неопределенность в Ростовской области, продолжает чиновник, обусловлена вроде бы частностью — судейством матча «Ростов» — «Крылья Советов» (1:1), но эта деталь очень характерна для того, чтобы понять, что требуют от футбола местные руководители. «Президент клуба и вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань остался недоволен тем, что на игру был назначен судья Мешков. Он даже высказал претензии одному из руководителей РФПЛ. Тот якобы объяснил: назначение судей контролирует Розетти (глава российского судейского корпуса — А.С.), из-за чего их человек из департамента судейства и инспектирования оказался на вторых ролях. Но, сказал он, после выборов все изменится».
Поддерживают главу РФПЛ и «околофутбольные» персоны, рассказывает футбольный агент: «Знаю, что в поддержку Сергея выступил Осман Кадиев (имеет неформальное отношение к клубу «Волга», Нижний Новгород — А.С.). Но тут все ясно: для него приход Толстых (еще один кандидат на должность президента РФС) тоже крайне опасен — Николай Саныч ведь его уже однажды изгонял из футбола (Толстых был инициатором лишения профессионального статуса махачкалинского «Динамо», владельцем которого был Кадиев — А.С.)».
Выказывает свою заинтересованность в избрании Прядкина и бывший глава РФС Фурсенко, ушедший в отставку после провала сборной России на чемпионате Европы. Наш источник из РФС (фамилия редакции известна) поясняет по этому поводу: «Сергей Геннадьевич (Прядкин — А.С) постоянно общается с Фурсенко, через которого рассчитывает на поддержку УЕФА (Европейская футбольная ассоциация — А.С.). Знаю, что Фурсенко уже разговаривал с директором УЕФА по национальным ассоциациям Теодором Теодоридисом».
Хотя для самого Сергея Прядкина, по словам знающих его футбольных функционеров, которые также не решаются на публичные комментарии, должность президента РФС крайне обременительна: «Он ведь и сам не ожидал, что придется баллотироваться. Жаловался: мол, зачем это — излишняя публичность, высокая ответственность?» По нашим данным, недовольство это может быть связано с еще не утихшей реакцией от прошлогодних публикаций «Новой газеты». Наши собеседники говорят примерно следующее: «Вы вывернули его наружу тогда. Он бы сейчас был идеальным президентом РФС». Действительно, до наших публикаций (№ 41 от 18 апреля 2011 года; №42 от 21 апреля 2011 года) Прядкин имел безупречную публичную репутацию: бывший спецслужбист, опытный футбольный чиновник…
Но люди, работающие на рынке купли-продажи футболистов, упорно называли Прядкина одним из «кураторов трансферного рынка». «Новая» решила проверить, есть ли основания под этими заявлениями. Так выяснилось, что в Берлине у г-на Прядкина работает футбольное агентство GiRRus GmbH, принадлежащее ему на паритетных началах с известным футбольным функционером Константином Сарсанией; что там же, в Берлине, проживает некий агент ФИФА Томас Цорн, который, по мнению немецких СМИ, может оказаться сыном Прядкина и работать на российском трансферном рынке.
За публикациями следовали официальные «мероприятия» — якобы вызовы Прядкина «наверх», серьезные разговоры с его влиятельными лоббистами в силовых структурах, даже официальные разбирательства в Комитете по этике, начавшем было исследовать возможное наличие в деятельности футбольного чиновника конфликта интересов. Шум-гам сошел на нет — а Прядкин остался.
Борьбу же «за правду» продолжили вести лишь Профсоюз футболистов и тренеров России да игрок Евгений Левченко (на чьем трансфере в «Сатурн» было выведено 400 тысяч долларов — №101 от 12 сентября 2011 года): по их обращению (фабула заявлений была одинаковой) «дело Прядкина» рассматривал Спортивный арбитражный суд Лозанны (CAS). В пятницу CAS, по нашим сведениям, вынесет решение: иск профсоюза отклонить, а материалы футболиста направить на пересмотр в РФС — таким образом судьба Прядкина может решиться в России. Пока же в самом РФС шутят, что Сергей Геннадьевич может оказаться первым президентом футбольной федерации, находящимся «под судом».
О силовом лобби, или подполковник П.
В архивах Московского уголовного розыска хранится справка, согласно которой некий С. Прядкин, военнослужащий в/ч 32152
(Управление правительственной связи КГБ СССР, позднее — ФАПСИ), в период 1988-1991 гг. совершал странные сделки по приобретению у находящихся в его подчинении спортсменов сборной СССР радио- и видеоаппаратуры, оказывал содействие в бестаможенном пересечении госграницы и даже якобы был причастен к распродаже советского оружия.
Весной прошлого года мы опубликовали статью («Президент начинал подполковником»), в которой привели заметки от 1994 года нескольких столичных газет, иллюстрировавших задержание сотрудниками МУРа и Федеральной службы контрразведки (ФСК) некоего «подполковника П.». Он подозревался в незаконном хранении и сбыте огнестрельного оружия и боеприпасов. Эта статья, а точнее, компиляция архивов столичных СМИ (газеты «Сегодня» и «Московская правда» — от 14 июля 1994 года), вряд ли бы появилась в «Новой газете», если бы по своим биографическим и визуальным характеристикам «подполковник П.» не напоминал президента РФПЛ Сергея Прядкина. Вскоре после публикации с нами на связь вышли бывшие оперативники МУРа (фамилии известны редакции), сообщившие: в июле 1994 года был задержан некий Сергей Прядкин, в тот момент проживавший в поселке Удельная Раменского района Московской области.
Из дела оперативной разработки (цитирую выдержки):«…П. известен в криминальном мире под прозвищем Пушкин, обладает авторитетом среди членов группировок, знаком с главарями… От источника стало известно, что П. снабжает членов группировок документами (без права задержания и обыска), полученными в результате ликвидации нескольких в/ч в Прибалтике, и спортивными малокалиберными пистолетами марки «Марголин»… Источники сообщают, что П. является действующим военнослужащим, служит в структуре ФАПСИ в звании подполковника. Очевидно, П. является носителем государственной тайны».
Поскольку материалы оперативной разработки не заверены печатями и подписью, а потому не являются доказательствами в суде (впрочем, офицеры, имеющие к ним отношение, подтверждают все там написанное), мы не называем того, кто скрывается за обозначением «П.» — читатель сам вправе догадаться.
По словам бывшего сотрудника МУРа, после выявления связей П., все материалы были переданы в ФСК РФ: «Контрразведчики знали, что он пересекал границу России, в частности летал в Германию. Они завели дело оперативного учета по окраске «шпионаж»: полагали, что он мог стать объектом вербовки немецких спецслужб. Когда информация в достаточной мере была накоплена, мы ее реализовали совместными усилиями. Случилось это в июле 1994 года».
Вспомним результаты задержания «подполковника П.», которым, видимо, мог быть Сергей Прядкин, еще раз (цитата из газеты «Сегодня», № 131 от 14 июля 1994 года): «<…> В ходе задержания у подполковника были изъяты 1350 патронов калибра 5,6 мм, 20 бронебойно-зажигательных патронов, граната РГД-5, икона «12 апостолов», форма лейтенанта милиции, несколько номеров от разных автомобилей и радиостанция «Роса», используемая для связи высшими руководителями государства. Также оперативники изъяли валютные счета компании «Томсон» в Межкомбанке, на которых находилось 180 тысяч немецких марок <…>». По данным ЕГРЮЛ, Сергей Прядкин в 1994 году действительно имел отношение к малому индивидуальному предприятию «Томсон» — он значился гендиректором компании.
После задержания, продолжает экс-сотрудник угро, П. даже успел провести ночь на гауптвахте, но на этом его страдания закончились —дело о «незаконном хранении оружия», переданное гарнизонной военной прокуратуре, было прекращено. Со слов бывшего оперуполномоченного: «За ним стояли высокие государственные чины. Ходатайствовал за него вроде бы сам генерал Старовойтов (бывший руководитель ФАПСИ — А.С.), который тогда входил в ближайшее окружение президента Ельцина».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Бизнес в Германии
Свой зарубежный бизнес в Берлине — компанию GiRRus GmbH, занимавшуюся экспортом и импортом товаров для автомобилей, электронного оборудования, металлов, древесины, продуктов питания, а чуть позже и футболистов, — Сергей Прядкин открыл в то время, когда, судя по всему, являлся действующим кадровым офицером ФАПСИ.
Первый протокол собрания акционеров GiRRus, по данным административного суда Шарлоттенбурга, был подписан 10 марта 1994 года. Партнером Прядкина на тот момент значился подданный Канады Хамидреза Дадашян Сарави (ему принадлежало 50% в уставном капитале), директорами же были сам Прядкин и гражданин Германии Владимир Нахшунов. Впрочем, «троевластие» закончилось в сентябре 1995-го: Прядкин к тому времени уже значился единственным учредителем и директором в GiRRus. Таковым он оставался вплоть до 1999 года, пока 50-процентную долю и право первой подписи в проекте не получил первый агент ФИФА из России Константин Сарсания.
В мае же 2000 года по юридическому адресу GiRRus (Ам Кёльнишен Парк 6/7, 10179, Берлин) была зарегистрирована компания Ritchi GmbH: ее учредителями стали граждане России Марина Гадателева и Игорь Чистюхин, а генеральным директором — Сергей Прядкин. Сфера деятельности общества во многом схожа с деятельностью GiRRus: экспорт и импорт… Спустя полтора года после подписания первого протокола собрания акционеров Сергей Прядкин покинул пост директора, его должность занял Игорь Чистюхин. Последний оказался бенефициаром компании-побратима из России — многопрофильного предприятия «Ричи», зарегистрированного в Московской области в 1994 году.
Сегодня этот бизнес разросся — в нулевых была создана группа компаний «Р. и Чи.», в которую вошли ООО «ЧОП «Р. и Чи Плюс», ООО «Ричи-Партнер», ООО «ЧОП «Спартак», ООО «Ай-Петри».
«Вырос» и сам Чистюхин — «земляк» Прядкина по Раменскому району сегодня является депутатом Мособлдумы от фракции «Справедливая Россия» и возглавляет районное политическое отделение партии. По данным Мособлдумы, депутат также является советником президента РФПЛ Прядкина по экономическим вопросам и членом попечительского совета Межрегиональной общественной организации «Фонд поддержки органов пограничной службы ФСБ Российской Федерации» (по данным ЕГРЮЛ, президент фонда — Сергей Прядкин).
«Сын» Томас Цорн
По словам нашего источника в Германии, г-н Прядкин фактически живет на две страны: «Ваш президент (РФПЛ) действительно и там, и здесь. Только в 2012 году мы зафиксировали более 20 его визитов в Берлин, а с 2008 года, как мы выяснили, он приземлялся в аэропорту нашей столицы 95 раз (детализация прилетов Прядкина в Берлин есть в редакции — А.С.). При этом вряд ли его интересуют немецкие клиники: если судить по анкетам, каждая вторая поездка — деловая». По прибытии, продолжает источник, Сергей Прядкин первым делом направляется в Даллем — исторический пригород Берлина: «Он останавливается в особняке на Энглералле,36. Место это элитное: по оценкам агентства L&B Immobiliya EuRuS GmbH, там самая дорогая недвижимость в Берлине».
В перечень «деловых мероприятий», рассказывают наши источники, входит и встреча с Томасом Цорном — действующим агентом ФИФА, получившим лицензию в апреле 2009 года (действительна до 30 марта 2014 года). Молодой немецкий агент, который будто бы приходится сыном Прядкину уже сегодня встроен в агентский бизнес «отца» — по данным Немецкого футбольного союза (DFB), «по состоянию на июнь 2011 года у Томаса Цорна было два агентских соглашения с российскими футболистами».
Их имена в DFB«Новой» назвать отказались, однако, по нашим данным, клиентом Цорна может оказаться полузащитник московского «Локомотива» и сборной России Магомед Оздоев. Отметим, что при подписании с ним профессионального контракта «Локомотив» оплатил 100 тысяч евро за услуги футбольного агента кипрской компании Sportunion Group IM Ltd.
Кроме того, Цорн участвовал в переходе из немецкого «Шальке» в московское «Динамо» форварда Кевина Кураньи. По словам сотрудника агентства Rogon, которому принадлежит трансфер Кураньи, «GiRRusпомогла создать контакт между Кураньи и «Динамо».
Мы попытались разобраться в отношениях Цорна и Прядкина: оказывается, еще 18 мая 1998 года, вносяизменения в устав GiRRusGmbH, Прядкин сообщил своему нотариусу Отари Нарссия (копия заявления есть в редакции): «Я являюсь гражданином Российской Федерации и в настоящее время проживаю по адресу: 10717, Берлин, Уландштрассе, 107 у Елены Цорн. По этому адресу я зарегистрирован в полиции. Я имею разрешение на проживание в Германии, действительное до 29 января 2000 года». В то же время, по данным Берлинского земельного ведомства (Berliner Grundbuchamt), вилла на Энглералле,36, куда «первым делом направляется Прядкин», с 2007 года принадлежит Елене Цорн.
Если между бизнесом Томаса Цорна и деятельностью Сергея Прядкина действительно есть какая-то связь, то вопрос о наличии конфликта интересов у руководителя РФПЛ становится риторическим.
Вид на жительство
У другого кандидата в президенты РФС Алишера Аминова к конкуренту свой вопрос: «Мне интересно, каков юридический статус Прядкина в Германии? Поскольку он отказался от дебатов со мной, я задал ему вопрос путем открытого обращения —привожу его вам: «Обладали ли вы (С. Прядкин) на момент избрания (2009 год) в исполком РФС иным гражданством, помимо гражданства Российской Федерации? Был ли у вас вид на жительство в другой стране? Если да, то почему вы скрыли этот факт от Конференции РФС, прямо нарушив тем самым избирательный регламент?»
Поясню смысл вопроса: прежняя редакция избирательного регламента (пункт 2 ст. 10—упразднен 4 февраля 2012 года) запрещала лицам с двойным гражданством, видом на жительство или иными документами, дающими право на постоянное проживание в другой стране, избираться в исполком федерации.
Так было ли у Прядкина право проживать на территории Германии? Судя по всему — да.
Прирегистрации Ritchi GmbH (2000 г.) нотариус Отари Нарссия, визируя решения акционеров о назначении Прядкина директором общества, постановил (копия есть в редакции): «Свидетельствую подлинность подписи директора общества Сергея Прядкина, 17 августа 1961 года рождения, проживающего по адресу: Падерборнер штрассе, 8, 10709, Берлин. Личность его установлена по предъявленному действительному заграничному паспорту Российской Федерации с фотографией (№ 50 0071***) с неограниченным разрешением на жительство в Германии без каких-либо ограничений в отношении разрешения на работу». Мы решили проверить актуальность данной информации через посольство России в Берлине — и получили официальный ответ: «Сергей Прядкин долгое время зарегистрирован и проживает в Берлине. Более подробную информацию власти Германии могут предоставить лишь по запросу российских государственных органов».
Сергей Прядкин от комментариев «Новой газете» в ответ на письменный запрос отказался.
P.S. «Новая газета» благодарит журналиста немецкой газеты Süddeutsche Zeitung Йоханесса Аумюллера за помощь в подготовке материала.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68